Хорошие новости
Монетизируя сервис, владельцы службы не могли не предложить ряд опций, которые призваны несколько «подсластить пилюлю» пользователям системы.
Не так давно компания вошла в положение пользователей, которые проживают в небольших городках и селениях, в пригородах мегаполисов, в стороне от основных магистралей и транспортных артерий страны. Теперь водителям разрешено отклоняться от оговоренного основного маршрута.
До недавнего времени BlaBlaCar рекомендовал пассажирам договариваться с водителем о встрече в точке маршрута в центре города или на выезде из него. Водитель не имел права отклоняться от заявленного маршрута. Теперь ситуация изменилась: пассажир указывает точный адрес «точки А» и «точки Б», а сервис выбирает водителей, которые могут сделать небольшое разумное отклонение от своего пути, чтобы привезти попутчика туда, куда ему необходимо. Эти точки будут ложиться в качестве дополнительных точек заявленного водителем маршрута.
Как бы то ни было, ставший платным сервис пока по-прежнему пользуется большим спросом со стороны украинских авто-путешественников. Стоимость услуг пока не выглядит очень большой, да и мягкие условия вступления монетизации в силу пока не дают в полной мере оценить последствия решения руководителей компании. Во что выльется процесс монетизации услуг BlaBlaCar в Украине – покажет ближайшее время.
Видео про мошенничество на BlaBlaCar:
«Один из главных запросов аудитории: знать, кто будет водителем или пассажиром»
— Сколько сейчас у BlaBlaCar пользователей?
— Сейчас у BlaBlaCar 70 млн пользователей. Россия — крупнейший рынок, здесь у нас 20 млн пользователей. Это те, кто зарегистрировал аккаунт в сервисе, размер комьюнити.
— В октябре 2018 года вы ввели в России платную подписку (пассажиры должны оплатить доступ к сервису при бронировании поездки на расстояния более 120 км; на один день услуга стоит 149 руб., на месяц — 199 руб.). Это повлияло на количество пользователей?
— Пока платные услуги — это эксперимент. До сих пор в России сервис был бесплатным, мы оказывали услуги, но ничего не зарабатывали почти пять лет. Конечно, нам необходимо начинать монетизировать сервис, иначе мы не сможем внедрять различные полезные функции, в том числе для повышения безопасности. Все эксперименты, в том числе с монетизацией, мы проводим очень аккуратно, учитывая мнение большинства наших пользователей. Число наших пользователей неуклонно растет.
— В конце января вы начали внедрять в России электронную идентификации по паспорту (части пользователей предложили предоставить сервису номер паспорта и срок его действия, ФИО, дату рождения). Верификация станет обязательной?
— Запуск идентификации пользователей по паспорту — сложная задача. Пока мы сделали лишь первый шаг. Будем систему совершенствовать. Точно могу сказать, что, как и в других странах, обязательной эта процедура не будет и в России. Мы не хотим быть слишком навязчивыми, заставлять людей присылать нам свои документы. Прохождение идентификации может стать обязательным только в определенных случаях, например при бронировании поездки на автобусе, если того требует законодательство.
При этом многие пользователи готовы проходить идентификацию добровольно, поскольку это положительно сказывается на построении доверительной среды в сообществе. Мы стараемся поощрять процесс.
— Собираетесь ли внедрять новые платные услуги в России?
Сервис BlaBlaCar стал платным для пассажиров
12 Октября 2018
С 2014 года, когда сервис BlaBlaCar стал функционировать в Украине, он стал весьма популярным как среди водителей, так и среди пассажиров, ведь как для первых, так и для вторых это очень удобно и выгодно: водители могут «отбить» свои затраты на топливо , а пассажиры могут комфортно, удобно и дешево путешествовать в нужные им места.
Популярны поездки с помощью BlaBlaCar и за границу, особенно в Польшу. Поскольку сотни водителей ежедневно пересекают украинскую-польскую границу, они не против взять с собой попутчиков и сэкономить на расходах на топливо.
Да и сами пассажиры, путешествующие в Польшу, часто выбирали для этого именно BlaBlaCar, ведь такие поездки стоят значительно дешевле, чем билет на поезд в Польшу или, тем более, авиабилет.
Ранее BlaBlaCar был абсолютно бесплатным сервисом, где каждый желающий (как водитель, так и пассажир) мог зарегистрироваться и забронировать себе поездку. Однако теперь сервис сообщил о введении платных опций для пассажиров.
Почему BlaBlaCar резко испортился
Пользовался этим сервисом больше 10 раз в качестве пассажира. В целом впечатления оставались положительными.
Но в конце прошлого года сервис стал платным сам по себе, в дополнение к оплате поездки.
Проблема ситуации – не в факте того, что пассажиру теперь приходится платить. Просто лично я привык платить за какой-то гарантированный продукт или услугу. Отдавая деньги, я ожидаю, что в ответ получу что-то с гарантией качества.
А в BlaBlaCar нет никаких гарантий. Водитель может не поехать. Может обмануть с условиями. Да хоть высадить по дороге. Нет защиты ни жизни, ни имущества, ни нервов. И она не появилась даже с введением платного бронирования. То есть тебя по-прежнему могут кидать водители или пассажиры.
Вопрос: за что тогда я должен теперь платить? За функцию «форума», доступ к телефону водителя?
Такое могло прокатить у BlaBlacCar только при отсутствии конкуренции. И тут она появилась.
К приложению на Алтае подошли «спустя рукава»
– Пару лет назад перевозчики Алтайского края пытались разработать собственное приложение BlaBlaBus. Как считаете, почему этот проект не удалось реализовать?
– Начнем с того, что как минимум это название им бы не досталось, потому что оно нарушает наши права на товарный знак. С юридической точки зрения они к этому вопросу подошли спустя рукава. Но это другая тема.
Есть миллион и одна причина, почему тот или иной сервис запустился, а другой нет. Мне сложно прокомментировать конкретно этот случай. Возможно, не хватило экспертизы, технических навыков, бюджетов. Мы не следили за этим проектом, хотя слышали про него.
Особенности сервиса
Основная статья: Карпулинг
Сервис BlaBlaCar представляет собой площадку для совместных поездок (карпулинг), на которой водители (частные лица) и пассажиры заранее договариваются о поездке: водитель предлагает свободные места в своём автомобиле, а пассажиры, планирующие отправится в том же направлении, бронируют их. Пассажир указывает желаемый пункт отправления и назначения, после чего сервис отображает подходящие предложения от водителей. После поездки пользователи оставляют друг о друге публичные отзывы. Администрация сервиса контролирует стоимость поездки (в среднем пассажир платит не более одной трети стоимости топлива на конкретную поездку) и количество пассажиров (не более 8 человек).Водители, использующие BlaBlaCar, не зарабатывают, оказывая транспортные услуги, а лишь частично или полностью компенсируют расходы на поездку, которые распределяются пропорционально среди всех участников поездки, в отличие от такси, при использовании которого расходы оплачивает только пассажир, а направление поездки не ограничивается водителем, и автостопа, где по факту платит только водитель, который следует исключительно по своему маршруту. Изначально сервис работал для междугородних поездок (например, среднее расстояние, на которое люди ездят через BlaBlaCar в России, составляет 340 километров), однако позже был также запущен сервис BlaBlaLines, созданный для организации совместных поездок на небольшие расстояния и ежедневных городских или пригородных маршрутов
Как пишет издание Bloomberg, с запуском проекта BlaBlaLines компания приблизилась к переполненному рынку перевозок на короткие расстояния, на котором уже работали Uber и Lyft. Как и у конкурентов, BlaBlaLines работает как приложение для iPhone и Android, но на 2017 год сервис предлагает всего несколько направлений внутри Франции: Реймс—Шалон-ан-Шампань, Тулуза—Монтобан и маршруты по Парижу и его окрестностям. К 2018 году проект обещают масштабировать на всю Францию.
Сервис монетизируется за счёт комиссии, которая взимается с пассажиров в некоторых странах (Франция, Бельгия, Испания, Португалия, Великобритания, Италия, Германия, Польша). По словам Николаса Брюссона, в каждой стране BlaBlaCar сначала набирает большое количество пользователей, затем переводит сообщество на систему онлайн-бронирования, интегрирует платформу с локальными платежными системами и начинает монетизацию. Во Франции объём пользования услугами BlaBlaCar упал на треть в 2015 году, когда на рынок дальних пассажирских перевозок вышли дешёвые автобусные маршруты, известные как «автобусы Макрона»; однако в следующем году за счёт снижения сборов на стратегических маршрутах компании удалось восстановить число пользователей. В сентябре 2016 года компания заявила, что планирует начать брать комиссию и с российских пользователей; размер сервисного сбора составит до 20 % от стоимости поездки.
Автостоп XXI века
Французский сервис Bla Bla Car окончательно перевел автостоп в новое тысячелетие. Теперь нет нужды простаивать часами на пыльной дороге, в надежде приблизиться к цели поездки на несколько километров, чтобы там опять стоять и ловить другую попутку. Да и об огромных фурах, куда и залезть в приличном платье сложно и опасно – тоже лучше не вспоминать, дальнобойщики остались наедине с дорогой. К тому же испещренная автобанами Европа, уже не так дружелюбна к стопперам, ведь им попросту нельзя появляться на скоростных трассах.
Вездесущий кризис и платные автобаны заставляют водителей задумываться о том, чтобы разделить расходы на дорогу еще с кем-то. Для этого и существует BlaBlaCar, где каждый автомобилист может разместить объявление о том — куда и когда он едет, сколько человек может взять с собой, допустим ли большой багаж и какое вознаграждение за это хочет.
Официально сервис работает в 22 странах: Россия, Украина, Франция, Испания, Португалия, Италия, Германия, Англия, Польша, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Чехия, Хорватия, Венгрия, Румыния, Словакия, Сербия, Турция, Индия, Мексика и Бразилия.
Что выигрывает водитель
Естественно, в первую очередь водитель, регистрируясь на сервисе «БлаБлаКар», стремится сэкономить на бензине и разделить свои траты с третьей стороной. Людям, по той или иной причине, часто приходится перемещаться из точки А в точку Б. Иногда даже по нескольку раз в неделю или каждый день. Поэтому попутчики – отличное решение, чтобы сэкономить на горючем.
Европейские автобаны – мечта любого водителя. Идеальные скоростные шоссе, без пробок и выбоин… Однако проезд по ним платный. И тут, опять же, на помощь могут прийти попутчики, которые в равной части готовы оплатить проезд по платному участку дороги.
Третья причина — сугубо социальная, именно она вынесена в название сайта. Некоторые просто любят поговорить.
Что получает пассажир
- Возможность добраться до нужного города в определенные сроки. По старой традиции билеты на поезд по «горячим» направлениям в последний момент купить просто невозможно. Отечественные водители об этом знают, поэтому зачастую цена проезда на блаблакар мало отличается от цены на автобус. Следует всегда перезванивать и уточнять цену поездки.
- Возможность в два, а то и в три раза сэкономить на поездке. Поезда в Европе – удовольствие не из дешевых. Автобусы, в принципе, тоже. Исключение только лоу-кост компании, но недорогие билеты нужно покупать заблаговременно.
Главный плюс предложений – в доступности. Автобусы и поезда в Европе зачастую дороже чем самолеты, а если ехать нужно срочно, то времени искать акционные предложения перевозчиков нет. Например, из Рима в Неаполь железнодорожный билет стоит в среднем 15-30 евро, а на машинке вас домчат за 7-10 евро, а то и меньше!
Однако собираясь в путешествие, нужно вначале уточнить популярность сервиса блаблакар, в той или иной стране. Так, например, если в Испании, Италии, Португалии водители очень любят попутчиков, то в зажиточных скандинавских странах люди предпочитают путешествовать в одиночку. К сожалению в Норвегии, Швеции и Дании найти попутку – довольно сложно. А если повезет, то скорее всего водитель будет таким же туристом, как и вы.
В чём причина монетизации
BlaBlaCar – огромная корпорация, которая в существенной мере контролирует трафик междугородних пассажирских перевозок. Изначальное декларирование цели компании – создание условий, выгодных и пассажирам, и водителям – обеспечила популярность услуге. Это, без сомнения, существенный плюс для пользователей сервиса.
BlaBlaCar – это прекрасный пример так называемой уберизации экономики. Слово происходит от названия интернет-сервиса поиска такси, в своё время созданного в США. Данный термин обозначает применение цифровой площадки для организации сделок между поставщиком услуг и его клиентом напрямую, минуя посредников. На самом деле, в словах «минуя посредников» кроется подвох: при уберизации посредник никуда не девается, его роль берёт на себя владелец электронной площадки.
Таким образом, деятельность BlaBlaCar в направлении монетизации своих услуг в Украине вполне закономерна и объяснима: это те самые средства, которые посредник (хозяин сервиса) желает получить и получает за свои услуги.
Тут стоит сказать о том, что уберизация – не такое уж безобидное явление для экономики. По сути, этот процесс уводит рыночные сегменты в тень, лишая их влияния общественных механизмов регулирования. «Убер» вполне может устанавливать собственные правила игры.
Если перевести это теоретизирование в сферу BlaBlaCar, то получается, что сферу междугородних перевозок страны начинает контролировать зарубежная компания.
«По пути к теще на блины»
– Заинтересованы ли в более четком законодательном регулировании работы вашего сервиса?
– Конечно, заинтересованы! Если к автобусной части нашего бизнеса ни у кого нет вопросов, то законность карпулинга нам уже несколько раз приходилось отстаивать в суде, и все суды мы безоговорочно выигрывали.
Проблема в том, что сегодняшнее законодательство в области пассажирских перевозок сильно отстает от текущих реалий. Это нормально, законодательство не может идти впереди инноваций. Прямо сейчас правительство занимается вопросом по актуализации закона. Министерство транспорта уже подготовило проект закона о поездках с попутчиками, который в данный момент проходит межведомственное обсуждение.
Немного истории
BlaBlaCar – французский сервис, который распространён в большом количестве стран. Основан сервис в 2006 году, его основатель – Фредерик Маззелла.
Важным преимуществом BlaBlaCar перед автостопом заключается в том, что и водитель, и пассажиры могут заранее распланировать своё путешествие, выбрать машину, попутчиков. Голосование на трассе – вещь непредсказуемая и даже опасная. В случае оформления поездки через интернет-сервис риски существенно ниже.
В 2018 году компания отчиталась о том, что она работает в двадцати двух странах Европы, Азии и Латинской Америки, её услугами пользуется более 65 миллионов пользователей. В украинской сети он появился в начале 2014 года и к сегодняшнему моменту является одним из наиболее быстро растущих направлений французского сервиса.
По итогам первых трёх кварталов 2018 года работа BlaBlaCar в Украине признана прибыльной. Руководители компании отметили, что эта прибыльность достигнута впервые с того момента, как сервис пришёл в украинскую сеть. Аналитики BlaBlaCar прогнозируют, что на конец 2018 года услугами компании воспользуются около 50 миллионов пассажиров, что на 40 процентов превышает показатели прошлого года.
Билет на попутку с предоплатой
Мошенники размещают на BlaBlaCar объявления о свободных местах в машине, ничем не отличающиеся от настоящих, и даже цены указывают в пределах нормы. Маршруты они выбирают как популярные, так и не очень. Например, один из фейковых водителей, попавшихся нам на глаза, готов был «подвезти» жертву из города Буй Костромской области в Санкт-Петербург.
Когда пользователь откликается на объявление, мошенники в чате на сайте BlaBlaCar просят его связаться с ними в WhatsApp и отправляют номер телефона. Поскольку политика сервиса запрещает пересылать в сообщениях контактные данные, «водитель» пишет номер словами.
Обсуждение деталей поездки тоже на первый взгляд не вызывает подозрений. Мошенники охотно поддерживают разговор об интересующих пассажира подробностях и даже сами задают уместные в контексте поездки уточняющие вопросы.
Мошенники готовы обсуждать детали поездки
Мошенники требуют предоплату через сайт
На самом деле никаких билетов BlaBlaCar не продает. Сервис позволяет водителю и пассажиру найти друг друга и в перспективе планирует брать небольшую комиссию за эту услугу, однако расплачиваться за поездку предлагает наличными.
Еще один признак мошенничества, который несложно заметить, — адрес сайта, на котором жулики предлагают произвести оплату. Хотя в нем и упоминается BlaBlaCar, от официального адреса сервиса он сильно отличается. Так, на скриншотах выше один адрес содержит лишнее слово, а другой — расположен в доменной зоне .HOST, предназначенной для компаний, которые предоставляют услуги по размещению интернет-сайтов.
ВКонтакте или автобусом
Если вы планируете поездку по России, попутчиков можно отыскать в тематических группах “”. Но этот вариант подойдет все же для авантюрных путешественников, желающих почувствовать дух автостопа.
Во-первых, механизм поиска машин, следующих по нужному вам маршруту, в соцсети не настроен. Поэтому многочисленные предложения и просьбы подвезти из пункта А в пункт Б выкладываются пользователями бесперебойно, из-за чего страница группы выглядит как бесконечная доска объявлений.
Во-вторых, из-за отсутствия системы рейтингов для водителей и пассажиров нет никакой гарантии, что ваш попутчик будет сохранять адекватность на протяжении всего пути.
Но если каршеринг по каким-то причинам вам не подходит, а путешествовать самолетом или поездом нет возможности, есть более безопасный и традиционный вариант: автобусные туры.
Сегодня рынок автобусных перевозок предлагает пассажиру максимально комфортные условия. Туалет, просторные кресла, розетки, телевизор и даже мини-кафе на борту — все это стало почти обязательным элементом современного автобуса дальнего следования.
Среди самых популярных перевозчиков — компании Ecolines, Flixbus и Eurolines.
По сравнению с сервисами карпула, автобусные путешествия, в среднем, обойдутся дороже в два раза. Кроме того, автобусы делают транзитные остановки по пути, чтобы донабрать пассажиров, поэтому такие путешествия длятся дольше, чем на обычном легковом авто.
Зато без неприятных сюрпризов: заключая договор с крупным перевозчиком, вы хотя бы уверены в профессионализме водителя. Наконец, автобусные компании периодически предлагают скидки: особенно легко купить билет подешевле, если отслеживать цены заранее. Может случиться так, что поездка на автобусе обойдется дешевле, чем на попутке. BlaBlaCar тоже зашел на автобусный рынок. Недавно стало известно о покупке французской компанией российского сервиса продажи билетов на междугородние автобусы Busfor.
Busfor объединяет больше 7000 автобусных операторов, продает каждый месяц больше 700 000 билетов и является одним из лидеров рынков России и Украины. Busfor сохранит свой бренд и мобильное приложение, но его база билетов будет интегрирована в платформу BlaBlaCar.
Какая комиссия BlaBlaCar?
Какая именно комиссия имеется виду? Если вопрос о введенной в 2016 году и отмененной в тот же год плате, то она уже не действует. Напоминаем, что в 2016 году была первая попытка ввести плату за использование услуг сервиса. Однако комиссия не предоставляла никаких гарантий пользователям, как в той же Европе, где работа службы поставлена совершенно по-другому. Там именно BlaBlaCar перечисляет водителям так называемую зарплату, а у нас же наоборот пассажир рассчитывается наличными. То есть, влияние BlaBlaCar минимальное. Соответственно непонятно за что именно планировалось взимать столько весомую сумму.
Поэтому многих и возмутила в то время новость о введении комиссии в 20% с каждой поездки. Самое главное, не была понятна сама схема расчетов, что уже вызывало немало подозрений.
Сейчас же внедряется немного иная комиссия, называемая платной подпиской на услуги. Где оплата взимается, как уже говорилось только с пассажиров, путешествующих на дальние расстояния (более 120 км). К слову, на 2017 год, средняя поездка по километражу, составляла 350 км. Поэтому можно утверждать, что такие нововведения скажутся на большинстве пользователей в России. Пока прошло не так много времени, чтобы говорить о результатах последних нововведений, но уже через несколько месяцев станет понятно, какие изменения произошли.
Как и когда монетизируется BlaBlaCar в разных странах
В компании BlaBlaCar более 500 сотрудников. Главный офис в Париже занимается вопросами планирования и разработки, а в каждой из 22 стран есть локальные команды и менеджеры, которые отвечают за регионы. Сегодня BlaBlaCar по-настоящему глобальный сервис: вся Европа, Турция, Индия, Бразилия, Мексика и Украина с Россией. Монетизированными являются Европа до Польши и Россия, в остальных странах комиссию с поездок пока не ввели.
На какие базовые показатели мы смотрим в странах, где не введена монетизация:
- Стоимость привлечения активного водителя,
- Стоимость привлечения активного пассажира,
- Gross Merchandise Volume.
Что мы, кроме этого, считаем в странах, где введена монетизация:
- LTD (Lifetime to Date) — сопоставляем стоимость привлечения пользователя и доход, который он принес за определенный период времени.
- Retention rate — удержание пользователей.
- FUR (Fill up rate) — заполняемость авто.
Когда рынок сформирован и у тебя есть полноценный маркетплейс, тогда можно думать о монетизации. В 2016 мы запустили ее в России, где рынок огромен. Более половины регистраций там были органические. В Украине мы тоже приближаемся к этим показателям. Поэтому вопрос монетизации актуален, хотя и не стоит на повестке дня.
В среднем, монетизация одной страны наступает через 1,5-3 года
Важно, чтобы люди осознали, что они получают вполне осязаемую ценность, которая измеряется на собственном кошельке. Очень важно, чтобы они поняли, за что будут платить
Помимо ликвидности рынка есть внутренние процессы, связанные с подготовкой к монетизации. Не так просто запустить процесс в стране на год раньше, даже если это уже можно сделать с точки зрения готовности рынка. Надо выбрать правильных партнеров, интегрировать платежные инструменты, выработать правильную стратегию коммуникации, подготовить саппорт и т.п. — на все это нужны время и команда.
Чтобы ввести монетизацию, мы анализируем показатели маркетплейса и ситуацию в стране.
Показатели площадки в стране:
- Соотношение числа зарегистрированных и активных пользователей с общим населением страны — глубина проникновения,
- Сформированная ликвидность на ключевых маршрутах, баланс спроса и предложения (supply/demand) — находят ли водители попутчиков,
- Количество ликвидных маршрутов внутри страны на нашем сервисе,
- Количество предложений по популярным направлениям (во Франции — «Париж/Лион», в России — «Москва/Санкт-Петербург», в Украине — «Киев/Одесса» и т.п.). Нет числа Х, которое нужно достичь. Мы сравниваем пассажиропоток с альтернативами. Например, по маршруту есть 400 предложений на ближайшие дни (2-3 свободных места в каждой машине), и, соответственно, мы можем довести до пункта назначения 1000 пассажиров. Чтобы такое количество людей добралось на поезде, понадобится где-то 30 купейных вагонов.
Факторы готовности рынка к монетизации:
- достаточная ликвидность и глубина проникновения,
- наличие нужных инструментов для онлайн платежей,
- готовность людей платить онлайн,
- отсутствие юридических препятствий.
Поездка с попутчиком и на автобусе – не конкуренты
– Ирина, легальные пассажирские перевозчики жалуются, что сервис BlaBlaCar отнимает у них клиентов, а водителей называют нелегалами. Согласны ли вы с таким статусом? Как вы реагируете на попытки конкурентов законодательно или как-то иначе ограничить работу сервиса?
– Ответ на этот вопрос нужно разделить на две части: до 2019 года и после. До 2019 года BlaBlaCar во всем мире и в России развивался как сервис поиска попутчиков. Такая деятельность в международной практике получила название “карпулинг”. Мы не сотрудничали с автобусными перевозчиками, а только позволяли простым автовладельцам находить попутчиков и за их счет частично компенсировать расходы на топливо, но не получать прибыль.
12 марта, 6:04
Ни уехать, ни приехать: почему «похоронили» автобусное сообщение на Алтае
Жители жалуются, что нельзя доехать из одного села в другое, а из деревни в город
Такая деятельность не противоречит законам ни одной из 22 стран, в которых мы работаем, в том числе России, потому что закон не может водителю запрещать подвозить друзей, родственников или просто знакомых, если эта деятельность не направлена на извлечение прибыли.
Ровно по той причине, что эта деятельность не противоречит законодательству РФ, мы выиграли несколько судебных исков у перевозчиков.
– И что изменилось с 2019 года?
– В 2019 году глобальный BlaBlaCar сменил стратегию развития и теперь стремится стать маркетплейсом автодорожных поездок. Это значит, что мы на одной платформе объединяем несколько транспортных опций: поездки с попутчиками и на автобусах.
Если говорить конкретно про Россию, то в прошлом году мы купили компанию Busfor – крупнейшего дистрибьютора онлайн-билетов на автобусы в Центральной и Восточной Европе. Сегодня на нашей платформе можно купить билеты у более чем 7 тысяч перевозчиков. Практически все автовокзалы России сегодня имеют возможность продавать билеты на нашей платформе.
Обращаю внимание, что это именно легальные регулярные автобусные перевозчики. Для всех остальных перевозчиков – например, тех, которые оказывают перевозки “под заказ”, – использование нашей платформы запрещено
Мы следим за соблюдением наших правил, пользователей с подозрительной активностью блокируем.
– Сейчас можно увидеть, что перевозчики выставляют свои поездки на вашем сервисе. Это происходит в рамках новой стратегии?
– Мы хотим дать пассажирам возможность выбирать, каким образом им удобнее ехать – с попутчиком или на автобусе.
Тут важно понимать, что карпулинг и автобус не конкурируют друг с другом, а дополняют. Нашему сервису 14 лет, и еще ни одна автобусная компания из-за деятельности нашей компании не пострадала
Потому что пассажиры всегда будут предпочитать автобусные поездки, когда они едут из одного крупного города в другой, когда у них большой багаж, когда они едут большой компанией людей или когда предстоит длинная ночная поездка. В этих случаях автобус всегда удобнее карпулинга.
31 июля, 17:49
Небезопасно? Перевозчики требуют запретить BlaBlaCar в России
Несмотря на риск и возможные неудобства, такие приложения, как BlaBlaCar, пользуются большой популярностью
Поездки с попутчиками выбирают люди, которым приходится делать сложносоставные маршруты. Например, приехать из небольшого населенного пункта в другой, там сделать пересадку на вокзале, а потом ехать в третий населенный пункт. Это тяжело, неудобно, нерационально.
Также бывает неудобное автобусное расписание между населенными пунктами. Например, автобус идет только утром и вечером. А пассажиру удобно ехать днем. Тогда он тоже выбирает поездку с попутчиками.
BlaBlaCar и перспективы развития райдшеринга
Правительства разных стран мира по-разному реагируют на райдшеринг: либо никак и мы работаем в рамках существующего юридического поля, либо наша деятельность узаконивается, как это было, например, во Франции. Кроме юридических вопросов, возникает вопрос технологий.
Несмотря на то, что райдшеринг растет по экспоненте, очевидно, что это не доминирующий вид междугородних поездок. Потенциал количественного, а, как следствие, и качественного роста, огромный.
Сильные прямые конкуренты появятся рано или поздно, будет это Uber, Google либо Facebook, которые декларировали идеи ridesharing. Смысл этого бояться? Надо быть готовым к конкуренции, развиваться и каждый день становиться лучше.
Критика и конкуренты
В 2016 году Booking Group запустила сервис совместных путешествий Boombilla. По словам основателя Booking Group Алена Байбекова, в России очень большой и неосвоенный рынок междугородных перевозок, поэтому конкуренции новый сервис не боится. Другим прямым конкурентом в России является сервис BeepCar от Mail.Ru Group, запущенный в 2017 году. В интервью изданию Roem.ru Алексей Лазоренко заявил, что он не боится нового конкурента, а за время существования BlaBlaCar было запущено множество подобных сервисов, большинство из которых оказались неуспешными. К тому же появление на российском рынке Beepcar имело положительный эффект и для BlaBlaCar в связи с тем, что райдшеринг как услуга стал более известен и увеличился рост спроса как со стороны водителей, так и со стороны клиентов. По мнению Лазоренко, «говорить громко про совместные поездки так, чтобы люди не узнали при этом о BlaBlaCar, — невозможно». Также было отмечено, что Mail.ru Group не пропускает рекламу BlaBlaCar во «» и «Одноклассниках» из-за того, что холдинг развивает собственный сервис.
Сервис также часто сравнивают с Uber, Lyft и другими такси-сервисами. Однако BlaBlaCar, в отличие от Uber, работает только для междугородних поездок и не оказывает услуги по требованию пассажира — водитель едет по указанному маршруту безотносительно того, найдёт он попутчиков или нет. По словам Николаса Брюссона, на Uber нужно платить от одного до двух долларов за милю, в то время как на BlaBlaCar — около 5 центов.
В 2017 году испанская конфедерация автобусного транспорта подавала в суд на BlaBlaCar, требуя признать деятельность компании незаконной на территории Испании, однако арбитражный суд Мадрида иск отклонил.
Во Франции ряд автомобильных сервисов испытывают немалые трудности. Так, в 2015 году Uber закрыл свой проект UberPop, с помощью которого клиенты связывались с частными перевозчиками без коммерческих разрешений, а в 2016 году компанию оштрафовал французский суд. Райдшеринговый сервис также был признан французским судом незаконным. Однако BlaBlaCar сумел сохранить отношения с регулятором. По словам Фредерика Маззеллы, BlaBlaCar не рассорился с регулятором из-за того, что в его модели водители не зарабатывают денег в отличие от того же Uber, а плата за проезд лишь покрывает издержки.
В 2017 году был опубликован отчёт инвестбанка UBS, показывающий топ-10 сервисов по заказу поездок у таксистов или частных водителей на основе количества скачиваний приложений в 2016 году. BlaBlaCar, на долю которого пришлось 2,5 % всех загрузок подобных сервисов, занял седьмое место (в 2014 году сервис был на третьем месте с 3,9 %). В российском рейтинге BlaBlaCar делит 4 место с Gett. Глава BlaBlaCar в России и Украине Алексей Лазоренко отметил, что наличие компании в рейтинге «не удивительно», однако сам сервис не принадлежит к категории on-demand и это «не совсем справедливо, что BlaBlaCar оказался среди сервисов такси».
Суть изменений
Прежде всего, разработчики подчеркнули, что для самих водителей сервис останется бесплатным. А вот пассажирам придётся раскошелиться: доступ к ресурсу для них будет стоить 49 гривен на один день, или 59 гривен на месяц. Бронирование длительных поездок будет платной, но за бронирование короткой поездки до 120 км платить не нужно.
Если пользователь BlaBlaCar был зарегистрирован до вступления изменений в силу, он может продолжать бесплатно пользоваться услугами сервиса на протяжении трёх месяцев. Активировать этот доступ необходимо до 1 ноября 2018 года. Если подтверждение регистрации до этой даты не будет произведено, пользователь автоматически получает статус ранее не зарегистрированного.
Новые пользователи, прошедшие регистрацию на ресурсе, получают один месяц бесплатного бронирования. Далее им придётся приобретать платный доступ.
Оплачивать доступ к ресурсу можно либо на сайте, либо в мобильном приложении. Оплатить транспортные расходы водителю автомобиля, как и прежде, можно наличными.
Угроза сверху
Кроме разработчиков сервиса, на деньги пользователей может претендовать государство.
В августе прошлого года правительство Москвы заявило о желании взять под контроль сервисы BlaBlaCar и другие приложения совместных поездок. Столичный департамент транспорта предложил законопроект, согласно которому пассажиры должны оплачивать расходы на поездку только по безналичному расчету, чтобы облегчить взимание налогов с таких платежей. В частности, департамент транспорта города Москвы представил законопроект о карпулинге, в котором предложил признать его услугой, с которой должны взиматься налоги. Какой именно процент должен перечисляться государству, в проекте не указано. Пока что инициатива развития не получила.
Почему я раньше выбирал BlaBlaCar
Уже 2 года я раз в месяц пользуюсь BlaBlaCar, чтобы ездить из Москвы в Воронеж и наоборот. Причины две: обычно это быстрее поезда, и это единственный вариант, если ехать нужно срочно, в конкретное время.
Отношусь к этому как к вынужденной мере, а не как к удовольствию. Благо у нас ходит шикарный «сидячий» поезд с питанием и примерно одинаковым временем в пути, если вспомнить про пробки в городе и на въезде. Но иногда срываться надо резко, и тут вариантов мало.
Ездить на машине с незнакомым народом – это не столько услуга, сколько вынужденная мера. Теперь за неё нужно будет доплачивать. В моём случае поездка Воронеж-Москва теперь будет стоить от 800 до 1200 рублей на машине среднего класса. Водители сами устанавливает «таксу», можно за одну и ту же сумму ехать на Волге или на мерсе ML 2014 года.
Да и чёрт с ней, с комиссией и финальной стоимостью. 300 рублей погоды не сделают, если приспичило. Но за что я их плачу?