Цена за литр бензина в странах СНГ
Стоимость поставки бензина на заправки «Лукойл» и другие АЗС напрямую зависит от нескольких факторов. Сюда относят налоги на добычу полезных ископаемых, акцизы на нефтепродукты, НДС, налоги на прибыль, а также налоги на транспортировку. От конечной стоимости бензина они составляют такой процент:
- 4% — налог на извлечение нефти из месторождений;
- 7% — транспортировка и пройденные километры;
- 13% — наценка нефтеперерабатывающего завода;
- 16% — наценка заправочных станций.
Из этих показателей складывается конечная стоимость бензина, по которой покупатель получает топливо. Несмотря на то, что Россия самостоятельно добывает нефть, стоимость горючего здесь не самая низкая, как, например, стоимость бензина в Объединенных Эмиратах – 0,6 доллара. По СНГ сравнительная характеристика цен тоже позволяет составить таблицу:
Страна | Стоимость за 1 литр/долларов |
Армения | 0,78 |
Таджикистан | 0,89 |
Узбекистан | 0,93 |
Украина | 0,9 |
Белоруссия | 0,61 |
Молдова | 0,78 |
Азербайджан | 0,76 |
Россия | 0,62 |
Киргизия | 0,65 |
Казахстан | 0,43 |
Туркменистан | 0,28 |
Из предложенной таблицы можно составить списки топ-5 стран, продающих самый дорогой и самый дешевый бензин. Покупать топливо по доступным ценам можно в следующих государствах СНГ:
Государства из таблицы можно также объединить в список стран, где топливо считается самым дорогим:
- Узбекистан;
- Украина;
- Таджикистан;
- Молдова;
- Армения.
Где бензин стоит дешевле
На нашей планете можно найти 25-30 стран, в которых топливо для автомобилей продается дешевле (иногда в разы).
Меньше всего бензин стоит в Венесуэле — 0,02$ (1,18 рубля) за литр. Эта страна занимает 9 место в мире по объему добычи нефти. Чисто символическая стоимость топлива в Венесуэле объясняется тем, что правительство данной страны субсидирует покупку бензина гражданами. Себестоимость горючего, продаваемого на автозаправках, на самом деле в 28 раз выше, чем его розничная цена. Чашка кофе в придорожном кафе обойдется венесуэльскому автолюбителю в 30 раз дороже, чем покупка 1 литра бензина.
Однако, несмотря на дешевизну топлива, российские автомобилисты вряд ли захотели бы жить в Венесуэле. В этой стране уже несколько лет бушует политический кризис, ощущается нехватка продовольствия. А инфляция национальной валюты страны в 2018 году перешагнула фантастические 1 300 000 %.
На втором месте по дешевизне бензина находится Иран, который одновременно занимает 6 место по объему нефтедобычи. 1 литр автомобильного топлива в этой стране стоит 0,12$ (8 рублей). Но это государство так же, как и Венесуэла, находится под жесткими экономическими санкциями со стороны многих стран мира. Поэтому, несмотря на дешевизну автомобильного топлива, жители Ирана постоянно сталкиваются с серьезными экономическими трудностями.
Другую группу стран, где бензин стоит значительно дешевле, чем в России, составляют нефтедобывающие государства Персидского залива. В Кувейте и Алжире в пересчете на нашу валюту топливо на заправках стоит около 22 рублей за литр, в Бахрейне, Катаре, Омане, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах — 33-35 рублей.
Интересно, что меньше, чем в России, бензин стоит в некоторых государствах СНГ. Так в Туркменистане (в пересчете на наши деньги) топливо стоит 27 рублей/литр (страна занимает 36 место по объему добычи нефти). 28-30 рублей за литр стоит бензин на заправках в Казахстане и Азербайджане (которые занимают 15 и 21 место по объемам нефтедобычи). Поэтому российские автомобилисты из регионов, граничащих с Казахстаном, часто и с удовольствием покупают топливо на заправках соседнего государства.
Акциз на топливо
Без учета акциза на топливо невозможно правильно спрогнозировать сколько будет стоить бензин в 2022 году в России. Акциз является одним из видов налогов, устанавливается на переработку нефти в различные виды топлива.
Так для бензина ниже 5 класса в 2021 году был установлен акциз в размере 13620 рублей за тонну, для 5 класса — 13260 руб./тонна. Дизель облагается налогом в размере 9200 руб./тонна.
В 2022 году акцизы будут подняты на 4% или в абсолютных значениях:
- бензин ниже 5 класса — 14169 руб./тонна;
- бензин 5 класса — 13793 руб./тонна;
- дизель — 9556 руб./тонна.
До 2018 года доля акцизов в стоимости топлива находилась на уровне 15%. Ежегодное увеличение производилось не выше уровня инфляции. Однако, в январе 2018 года акцизы были подняты на 10,7%, что спровоцировало резкое поднятие цены на топливо и повышение доли налога в ценообразовании — до 22-23%.
Данные выплаты направляются государством на дорожное строительство. Резкое увеличение акцизов в 2018 году было вызвано строительством двух крупных объектов: «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининграде. Значит, цена бензина в 2022 году поднимется, как минимум, на 3-4%.
Как сдержать подорожание
Теперь Независимый топливный союз предлагает отказаться от демпфера. Также эксперты выдвинули следующие предложения, которые помогут оставить цены в рамках базового сценария:
- снижение акцизов на бензин и дизель пятого экономического класса;
- отмена демпфера – сейчас он дестабилизирует ситуацию, а не сглаживает цены на рынке;
- повысить нормативы обязательных объёмов реализации топлива на бирже: до 25% по бензину и до 15% по дизелю.
Таким образом у производителей появится фискальный стимул роста и объёмы производства не уйдут на экспорт, а останутся на внутреннем рынке. В этом уверен глава НТС Павел Баженков.
Растут быстрее инфляции
Повышенный спрос на топливо начинается с середины весны: увеличивается число поездок по стране, начинаются сельскохозяйственные работы. С декабря по март цены на бензин и дизель обычно не растут или повышаются медленно, но не в этот раз. Независимый топливный союз (НСТ) бьёт тревогу: оптовые цены на АИ-92 и АИ-95 с 1 декабря 2020 по 17 марта 2021 выросли на 18,5% – до 53,6 тыс. и 55,3 тыс. рублей за тонну. Об этом пишут «Известия».
К концу году цены на розничное топливо могут превысить 49 рублей. Фото: yandex. net.
На подорожание топлива влияет сразу несколько факторов:
- рост нетбэков – индексов экспортной альтернативы;
- плановое подорожание на 4% акцизов на бензин и дизель с 1 января 2021;
- увеличение параметров формулы расчёта демпфирующих надбавок к возвратному акцизу;
- повышение налоговой нагрузки на внутренний рынок;
- роста экспорта и снижение внутренних поставок топлива.
Аналитики опасаются топливного кризиса и роста цен на топливо выше инфляции. В рамках худшего сценария розничная стоимость бензина увеличится до 13,77% в течение года. Например, если в марте средняя цена на автомобильное топливо составляет 44,9 руб., то к декабрю увеличится до 49,55 рублей.
В таком случае может повториться ситуация весны 2018 года, когда бензин резко подорожал на фоне роста мировых цен на нефть. Российские власти стабилизировали ситуацию на внутреннем рынке благодаря демпфирующему механизму, который отвязал цены топлива на АЗС от мировых котировок. Демпфер позволяет сдерживать колебание цен на топливо. Например, если мировые цены превышают внутренние, власти компенсируют нефтяникам денежные потери. И наоборот: когда внутренние цены выше, нефтяные компании платят разницу в государственный бюджет.
Оценка бизнеса
Представители бизнеса с оценкой Минэнерго не согласны. Так, в Независимом топливом союзе (НТС) «Известиям» подчеркнули, что причиной нынешних изменений стало ценовое и фискальное регулирование правительства на топливном рынке России.
— Ни о какой сезонности не может быть и речи. Ключевыми драйверами биржевых, а следом и розничных цен, стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков). Прежде всего, росту нетбэков способствовало повышение налоговой нагрузки. Так, например, с 1 января 2021 года рост акцизов на бензин и дизельное топливо составил 4%. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. А это стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки, — заявил «Известиям» глава НТС Павел Баженов.
Топливная дилемма
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин
По его мнению, сегодня российский топливный рынок страдает от фискального дисбаланса. С одной стороны, при поставке нефтепродуктов на экспорт налоговая нагрузка ниже, чем при отгрузке на внутренний рынок, а с другой — разница экспортных пошлин на нефтяное сырье и нефтепродукты в текущих условиях слабо стимулирует повышение объемов переработки, объяснил Павел Баженов.
В январе 2021 года общий объем реализации Аи-92 и Аи-95 на бирже был ниже на 44% и на 23,8% соответственно в сравнении с январем 2018-го, ниже на 35,2% и больше на 0,8% относительно января 2019-го и ниже на 32,4% и 5,6% относительно января 2020 года. А увеличение цены приводит к тому, что растет тревога на рынке, люди пытаются скупать топливо с запасом, что провоцирует еще большее подорожание, отметили в НТС.
На сколько планируется повышение?
Еженедельное повышение цен породило настоящую панику среди обычных автомобилистов. Многие из них в попытках сэкономить пытались запастись бензином или дизелем впрок. В интернете можно найти сообщения некоторых» экспертов», которые прогнозируют повышение цен до 100 рублей за литр АИ-95. Связывают эти прогнозы с ростом цен на нефть в два раза, однако, если проанализировать схему ценообразования можно заметить, что больше половины стоимости составляют различные налоги и сборы, нефть здесь не оказывает решающего значения.
Но в основном встречаются прогнозы, предсказывающие повышение цен еще максимум до 10%. Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей. Этому могут способствовать меры, которые принимает в последнее время правительство и президент России.
На сколько лет хватит российской нефти?
При данной системе налогообложения, при той стоимости, которую мы сейчас имеем, порядка $60-70 за баррель, это порядка 19 лет. На самом деле всё меняется каждый год. Если бы цена была, скажем, $120 за баррель, то нефти бы хватило на гораздо больший срок. Нефти в земле очень много, и есть такая теория, что нефть — это возобновляемый ресурс. Но добывать нефть в отдельных регионах мира просто экономически невыгодно. В том числе, в России есть огромные пласты нефти, но добывать её очень дорого, и текущая цена не покроет добычу, поэтому эта нефть останется лежать в закромах природы.
Но и другая теория есть, что количество потребления нефти со временем будет уменьшаться. Даже по прогнозам Министерства энергетики России, 10-15 лет будет продолжаться текущий уровень потребления нефти, а потом мы увидим снижение. Соответственно, столько и российской нефти не будет требоваться.
По развитым странам, я считаю, что пик потребления прошёл в 2019 году. Пандемия расставила свои точки, плюс сейчас покупается всё больше электромобилей. И грузовики начинают производиться на электрической тяге, водородные автобусы и локомотивы уже существуют.
Акции протестов
Быстрый рост цен вызвал бурную реакцию среди автомобилистов. Многие из них отважились на акции протеста. Большинство протестующих делали это незаконно. Одной из самых массовых и миролюбивых является Всероссийская акция против повышения цен на бензин. По условиям акции организаторы призывают отказаться от заправки автомобилей каждую неделю в субботу и в воскресенье до достижения значимого результата.
Региональные акции
Во многих регионах проводились местные акции протеста, которые призывали снизить цены на топливо. Одну из первых акций провели в республике Дагестан, где цены начали повышаться еще в начале мая. Суть акции заключалась в блокировании въездов на заправочные станции. В одной из них более 20 автомобилей под видом поломки заблокировали въезд на АЗС «Роснефть». Участников оштрафовали приехавшие экипажи ГИБДД за невыставленные знаки аварийной остановки.
Акцию протеста уже без автомобилей провели автоперевозчики Новосибирска. Более 200 человек собрались на площади, где располагается научно-техническая библиотека. По заявлениям главы профсоюза они поставлены на грань выживания и поэтому требуют снижения цен.
Непарламентские партии пытаются на этом также завоевать доверие электората. Так, региональное отделение «Яблоко» организовало акцию протеста в Омске. На акции присутствовало более 300 человек. Дополнительно представители организации составили петицию на имя президента Владимира Путина с просьбой снизить стоимость топлива.
Протестуют и в других регионах страны. Массовые акции протеста можно было встретить в следующих субъектах:
- Ставрополье;
- Иркутск;
- Красноярск.
В них акции протеста прошли в спокойном русле без особых эксцессов.
Последние новости
Ежедневно в новостном пространстве появляется множество новостей, связанные с ситуацией ценообразования топлива. Одной из самых важных, несущая положительное настроение, является новость о том, что правительство договорилось с производителями о фиксации цен на бензин и дизельное топливо. Сообщил об этой радостной вести вице-премьер Дмитрий Козак. На встрече присутствовали 12 крупнейших производителей. Помимо этого, он объявил о снижении акцизов с 1 июня, а не с 1 июля как это планировалось ранее.
На фоне этих сообщений стала появляться информация о снижении цен за литр бензина во многих регионах нашей страны. Пусть снижение и незначительное, однако, в правительстве предсказывают стабилизацию цен до конца года, также возможно незначительное снижение.
Появилась также информация о потерях бюджета от снижения акцизов. Российская казна может недосчитаться до 100 млрд рублей. По планам правительства эти средства будут найдены из других источников.
Цены на бензин в последнее время перестали расти и стабилизировались, однако, они остаются на довольно высоком уровне, что вызывает финансовые проблемы у простого населения. Факторы, которые влияли на рост цен удалось частично нейтрализовать. Постоянно появляются новые новости, за которыми лучше всего следить, чтобы быть в курсе дела.
Посмотреть еще статьи из рубрики: События
Россия в мире зеленой энергетики
У нас есть стратегия, и в этом году должна быть принята водородная стратегия, в которой постулируется, что мы можем занять аж до 25% мирового рынка водорода после 30-х годов. Но тут вопрос, как считать, каков объём этого рынка будет и каков будет водород? Потому что он бывает, условно говоря, более чистый или более грязный, есть разделение на зелёный и серый водород.
Масса нюансов, поэтому сейчас нам нужно определяться, что мы будем продавать в ближайшие 10 лет. Потому что это окно возможностей и по углю, по которому вообще происходит закрытие станций, и потребление его снизиться ещё быстрее, чем нефти. А зелёная повестка есть у всех. Китай, например, к 2060 году должен стать полностью углеродно-нейтральным.
Да, развивающиеся страны пару десятилетий ещё будут наращивать потребление, но не все. Африка, Индия, Китай ещё наращивают объёмы потребления энергоресурсов. Но есть определённый максимум, на котором они остановятся. Китай сейчас будет больше всех в мире зелёной генерации, причём больше всего мира вместе взятого. И всё идёт к этому, поэтому через несколько десятилетий у Китая зелёная энергосистема будет больше, чем вся наша вместе взятая. Это то, к чему мы идём, и это некоторое ограничение нашего развития.
Исторические высоты
Биржевая цена автомобильного бензина Аи-92 днем 12 марта выросла до 55,75 тыс. рублей за т, обновив достигнутый в мае 2018 года исторический максимум, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Позднее она вновь снизилась до 54,31 тыс. рублей за т. Но с начала года стоимость топлива на бирже уже выросла на 12,33%.
В Минэнерго прокомментировали эту динамику так: «Текущее изменение цен нефтепродуктов в рознице в первую неделю марта связано с общим изменением индекса потребительских цен (ИПЦ) с начала года, колебаниями оптовых цен внутреннего рынка на фоне сезонного роста спроса на топлива, а также частично возросшего на фоне заморозков спроса на основные топлива».
Топливная дилемма
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
В ведомстве подчеркнули, что министерство продолжает мониторинг достаточности поставок и сохранения конечных цен на близком уровне к инфляции.
— Действительно, сезонный фактор и необычайно холодный март в России имеют значение для биржевых котировок, как и резкий подъем цен на сырую нефть в конце февраля — начале марта. Но мы приоритетным фактором назвали бы именно рост инфляции потребительских цен в начале года, — заявила «Известиям» заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
— При этом в помесячном выражении рост цен на бензин и в январе 2021 года к декабрю 2020-го, и в феврале 2021 года к январю, немного, на 0,1 п.п., превышал рост помесячной инфляции. Это значит, что, с одной стороны, работает государственная политика демпфера, позволяющая не допустить резкого скачка цен на бензин в любую сторону, то есть он сдерживался, но, с другой стороны, увеличение цен на бензин сдерживать всё труднее и труднее, так как на них влияет и повышение цен на сырье, и общая инфляция, и повышение акцизов, — заключила Наталья Мильчакова.
По мнению аналитика, сегодняшние ценовые изменения не угрожают бизнесу, так как колебания котировок на бирже краткосрочны и чаще всего носят конъюнктурный характер. Но в марте, скорее всего, рост цен на бензин начнет немного обгонять инфляцию.
В апреле, по словам Натальи Мильчаковой, можно будет ожидать стабилизации роста цен в целом и повышения стоимости бензина, а по итогам 2021 года рост цен на топливо в среднем составит 4–5%.
О подорожании бензина в рознице ранее сообщал Росстат. Так, за первую неделю марта цена Аи-92 на заправках в среднем выросла на 11 копеек, до 44,38 рубля — стоимость топлива увеличилась на 0,3% при общей инфляции в 0,2%.
Почему подорожание бензина неизбежно?
Помимо акцизов существуют еще 2 налога, которые влияют на прогноз роста цен на бензин в 2022 году. НДС и НДПИ — вносят значительный вклад в цену топлива. Также имеется демпферный механизм, способствующий росту стоимости горючего. НДС равен 20%, НДПИ будет повышаться согласно налоговому маневру.
В 2021 году коэффициент кратности НДПИ будет равен 3,5. Налоговый маневр был начат в 2019 году, предусматривает постепенное снижение до нулевого значения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, с одновременным увеличением НДПИ. Процесс должен завершиться к 2024 году.
Увеличение НДПИ позволит государству собирать больше средств с нефтяных компаний, так как НДПИ выплачивается, исходя из объема добытой нефти, а экспортные пошлины платятся только за реализованную за рубеж.
Власти объясняют данный маневр стремлением принудить компании к модернизации производства и повышению производительности. Увеличение НДПИ и акцизов приведет к повышению стоимости топлива.
Еще одним инструментом, стимулирующим повышение, является демпфер. Демпферный механизм был разработан в 2018 году на фоне резко увеличивающихся цен на бензин, ввели его в действие с 1 января 2019 года. Демпфер служит для недопущения резких колебаний цен на топливном рынке России, но способствует плавному повышению стоимости горючего.
Перед рассмотрением принципа функционирования механизма необходимо определить термин «нетбэк». Нетбэк — это ценовая граница, ориентируясь на нее, можно определить, где выгодней продавать топливо — в России или за рубежом.
Вычисляется величина в РФ путем вычитания из мировой цены на топливо затрат на транспортировку, экспортной пошлины, а затем — добавление акцизов. Полученная цифра в рублях служит для определения внутрироссийской цены.
Нефть, покупаемая нефтеперерабатывающим предприятием, стала в 2018 году подакцизным товаром. Если компания производит из приобретенного сырья не менее 10% бензина 5 класса от общей продукции или тратит на модернизацию производства не менее 60 млрд. рублей в течении нескольких лет, то ей снижаются налоги, путем вычета обратного акциза.
Рассчитывается размер выплат с помощью демпфера. Для этого вычисляют разницу между рублевым нетбэком и внутренней ценой, устанавливаемой правительством на год. Полученную разницу умножают на коэффициент 0,68 для бензина и 0,65 для дизеля. Итоговая величина и есть скидка за каждую переработанную тонну.
Правило работает когда демпфер положительный, то есть нетбэк выше, чем внутренняя цена. В этом случае государство выплачивает компенсацию компаниям в виде снижения налогов. Но если демпфер становится отрицательным, то уже производители топлива должны платить дополнительные налоги, что повышает цену литра горючего.
Даже при положительном демпфере, когда государство компенсирует компаниям недополученную прибыль от экспорта, производителям выгодно держать цену вблизи 10% максимума. Тогда будет получена максимальная прибыль в виде снижения налогов и повышенной стоимости топлива. Также много претензий к назначению внутренней цены.
В 2021 году она равна 56300 руб./тонна и повышается каждый год на 5%, не реагируя на возможные резкие изменения в течении года. Если мировые цены будут снижаться, то будет возрастать отрицательное сальдо демпфера, что приведет к повышению цен на внутреннем рынке. Получается, что оснований для снижения стоимости литра горючего не наблюдается.
С чем связано повышение цен на бензин в России?
Сколько людей, столько и мнений, для экспертов в области топливной энергетики эта поговорка применима в полной мере. Среди аналитиков и работников этой сферы можно встретить множество мнений о факторах, которые оказывают наиболее серьезное влияние на цену бензина и дизельного топлива. Наиболее часто можно встретить следующие причины:
- рост нефтяных цен на мировых биржах;
- рост акцизов на бензин и дизельное топливо;
- сезонный рост потребления топлива;
- падение курса рубля на валютных биржах;
- отсутствие конкуренции на рынке производства бензина;
- картельный сговор.
Рост акцизов на топливо
Разберемся какие из них оказывают серьезное влияние, а вклад каких несущественен. Чаще всего можно встретить в средствах массовой информации информацию о том во всем виноват рост акцизов. Об этом даже говорил президент России Владимир Путин во время ежегодной прямой линии. Он также признал, что правительство совершило ошибку при регулировании цен на топливо. Если об этом заявляет глава государства, то можно сделать вывод, что этот фактор оказывал серьезное влияние на стоимость топлива.
Рост цен на нефть и дешевый рубль
Мировые цены на нефть в последнее время выросли почти в два раза за последний год. Отсюда можно было надеяться, что бюджет пополнится нефтедолларами, которые улучшат благосостояние страны, однако, этот фактор спровоцировал дополнительный рост цен. Связано это с падением рубля. Обычно, когда нефть дорожает, одновременно с этим устремляется вверх курс рубля, а когда падает стоимость «черного золота» за ним следует отечественная валюта.
Введение санкций против крупных промышленных предприятий со стороны США и Евросоюза в первой половине этого года вызвало падение курса несмотря на рост нефти. В связи с этим возникла уникальная ситуация, когда производителям топлива стало выгоднее продавать его за рубежом чем внутри страны. С одной тонны топлива получалась выгода до 10 тыс. рублей. Поэтому в погоне за прибылью производители стремились направить как можно больше сырья на экспорт. Это вызвало уменьшение предложения в России, а соответственно рост цены бензина.
Сезонное повышение потребление бензина
Как известно из базового курса экономики, повышение спроса при отсутствии роста предложения вызывает повышение цен. Весной в нашей стране традиционно увеличивается потребление бензина и дизельного топлива. Это связано с началом посевной кампании по всей стране. Многие автомобилисты также начинают эксплуатировать автомобиль после зимней паузы. С таким ростом спроса производители бензина справиться не могут и поэтому пытаются получить сверхприбыль за счет роста цен.
Отсутствие конкуренции среди производителей бензина
Большинство компаний, которые производят топливо в России контролируются государством, или имеют большую долю государственного участия. Фактически отрасль является государственной монополией. Частные компании, зачастую находятся в ущемленном положении. Главные компании не стремятся конкурировать друг с другом, повышая эффективность труда. Вместо этого, они старательно делят сферы влияния, обеспечивая себе максимальную прибыль.
Картельный сговор
Это один из самых трудно доказуемых факторов. Антимонопольная служба регулярно выносит предупреждения и накладывает штрафные санкции для производителей топлива. Их постоянно подозревают в сговоре, однако, резонансных дел не было в истории России ни одного. Хотя синхронное повышение «ценника» другими логичными объяснениями назвать нельзя.
Возможное решение
В Минэнерго подчеркнули, что для полного удовлетворения растущего спроса внутреннего рынка и наращивания запасов к маю 2021 года, правительство рекомендовало нефтекомпаниям увеличить загрузку НПЗ. Ожидается, что стабилизации будет также способствовать увеличение минимального уровня продаж топлива на бирже и корректировка демпфирующего механизма.
Впрочем, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев считает, что позиция министерства демонстрирует полное отсутствие защиты интересов отрасли.
— Никакие точечные меры сегодня не могут решить проблему топливного кризиса. Полная закрытость совещаний по проблемам на рынке ТЭК позволяет выносить однобокие решения. Нужен сбалансированный подход, а не постоянная выкачка денег через налоги, которая ведет к рискам граждан платить за топливо гораздо больше, чем прогнозируемая планка не выше инфляции, — сказал он «Известиям».
Топливная дилемма
Фото: РИА Новости/Денис Гришкин
По его словам, бизнес сегодня ждет системных мер по решению топливной проблемы. Эксперт добавил, что рынку требуется редизайн, конструировать который нужно исходя из его ключевых проблем — низкая маржинальность нефтеперерабатывающего и розничного секторов, фискальный диспаритет, ценовое регулирование. Такими мерами могли бы стать смягчение налогового режима и пересмотр механизма демпфера, считает эксперт.
— Исходя из заложенных протоколом правительства от 2018 года параметров о росте розничных цен на уровень инфляции и прирост налогов, бензин в 2021 году может подорожать на 7% (2% — за счет повышения акциза и 5% — прогнозная инфляция), — рассказал Дмитрий Гусев.
В 2018 году занимавший тогда должность заместителя председателя правительства Дмитрий Козак проводил совещание с нефтяниками, в ходе которого стороны договорились, что оптовые цены и цены на АЗС не растут выше определенного уровня, объяснил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». С тех пор такой принцип регулирования цен в стране сохранялся.
Кабмин 10 марта принял решение скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и создать условия для изменения конечных розничных цен на АЗС не выше годовой инфляции. Формула демпфера была скорректирована в пользу нефтяников, о чем они неоднократно просили ранее. Детали по его корректировке вице-премьер Александр Новак обсудит с нефтяникам на совещании 15 марта.
Механизм демпфера рассчитывает разницы между экспортной ценой и индикативной ценой внутреннего рынка, отметил эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Виталий Ермаков. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, НПЗ получают субсидию от государства, которая компенсирует им упущенную выгоду от поставок за рубеж, что, в свою очередь, позволяет им сдерживать рост цен на АЗС в России, отметил он. В обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.
Сейчас правительство и нефтяные компании обсуждают настройку действующего механизма, в частности, индексацию индикативной цены, что может немного увеличить размер субсидии для НПЗ, заключил эксперт.