Нефть на карантине: как пандемия обрушит цены на бензин в украине

Дорожает быстро, дешевеет медленно

Тем не менее эксперты не советуют надеяться на быстрое снижение цен. По их наблюдениям, снижение цен всегда происходит вдвое медленнее, чем повышение.

Есть и другие «формулы», которые позволяют понимать, каким будет рост или снижение цен.

Впрочем, эксперт обращает внимание, что не все трейдеры сразу ведут себя четко в соответствии с этими формулами. В частности, по его словам, полтора десятка сетей, связанные с группой «Приват», с осени прошлого года удерживали цены, тогда как у остальных они росли

А когда у других топливо перестало дорожать, они подняли цены, причем сразу на 4 грн.

Такие скачки цен не связаны с ситуацией на рынке, считает Геннадий Рябцев. А потому предупреждает: на стоимость топлива могут влиять и субъективные факторы. Речь в данном примере идет о ценах на полутора тысячах АЗС, что непосредственно отражается на ситуации на рынке.

Напомним, что кроме топлива в Украине подорожали и продукты. В конце зимы серьезный рост продемонстрировали цены на многие продукты питания. Овощи борощевого набора, яйца, хлеб. Это основные продукты питания большинства украинских семей. Как изменятся цены на них весной? Какие продукты будут дорожать в ближайшее время, а на какие цены пойдут вниз? Realist.online расспросил об этом экспертов и рассказал подробно.

«Нынешнее снижение цен на заправках — запоздалая реакция крупных операторов на укрепление гривни»

Однако только ли с возможными санкциями со стороны господарства связана нынешняя ситуация на топливном рынке. Подробнее об этом «ФАКТАМ» рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

— С чем связано снижение цен на бензин и дизтопливо?

— Основной фактор — это укрепление гривни. Я бы сказал, что нынешнее снижение цен — запоздалая реакция крупных операторов

Мы видим, что даже Антимонопольный комитет вынужден был рекомендовать им обратить внимание на ценообразование

На самом деле за последние годы люди, потребители нефтеподуктов, четко поняли, что цены на топливо напрямую зависят от курса. Потому что нефтепродукты — это в большинстве своем импортный товар, покупается за доллары, налоговые ставки на топливо начисляются в евро. Конечно же, тут прослеживается прямая связь между курсами валют и ценами. Но проблема в том, что раньше этот вопрос звучал, как правило, в контексте повышения курса доллара, ведь он только рос на протяжении последних пяти-шести лет. Сейчас ситуация обратная: курс доллара падает, а цены — нет. А ведь должна быть прямая связь, как дорога с двусторонним движением: когда рос курс доллара, росли и цены, когда курс падает, цены тоже должны опускаться. Люди это понимают. Когда меняются котировки на бирже, рядовые обыватели этого не видят. Что-то меняется где-то там, это какая-то узкоспециализированная информация. А изменение курса все видят просто на улице, на табло обменников, и понимают, что происходит. Поэтому, конечно, была реакция общества, и она дошла до определенной точки кипения. В том числе из-за этого операторы начали снижать цены.

— И какие у вас прогнозы по дальнейшему снижению стоимости бензина и дизтоплива?

— Думаю, на гривню или полторы цены еще упадут. Это то снижение, которое, возможно, уже даже перезрело. Но, важный нюанс, это касается только тех сетей, которые преимущественно торгуют горючим по ценам, скажем так, выше среднего уровня по рынку. Потому что в данных премиальных сетях пространства для маневра в ценообразовании побольше. Я бы так сказал, что у них есть потенциал для снижения стоимости бензина до 2 гривен на литре.

А в тех компаниях, которые торгуют в эконом-сегменте, а они занимают больше половины рынка, такого запаса для снижения цен особо нет. В этом сегменте бизнес конкурирует еще и с нелегалами, которые вообще тянут рынок вниз. Поэтому у компаний, работающих в эконом-сегменте, нет больших наценок. Основные наценки касаются так называемых премиальных сетей. Но у них, опять-таки, нет монопольного либо доминирующего положения на рынке. Хочешь — заправляешься на дорогих заправках, не хочешь — не заправляешься. Сейчас нет недостатка в АЗС.

— А если курс доллара будет и дальше снижаться?

— Это будет лишь усиливать потенциал для дальнейшего сокращения стоимости бензина и дизтоплива. Надо понимать, что 1 гривня в курсе доллара — это 80 копеек в цене топлива. Так и надо считать. На сколько у нас снизился курс? На пару гривен за последние несколько месяцев. Значит, минимум на 1,60 грн цена литра горючего может быть снижена.

— А решение Антимонопольного комитета повлияло на цены? Или оно было чисто рекомендательным, а цены и так должны были падать?

— Они должны были падать. Но в целом, я считаю, что крупные компании, необоснованно долго удерживая цены, пропустили гол в свои ворота. Не нужно было до этого доводить. Это случилось не первый раз, комитет к такой практике прибегал и ранее, и штрафы налагал. Поэтому нынешнее решение АМКУ, безусловно, хороший, мощный сигнал отдельным операторам рынка. Думаю, он тоже сыграл свою роль, — подытожил Куюн.

В следующей статье «ФАКТЫ» расскажут, почему на заправках начал дорожать сжиженный газ, и какие неприятные сюрпризы для владельцев автомобилей с газовым оборудованием готовит Верховная Рада.

Стоит напомнить, что похожая ситуация на топливном рынке наблюдалась в конце лета нынешнего года. Тогда стоимость бензина и дизтоплива снижалась, а сжиженный газ дорожал.

Зарплаты

Средняя зарплата за пять лет в гривне выросла более, чем вдвое. Однако национальная валюта обесценилась еще больше — в три с половиной раза. 

Средняя зарплата украинца, по официальным данным, в конце 2013 года составляла 3619 гривень. Сейчас она равна 9042 гривень. 

При этом осенью 2013 года курс доллара был чуть более 8 гривень, курс евро – около 11. Сейчас доллар стоит 27,75 гривень, евро – 31,49 гривень.

Соответственно, эквивалент средней зарплаты в 2013 году составлял 443 доллара, а сейчас средняя зарплата — чуть меньше 290 долларов. Отметим, что если бы сейчас средняя зарплата в Украине составляла бы 443 доллара, то по нынешнему курсу это было бы 13 950 гривен.

Год 2013 2018
Средняя зарплата в гривнах 3 619 9 042
Средняя зарплата в долларах 443 290

Почему подорожал бензин

Цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо – зависят от их стоимости в Беларуси, России и Литве. Больше половины импорта топлива в Украину приходится на эти три страны.

Наибольшее влияние на цену оказывает курс валют. Сети АЗС покупают топливо за доллары или евро, но доход получают в гривне. Когда Украинская валюта падает, то следующая закупка нефтепродуктов обходится компаниям дороже, из-за чего приходится поднимать цены.

К тому же, ежемесячно на стоимость топлива влияет и акциз, поскольку он начисляется в евро, то есть зависит от стабильности гривны. Подорожание было ожидаемым

“Есть две причины. 80% топлива завозится, и гривна начала обесцениваться. Только из-за проседания гривны цены можно поднимать уже на 40-50 копеек. А если учесть, что последние недели подорожали нефтепродукты на границе на 2%, то это еще 20 копеек. То есть экономически обоснованным является повышение цен топлива где-то 60-70 копеек уже сегодня”, – говорит директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Однако цены можно было придержать, считает эксперт. Например, уменьшив размер скидки для лояльных клиентов. Но видимо, сети АЗС готовятся к тому, что гривна и дальше будет падать. Прогнозы относительно курса от экспертов неутешительны: в сентябре ожидают курс 27-28 грн/доллар, а зимой и вовсе 30-32 грн/доллар.

Скоро увидим газ по 15 грн/л

Однако уже через 2 недели средняя стоимость пропан-бутана на украинских АЗС будет составлять 15 грн, спрогнозировал Артем Куюн. По его словам, еще в середине декабря СУГ начал стремительно дорожать в Европе – мировом индикаторе цен на пропан-бутан – а потом тенденция в середине января дошла до Польши и, в конце концов, к началу февраля и до Украины.

В Европе рост цен произошел из-за повышенного спроса на продукт со стороны нефтехимической промышленности. Она потребляет порядка 50% всех объемов СУГ, но начинает еще активней использовать его во время продолжительного периода стабильных цен на нефть.

«СУГ медленно реагирует на изменение котировок нефти, поэтому, когда стоимость барреля колеблется, пропан-бутан не успевает подешеветь. У нефтехимиков есть альтернатива – нафта, или прямогонный бензин, который, являясь производной от нефти, «бетонно» привязан к ценам на нее, и реагирует мгновенно», – объяснил Артем Куюн.

Чтобы заводы перешли на СУГ, он должен быть более выгодным относительно нефти в длительной перспективе – что и произошло в последние несколько месяцев, когда цена барреля находилась в диапазоне $55-57.

Уже в январе СУГ начал дорожать в Польше, которая, отмечает Артем Куюн, играет роль «передаточного звена» между Украиной и Европой, а также является одним из крупнейших в мире потребителей этого вида топлива.

В середине января тенденция к подорожанию пропан-бутана там усилилась из-за морозов и роста спроса на него с целью отопления, а к началу февраля докатилась и к нам.

«В январе Украина сократила закупки сжиженного газа, поскольку февраль – «мертвый» месяц, когда реализация падает и никому запасы не нужны. Поэтому подорожание у соседей мгновенно отобразилось на нашем рынке», – поясняет аналитик «А-95».

Эксперт уверен, что сегодня в Украине есть потенциал подорожания средней цены топлива до более 15 грн в Центре и на Востоке страны, где ближе находятся источники поставки автогаза. На Западе цены вырастут еще сильнее.

«Сейчас Украина может пополнять запасы пропан-бутана только из более дорогих источников. Между тем, оптовые цены могут еще подняться на $50, что добавит «сверху» к средней цене в 15 грн еще 60-70 копеек. Произойти это может через 1-2 недели», – полагает Артем Куюн.

Что дальше

Одними из первых на подорожавший бензин готовятся отреагировать перевозчики, взвинтив цены на проезд в городских маршрутках и на туры. В Киеве часть перевозчиков уже подняли цену на 1–2 грн, другие обещают это сделать вскоре. Как рассказали «Вестям» анонимно в одной из компаний-туроператоров, занимающейся авто­бусными турами, сейчас они обсуждают повышение цен на популярные туры. «От подорожания топлива страдают все — водители, турфирмы, экскурсоводы и директора гостиниц, так как все взаимосвязаны. Сейчас проще всего повысить цены на туры», — уточнил наш собеседник. Глава Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха подтверждает, что подорожание туров, хоть и незначительное, вполне возможно.

Эксперты говорят, что удорожание топлива также скажется и на стоимости продуктов, поскольку в цену товара закладывается его доставка. Стоит также учитывать, что на стадии производства идут затраты на дизель, бензин, газ, и если стоимость увеличилась, то и продавать такую продукцию будут уже с учетом подорожания», — сказал «Вестям» директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Аномально низкое подорожание бензина

Стоимость бензина с 3 на 4 февраля также выросла – в среднем на 3 копейки на 12 из 28 сетей АЗС. Лидером подорожания по данному виду топлива стали станции бренда Нефтек (+2 грн для марки А-95, до 27,89 грн/л).

Самый дорогой бензин в Украине продается на автозаправочных станциях Socar – литр топлива марки А-95 там можно приобрести за 30,48 грн.

Средняя стоимость бензинов в стране по состоянию на 4 февраля оказалась выше на 1,5 грн, чем в конце декабря (25,64/л для А-92 и 26,67/л для А-95). Однако по мнению директора группы «А-95» Сергея Куюна, значительная часть АЗС из эконом-сегмента увеличила стоимость топлива на аномально низкий уровень. 

«За последние три месяца нефть подорожала с $37 до $55 за баррель, в результате чего оптовые цены выросли на 4 грн/л, – при этом розница, в лучшем случае, прибавила 3 грн, а некоторые сети добавили лишь гривну», – отметил Сергей Куюн.

На некоторых из станций – сети Mango, Укр-Петроль, Авантаж 7 – «пятый» бензин продается дешевле 24,5 грн за литр. При этом, согласно исследованию «А-95», с учетом скидок у некоторых компаний топливо можно приобрести даже дешевле, чем в опте (в конце января – 23,08 грн/л на столичном рынке против 22,7 грн/л у части дискаунтеров).

Директор «А-95» высказал UBR.ua убеждение, что такая ситуация возможна только за счет продажи топлива, произведенного нелегально на мини-НПЗ, а также благодаря уклонению от налогов – выдаче фальшивых чеков, торговле без кассовых аппаратов и т. д.

Масштабное развертывание нелегального производства на мини-НПЗ подтверждается и статистикой импорта, обнаружили специалисты консалтинговой группы «А-95».

«Мы выяснили, что у нас почему-то начал резко расти импорт растворителей – причем в огромном количестве его импортируют автозаправочные сети. Почему? С растворителей не взымается акциз, но по сути они представляют собой смесь октаноповышающих компонентов, таких как МТБЭ, технологический бензин, и используются как сырье для производства «бодяжного» топлива», – объяснил Сергей Куюн.

По его мнению, если бы нелегальное топливо не продавалось на рынке, то верхние цены бензина на заправках остались бы в пределах 30 грн, а нижняя планка компаний эконом-сегмента была бы на 2 грн выше, чем сейчас – то есть 26-27 грн за литр топлива.

В нынешней ситуации, впрочем, стоимость горючего игроки премиум-сегмента также не будут повышать, опасаясь оттока клиентов, предрекает Куюн.

«Преодолеть отметку в 30 грн/л – опасно, ведь на рынке образуется пропасть между такими операторами, и теми, которые будут торговать по 20 с лишним гривен. Первых «поджимает» баррель, но у них есть запас прочности – они смогут регулировать свою доходность снижением уровня дисконтов на топливо», – считает Сергей Куюн.

Нефтяная война

В четверг, 19 марта, ценовое агентство Argus Media сообщило, что Россия предлагает европейским потребителям свою нефть Urals с доставкой в Роттердам за $18,64 за баррель – цену, которой не было с 2002 года. В пересчете по эталону Brent скидка составила $4,18 от рынка. Причиной такого обвала стал демпинг со стороны Саудовской Аравии, разославшей европейцам выгодные предложения. Другой удар по российским позициям был нанесен на другом фронте – восточном.

В феврале «Роснефть» заключила контракт на поставки нефти в Индию. Учитывая, что Россия была связана ограничениями по добыче соглашением ОПЕК+, изначально планировалось поставлять венесуэльскую нефть, которую контролирует «дочка» российской компании – «Роснефть Трейдинг». Однако последняя попала под санкции США за связи с венесуэльским режимом, а саудиты настаивали на взаимном с россиянами сокращении добычи по 500 тыс. баррелей в сутки.

Это и стало, как считают некоторые, причиной срыва РФ соглашения ОПЕК+ и развернувшейся вслед за этим нефтяной войной. В итоге сингапурское подразделение китайской Sinochem International Oil, не желая попадать под американские санкции, вообще не допустило «Роснефть» и ее структуры к тендеру. Эксперты прогнозируют, что у нефтяной войны намечается первая жертва – министр энергетики России Александр Новак, допустивший такой кризис.

«Саудовская Аравия сейчас предлагает дисконт $10 к цене Brent, в том числе Китаю, который полностью остановил покупку российской нефти и не хочет ее брать из-за санкций. Скорее всего, мы увидим перестановки в Министерстве энергетики РФ, откуда, возможно, уйдет Новак. Но закончится ли само противостояние, сказать трудно, здесь уже играет роль политика», — считает руководитель отдела аналитики ГК Forex club Андрей Шевчишин.

Согласно информации Bloomberg, руководители Саудовской Аравии, которые и раньше с раздражением закрывали глаза на нарушение Россией взятых обязательств, сейчас сильно разгневаны на Москву. Российский же лидер Владимир Путин категорически не желает идти на мировую первым и надеется пересидеть ценовую войну в расчете на накопленные запасы в ожидании, что Саудовская Аравия рухнет первой из-за низких цен.

Коммунальные услуги

Тарифы ЖКХ приводим по Киеву, потому что некоторые из них могут отличаться от города к городу.

В 2013 году газ стоил в среднем 0,93 грн за 1 куб. м (в зависимости от объемов потребления), холодная вода и водоотведение 3,18 грн (при этом в некоторых других городах тариф был значительно выше), отопление — 2,91 гривны за обогрев 1 м.кв. полезной площади. Содержание придомовых территорий в столице стоило 2,41 грн за 1 кв. м квартиры.

Электроэнергия обходилась жителям 2013 года по 26 копеек для тех, кто потреблял до 150 кВт/час, если выше — по 33,7 коп.

А вот, как изменились эти показатели за пять лет. 

Год 2013 2018 2019 Подорожало
Электричество 0,26-0,33 грн за кВт/ч 0,9 — 1,68 грн за кВт /ч   в пять раз
Квартплата 2,41 грн/м2 5,85 грн/м2   в два раза
Газ 0,93 грн/м3 8,54 грн/м3   почти в 10 раз
Холодная вода 3,18 грн/м3 19,59 грн/м3   в шесть раз
Отопление 2,91 грн/м2 31,55 грн/м2 36,59 грн/м2 в 12 раз
Горячая вода 16 грн м3 74,53 грн/м3 86,45 грн/м2 почти в шесть раз

В 2018 году газ для населения стоит уже 8,54 за кубометр, холодная вода и водоотведение 19,59 грн, отопление — 31,55 грн за м.кв., или 1355,83 гривен за 1 гигакалорию, если у вас стоит теплосчетчик. Горячая вода стоит сейчас 74,53 грн за кубометр. 

Тариф на электроэнергию вырос более чем в шесть раз — от 26 копеек до 1,68 грн, если вы потратили более 100 кВт/ч. Если меньше, то тариф равен 90 коп. 

Содержание придомовых территорий в Киеве в среднем 5,85 грн за 1 кв. м квартиры. 

При этом вскоре после повышения цены на газ на 23,5% украинцев ждет очередное подорожание. 

По подсчетам министра соцполитики Андрея Ревы, после повышения с 1 ноября стоимости газа на 23,5% тепло и горячая вода должны прибавить в цене 16% уже с 1 декабря. Но во многих городах рост будет еще больше. В следующем году будет еще одно повышение (с мая), а с 1 января 2020 года еще одно.

Мы сравнили, сколько стоило заплатить за квартиру в 2013 и 2018 году в отопительный сезон. Речь о квартплате + электроэнергия, тепло и коммунальные для двушки на 50 кв. м., в которой живут двое взрослых и двое детей. 

Рост — более чем в 5 раз.

Плата за квартиру: тогда и теперь

Год 2013 2018
Квартплата 140 292
Отопление 220* 1 577
Холодная вода (8м3) 25 156,72
Горячая вода (4 м3) 65 298,12
Свет (130 кВт/ч) 34 218,4
Газ (6 м3) 5,58 51,24
ИТОГО 490 грн 2 593,48 грн

* — пересчитано на оплату только в отопительный сезон.

Что будет дальше?

Сейчас ситуация, по мнению экспертов, стабилизировалась, и пока цена не будет меняться ни вверх, ни вниз.

“Падение цен в декабре базировалось на укреплении гривни, профиците всех марок топлива и стабильности мировых котировок. В январе ситуация изменилась по всем пунктам, что будет диктовать трейдерам необходимость взять паузу до появления ясности с ключевыми факторами ценообразования.

Спрогнозировать сейчас можно только то, что цена расти не будет. Есть запас прочности у АЗС. В остальном все будет зависеть от массы факторов, которые невозможно предсказать”, – сказал OBOZREVATEL директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.

Такого же мнения придерживается и Дмитрий Марунич – он уверен, что колебаний не будет, если только не произойдет что-то внезапное и глобальное.

“Скорее всего, дальнейшего снижения цен не будет. И роста пока не предвидится. Если курс нацвалюты будет относительно стабилен, не разовьется какая-то большая война на Ближнем Востоке и нефть не будет дорожать, то я пока не вижу предпосылок для роста”, – сказал эксперт.

Читайте все новости по теме “Бензин в Украине” на OBOZREVATEL.

Декларирование цен не поможет

Меморандум с Минэкономики сработал лишь на короткое время и уже с мая некоторые заправки вышли за пределы обещанных 30 гривен за литр бензина А-95. В ближайшее время число таких «отказников» от договоренностей с МЭРТ будет только расти.

Власти тоже не спешат выполнять взятые на себя обязательства — закрывать «серые» заправки.

«Отчет силовиков по мартовскому поручению премьера о борьбе с тенью на рынке нефтепродуктов был намечен на 15 апреля, но не состоялся по сей день. Да и никто особо не ждет от этого отчета каких-либо сенсаций, ведь всем и так видно — крупнейшие мини-НПЗ работают», — говорит руководитель агентства «А-95» Сергей Куюн.

Даже без отчета силовиков по борьбе с нелегальными АЗС понятно, что успехи, мягко говоря, скромные: «бочки», как, и ранее, работают, разве что их стало немного меньше. Но кардинально проблему «серого» бензина это все равно не решает.

По данным Сергея Куюна, на сегодняшний день более 20% рынка бензина — в тени, то есть, он выпускается на мини-НПЗ без уплаты акциза.

«По самым минимальным оценкам около 3 млн тонн бензина, дизеля и автогаза идет мимо кассы на АЗС. Из-за этого в 2021 году потери казны на акцизах и НДС составят более 22 млрд гривен. Что это значит для рынка? Кто закупает топливо с мини-НПЗ, не платит акциз, тот имеет возможность держать цены на колонке ниже себестоимости легального топлива. Как показывает наш ценовой мониторинг, таких станций — около 50% рынка.

Разумеется, продажи также перетекают в «тень», забирая у «белых» игроков выручку при неизменности затрат. Что вынуждены делать те, кто работает легально? — Повышать торговую наценку, чтобы на меньшем количестве проданных литров покрывать прежний объем затрат. При этом характерно, что вопросы у Кабмина исключительно к «белым» игрокам, а не тем, кто залазит в казну», — поясняет Куюн.

Бороться с нелегалами решили сами заправщики. Нефтегазовая ассоциация запустила рекламную кампанию, призывая водителей не покупать «серое» топливо. Но сработает ли этот призыв, если есть возможность сэкономить несколько гривен на литре — большой вопрос.

Власти же, похоже, решили использовать последний аргумент — ввели декларирование цен на бензин.

Кабмин еще в конце апреля утвердил постановление № 450, согласно которому об изменении розничной цены на нефтепродукты более чем на 1% АЗС должны предупреждать за 20 дней — с экономическим обоснованием надбавки.

Чтобы реализовать механизм ценового декларирования, нефтепродукты внесли в список социально значимых товаров. В нем также числятся гречка, макароны, молоко, хлеб, яйца, курятина, минеральная вода, сливочное масло. Этот перечень появился в прошлом году, когда правительство взялось за ценники в продуктовых магазинах.

Но в случае с едой рост цен все равно не удалось остановить. Скажем, яйца за последний год подорожали почти вдвое, хлеб — на 17%, гречка — более чем на треть и т. д.

Так что вряд ли декларирование сработает и в случае с автомобильным топливом.

Просто заправки станут декларировать повышение цен «с запасом»: «будут отсылать уведомления о повышении на 10 гривен за литр через каждые 20 дней», — говорит Куюн.

Тем более, что обоснование новых ценников сети могут предоставить. Они еще не выбрали резерв для подорожания за прошлые месяцы. Скажем, если мировые цены на нефтепродукты за февраль-март этого года выросли на 5,1−5,6 гривен, то на отечественных АЗС — только на 4,4 гривны. То есть, в «запасе» у сетей есть еще, как минимум, гривна надбавки к ценнику.

Продукты

В 2013 году пшеничный хлеб стоил в среднем 4,78 грн, а в 2018 – уже 15 гривень. Говядина четыре года назад стоила 54,17 грн килограмм, а сейчас почти 130. Сало сейчас стоит более 100 гривень за кг, а в 2013 оно стоило 23,89.

Молоко от 7,7 подорожало до более чем 20 гривень. Сливочное масло сейчас в среднем можно купить за 183-185 гривень за килограмм, а до Майдана оно стоило 60 гривен. Яйца в 2013 году стоили 9,69, а четыре года спустя их можно купить чуть более чем за 30 гривень десяток (хотя  в зависимости от категории яйца и производителя цены в столичных супермаркетах могут заметно отличаться).

Муку продавали по 4,38 в 2013 году и по 14,45 сейчас. Гречка стоила 9,11 в 2013 году и 17,10 сейчас. Рис с 7,7 гривен подорожал до 23,66. Цены на подсолнечное масло в 2013 и 2017: 14,55 и 33,72 гривны. Макароны сейчас стоят 9,84, а в 2013 их покупали за 5,26.

Картофель с 3,3 гривны подорожал до 6,99. Морковь – 10,26 сейчас и 3,47 в 2013. Капуста подорожала с 2,38 до 6,07. В целом овощи подорожали примерно вдвое, а некоторые другие продукты — даже больше.

Год 2013 2018
Хлеб пшеничный 4,78 15
Говядина 54,17 128,69
Молоко 7,7 23,16
Сало 23,89 107
Масло сливочное 60 185
Масло подсолнечное 14,55 33,72
Гречка 9,11 17,10
Рис  7,7 23,66 
Картофель 3,3 6,99

Почему цены на бензин перестали падать

Эксперты выделяют три основные причины того, что падение цены на бензин остановилось.

Кризис поставок нефти в Беларуси;

В конце года гривня активно укреплялась, и это называли одной из причин снижения цены. Однако в новом году доллар пошел вверх, уже достиг отметки в 24 гривни, и повлиял на остановку снижения цены на бензин.

Цены на бензин перестали падать

Еще одним немаловажным фактором, по заявлению специалистов “Консалтинговой группы А-95”, стала ситуация в Беларуси. Там нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) еще не достигли договоренностей с Россией по поставке нефти и были вынуждены ограничить экспорт нефтепродуктов. Из-за этого оптовое предложение в январе было ограничено одним-единственным заводом – Кременчугским.

Третий фактор – цена на саму нефть. В среднем сейчас она торгуется более чем по 65 долларов за баррель, а в период с 3 по 8 января её цена подскакивала и до $70/баррель. По словам директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, на это повлияло обострение ситуации в Иране – в частности, убийство Сулеймани, атака иранцев на американские базы и крушение украинского Boeing.

Смотрите видео по теме:

Продажи делают путешественники

Вместе с тем, несмотря на высокие цены на горючее, заправщики уверяют, что стали продавать больше топлива. Из-за того, что многие украинцы во время майских отпусков не улетели за границу, они стали активнее ездить по стране. Причем, начали чаще делать это на личных автомобилях, наращивая покупки всех марок топлива — от А-95 до дизеля.

Ранее Продажи бензина в Украине обвалились на 40%

«В нашей сети спрос распределился пропорционально по всем основным видам реализуемого топлива. Связываем такую тенденцию мы, безусловно, с популярностью у наших автомобилистов путешествий на собственных транспортных средствах за пределы городов. Майские праздники совпадают с пиками продаж», — заметил «Вестям» Александр Мельничук.

Падение цен

В разгар этих событий вся Европа закрылась на карантин, в результате чего один из крупнейших покупателей нефти в мире внезапно выпал из рынка вместе со своими колоссальными объемами. А только что вышедший из карантина Китай так и не смог восстановить свое потребление, ведь «отключившийся» Евросоюз — его главный клиент, что вызвало цепную реакцию, охватившую и другие страны.

«Рынок проседает. Потребление падает из-за ограничительных мер из-за коронавируса: полностью перестали ходить автобусы, авиация не летает, все затоварено. У производителя проблемы: производство останавливать дорого, а хранить негде. И сколько это будет продолжаться, никто не скажет. Хранилища забиты и по нефти, и по нефтепродуктам, потому что промышленное производство упало практически во всех странах», — считает эксперт энергорынка Леонид Косянчук.

Резкое сокращение с началом карантина экономической деятельности привело к тому, что на рынке скапливаются огромные запасы лишней нефти, при том, что наземные хранилища и так уже заполнены на 60%. Поставщики начинают фрахтовать супертанкеры, используемые как хранилища второго эшелона. «Останавливать производство – очень дорогое удовольствие. Поэтому сегодня весь танкерный флот залит, Россия под пробку залита», — уточняет Косянчук.

Из-за этого рынок залихорадило. На торгах 18 марта на лондонской бирже стоимость майских фьючерсов на нефть Brent упала с $28,99 до $24,52 за баррель – минимума с 2002 года. Согласно опросу Bloomberg, трейдеры допускают, что Brent упадет к $20 за баррель, а Citigroup прогнозирует обрушение даже до $5 за баррель.

«Рынки среагировали, потому что потребление упало из-за всемирной рецессии, которая усугубилась ограничительными мерами по коронавирусу. В свою очередь эти проблемы усугубила нефтяная войны между саудитами, Россией и США. Сошлись вместе различные факторы по минусам в одной целое, и получился огромный минус для всех», — считает Косянчук.

Сильное падение цен невыгодно США, ведь проблемы у других участников нефтяной войны ударит и по их финансовой системе. В СМИ попала информация, что администрация американского президента готова договориться с Саудовской Аравией дипломатически и рассматривает возможность введения санкций в отношении неуступчивой России, и после этого стоимость фьючерсов сразу подскочила к $30 за баррель.

«Америке не выгодна чрезмерно низкая цена. Саудовская Аравия обладает одним из самых наибольших вложений в долларовые облигации и будет их продавать, чтобы поддержать бюджет. Ей нужно будет финансировать себя, и она будет вынуждена их сбрасывать, что обрушит американскую экономику», — поясняет Шевчишин.

Впрочем, Соединенные Штаты не преминули воспользоваться обвалом цен, чтобы сделать выгодные покупки. «Они распаковали свои стратегические резервы для продажи, и потом начнут  заполнять на минимуме цены, как всегда это делают», — уточняет Косянчук.

Что будет с ценами в августе

“В ближайшие дни на повышение цен у крупных АЗС отреагируют и другие сети, считают эксперты. Каждая сеть АЗС мониторит конкурентов вокруг себя. Драйвером роста цен являются компании, которые продают топливо дороже других и считают себя премиальными, и сегодня они первыми это сделали. Поэтому мы ожидаем, что завтра-послезавтра по регионам, возможно, не на 50 копеек, но на какой-то процент будет подорожание”, – говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.

Будут ли поднимать другие АЗС цены – это будет зависеть от того, насколько крепко они держатся, насколько они конкурентны, считает Рябцев. Если крепко, они могут где-то около недели удерживать цены на нижнем уровне, чтобы увеличить объемы реализации, но если запаса прочности нет, то они будут следовать за рынком, тоже повышая цены.

“В августе мы ожидаем продолжения ползучей девальвации гривны и постепенного повышения стоимости сырой нефти на мировом рынке из-за роста спроса. Если стоимость нефти повысится до 78 долл/баррель, а курс доллара составит 27,5 гривны, то цены на топливо в Украине могут повыситься на 4-5% по итогам месяца.

Прежде всего, это происходит из-за сокращения нефтепереработки в Украине, как следствие завозятся готовые импортные нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью”, – рассказал Вадим Бардась, инвестаналитик European Analytical Centre.

Если нефть дорожает на 1%, то стоимость бензина растет на 10 копеек за литр через две недели. Примерно через 11-13 дней бензин из-за границы или с завода поступает на заправку. А если доллар дорожает на одну гривну, это приводит к поднятию цен на бензин и дизтопливо на 60 копеек за литр через две недели, отмечает Геннадий Рябцев.

Согласно прогнозу Минэкономразвития на 2019-2021 годы, по итогам 2018 года ожидается снижение курса гривны с 28,1 грн/долл. до 28,5 грн/долл. (плюс-минус 1 грн) с последующим ослаблением ее до 29,4 грн/долл. (плюс-минус 2 грн) на конец 2019 года. По расчетам МЭРТ, гривна девальвирует до 30,7 грн/долл. (плюс-минус 2 грн) до конца 2021 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: