Своя ниша
По прогнозам экспертов, к 2025 году порядка 1-2% от общего числа продаваемых в России машин составят электромобили, при этом в совокупном автопарке страны их доля окажется в районе 0,1%. В обозримом будущем такой тип авто на российском рынке останется нишевым продуктом, игрушкой для богатых, считает Петр Шкуматов.
В общем мировом тренде на электрификацию транспорта Россия будет двигаться во втором или третьем эшелоне, предсказывает эксперт. Новые электромобили будут покупать обеспеченные люди, которые уже имеют пару машин на бензине или дизеле и собственный дом с гаражом, где подведена достаточная электрическая мощность или даже есть собственная электростанция на солнечных панелях. Остальным придется ездить на подержанных машинах из тех стран, которые форсировано переходят на электромобили.
Ведущие автоконцерны прекратят производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2036 году, россияне после этого еще лет 10-15 «перкантуются» на машинах, которые произведены до этого года, уточнил Петр Шкуматов.
Это достаточно реалистичный сценарий при сохранении действующей политики государства, соглашается Максим Едрышев.
В любом случае продажи электромобилей в России постепенно будут расти, и достаточно дать возможность этому процессу развиваться естественным путем, уверен Алексей Голосов. По его мнению, для начала имеет смысл хотя бы убрать административные барьеры.
А зачем?
Есть еще одна, весьма существенная, причина отставания России в области электрификации транспорта: отсутствие четкого понимания на уровне государства и общества, зачем это нужно. Отдельные энтузиасты, покупающие электромобили, дают свой частный ответ, но глобальной стратегии нет. Да и нужна ли она на данном этапе?
Европа объясняет свое тотальное «энергетическое озеленение» заботой об экологии, но это – лишь хороший PR-ход, считает Петр Шкуматов. Истина же в том, что там заканчивается собственная нефть (в Норвегии при нынешних объемах добычи ее запасов хватит еще на 10 лет, в Голландии – на 3 года), а полная зависимость от внешних поставок энергоресурсов европейцев категорически не устраивает.
Китай, по его словам, импортирует почти 10 миллионов баррелей нефти в день. И все это идет морем, которое КНР не контролирует, а свой «Шелковый путь» ему построить не дают. Текущих запасов у китайцев хватает на три месяца
Поэтому для Китая стратегически важно самостоятельно производить энергию для своих нужд. Кроме того, Поднебесная претендует на то, чтобы стать глобальным технологическим промышленным лидером, в том числе в секторе электромобилей и комплектующих к ним
В России с ее природными ресурсами и небогатым населением, очевидно, ситуация принципиально иная. Здесь с точки зрения экологии более логично выглядит переход на метан, считают участники круглого стола.
Там, где использование новых технологий выгодно и удобно, их развитие идет само собой, без пинков и субсидий, добавляет он. Так, в загородных поселках растет популярность электроскутеров, потому что они просты в эксплуатации, не надо хранить запасы топлива и искать заправки. У «Яндекс.Еды» еще пару лет назад курьеры передвигались на собственных ногах, а вершиной их «эволюции» был простой велосипед. Но уже этой зимой огромное количество курьеров ездили на тех же электроскутерах и электровелосипедах, рассказал Петр Шкуматов.
Капля в море
Россия заметно отстает от мирового тренда на электрификацию автомобилей. По данным агентства «Автостат», в феврале 2021 года продажи новых электромобилей в стране выросли в пять раз, по сравнению с тем же месяцем прошлого года, – с 15 до 75 штук. При этом в Китае только в 2020 году продано больше миллиона таких машин. В США их парк насчитывает сотни тысяч. Европа планирует к 2040 году практически полностью перейти на электротранспорт.
Развитие российского рынка электромобилей идет с Дальнего Востока, и в основном за счет подержанных праворульных Nissan Leaf. Только в прошлом году их было ввезено около 5 тысяч. На долю этой марки приходится около 85% от общего дальневосточного парка электромобилей, который уже составляет порядка 11 тысяч машин, рассказал Сергей Целиков.
Одна из ключевых причин столь медленного развития рынка электромобилей в России – бедность населения и отсутствие необходимой инфраструктуры, считают эксперты. Сегодня цена электромобиля примерно в два раза превышает цену сопоставимого бензинового авто (по косвенным параметрам, напрямую их сравнивать нельзя), отмечает Петр Шкуматов.
Официально в России продается три или четыре модели электромобилей. В их числе Ягуар I‑PACE (его стоимость начинается от 7 миллионов рублей), Ауди e-tron (от 7,5 миллиона рублей) и Porsche Taycan (от 8 до 16 миллионов рублей). Именно поэтому основной прирост парка таких авто происходит на Дальнем Востоке, куда поступают гораздо более дешевые подержанные машины. А ведь их еще и заряжать где-то надо.
По некоторым оценкам, только в Москве нужно потратить порядка 0,5 триллиона рублей, чтобы построить относительно достаточное количество зарядных станций. Причем, это расчеты на основе льготных тарифов для населения (по дачным поселкам Подмосковья), уточнил эксперт. Очень может быть, что в реальности затраты окажутся в два раза больше.
Наличие инфраструктуры – одно из ключевых условий, считает Максим Едрышев. В качестве примера он приводит Тюмень. Сперва там появились три электромобиля, владельцы которых начали сами договариваться с какими-то кафешками и заправками, чтобы для них поставили розеточку. Частный бизнес пошел навстречу, и другие жители города начали потихоньку покупать такие авто. И сейчас их там уже больше 300 штук. При этом в соседнем более крупном Екатеринбурге всего две электрозаправки, одна из которых находится на закрытой частной территории, и в городе около 15 электромобилей.