Восстановление
Сначала демонтированное устройство нужно промыть, затем внимательно осмотреть. Если имеются трещины, замятия, ремонт амортизатора смысла не имеет: его лучше отправить в утиль и купить новый. Целый корпус предполагает дальнейшую проверку: потяните шток вверх и втолкните вниз – если имеется люфт, заедание, запчасть замените. Амортизатор бывает двух типов, разборка каждого из них имеет свои особенности:
- двухтрубный: вытащите шток полностью, чтобы получить доступ к крепежной гайке, которая откручивается специальным ключом;
- однотрубный: наверху имеется защитный колпак, который необходимо сбить, а затем отвернуть фиксирующую гайку, чтобы достать шток вместе с цилиндром или картридж.
Особенности
Если амортизатор масляный, необходимо слить масло из цилиндра, для чего нажмите на клапанную пружину. Потом сбейте втулку, достаньте шток с поршнем, снимите клапан с другой стороны цилиндра. Если устройство газовое или со сменным картриджем, просто открутите фиксирующую гайку и поставьте новый.
Методы восстановления
Есть два способа: первый заключается в полной замене штока вместе с цилиндром на новый картридж, второй подразумевает замену деталей устройства. Здесь стоит остановиться подробнее, т. к. в первом случае финансовые затраты будут больше в 5-10 раз (все зависит от модели авто) больше. Для самостоятельного восстановления амортизатора с полной разборкой необходимо приобрести ремкомплект.
Для разборки изделия открутите гайку крепления и вытащите поршень. Далее:
- замените сжимающий клапан, который устанавливается вдавливанием рукой;
- поставьте поршень и направляющую втулку;
- залейте масло (можно использовать старое, если оно чистое и прозрачное) – гидравлическую жидкость для АКПП, ГУР либо российское средство АЖ-12Т.
Вдавите шток в цилиндр и залейте жидкость объемом 200-250 мл. Далее медленно вставляйте цилиндр, одновременно вытягивая шток, чтобы масло проникало в полость, а не вытекало наружу. Когда цилиндр полностью вставлен, несколько раз вытащите и вставьте обратно шток: это даст возможность маслу полностью заполнить корпус. Потом заверните гайку и опять прокачайте амортизатора 4-5 раз.
На двухтрубном устройстве все вышеперечисленные процедуры по восстановлению необходимо проводить с надеванием верхней трубы на нижнюю. В ходе процесса давите ее вниз, удерживая шток на месте. Далее нужно прокачать устройство и затянуть гайку.
Особенности установки амортизаторов на ВАЗ2108-15
Все операции по восстановлению работоспособности ничем не отличаются от описанных выше. Но перед установкой амортизаторы необходимо хорошо прокачать (это относится и к новым изделиям), иначе они не будут полноценно работать. Как это сделать?
Прокачка масляного амортизатора
- поставьте устройство штоком вниз и вдавите шток до упора;
- придерживайте амортизатор в таком положении пару-другую секунд;
- не отпуская штока, переверните деталь и выдержите в сжатом положении 5-6 секунд, чтобы вышел воздух;
- выдвиньте шток полностью, сделайте паузу в 2-3 секунды и повторите операцию 5-6 раз.
Прокачка газового амортизатора
- переверните изделие штоком вниз;
- медленно вдавите шток и в таком положении оставьте деталь на 5-6 секунд;
- переверните изделие и выдержите 5-6 секунд;
- выдвиньте шток до упора;
- переверните амортизатор и повторите процедуру 3-4 раза.
Ремонт амортизаторов своими руками
Выполнить ремонт стоек амортизаторов может практически каждый автолюбитель, если он не боится грязной работы под машиной. При этом также удастся сэкономить неплохую сумму денег. Ведь как только глухие удары начнут появляться в подвеске автомобиля при езде по ямам и выбоинам, значит пришло время вплотную заняться ремонтом амортизаторов.
Каждый автопроизводитель для гашения колебаний при движении автомобиля использует свои конструктивные наработки. Но амортизаторы присутствуют практически во всех современных легковушках.
Срок жизни амортизатора определяется стилем вождения автомобиля и качеством дорог. Например, многие 10-летние машины из Европы с пробегом более 200 тыс. км приезжают к нам на «родных» амортизаторах. А в наших дорожных условиях редкая деталь подвески доживает до 100 тыс. км пробега.
В конце этой статьи вы найдете наглядный видео-урок по ремонту стойки амортизатора автомобиля ВАЗ 2110.
Ниже мы расскажем о том, какие бывают основные неисправности амортизаторов, и как их можно устранить своими рукми, при наличии определенных навыков, инструментов и желания этим заниматься.
Как самостоятельно проверить амортизаторы на своем авто
Очень важно отслеживать состояние транспортного средства и знать, как проверить амортизаторы, так как именно они позволяют держать автомобиль на дороге в правильном положении. Если этот важный элемент подвески выйдет из строя, а тест амортизаторов автовладелец отложит на потом, поломке будут подвержены и сопутствующие части ходовой:
Если этот важный элемент подвески выйдет из строя, а тест амортизаторов автовладелец отложит на потом, поломке будут подвержены и сопутствующие части ходовой:
- Вышедшие из строя амортизаторы вкупе с разбалансировкой колес приведут к ускоренному износу шин и разрушению ступичных подшипников;
- Пройдя несколько тысяч километров с неисправными стойками, последует поломка опорного подшипника;
- При исправном амортизаторе ресурс тормозных колодок увеличивается, когда же есть проблемы, то тормозная система уже ненадежна, так как тормозной путь увеличивается, и вероятность ДТП повышается.
Если вы решили произвести самостоятельную диагностику, то воспользуйтесь советами о том, как проверить амортизаторы в домашних условиях:
Загоните авто на яму и внимательно осмотрите амортизаторы на предмет подтеков масла, деформации корпуса или его загрязнения
Особое внимание уделите шток-поршню, если он поврежден, может произойти разгерметизация системы. Во время езды прислушайтесь — нет ли стука в подвесках машины
Осмотрите протектор шин, если он стирается неравномерно, возможно, амортизаторы пора менять. Пройдите расстояние одного и того же поворота несколько раз с одинаковой скоростью и обратите внимание — заносит ли авто, если да, значит, амортизатор неисправен (только для опытных водителей, изучивших свой автомобиль!).
Не всегда можно определить поломку без снятия элемента. Однако есть способ, который позволяет выяснить неисправность на профессиональном уровне. Как проверить стойки амортизатора без их демонтажа? Для этого автомобиль загоняется на вибростенд. Стоимость услуги составляет от 1 тысячи рублей. При этом проверяются не только амортизаторы, но и другие узлы подвески, а также тормозная система.
Если вы не можете быть полностью уверены в правильности своих заключений об исправности работы стоек амортизаторов, обратитесь к специалистам, которые произведут диагностику на вибростенде. Безусловно, за это придется заплатить некоторую сумму, но благодаря проверке на стенде вы сможете получить заключение экспертов и точные указания к действию. Если, конечно, обратились в проверенный автосервис.
Для того чтобы не потратить деньги впустую, следуйте этим простым рекомендациям:
- Проверьте, настроили ли мастера компьютер для диагностики именно вашей марки и модели авто (для каждого автомобиля настройки индивидуальны);
- Необходимо учесть возраст машины, так как вес кузова со временем меняется, поэтому настройки и нормы будут иметь определенные отклонения;
- Прежде чем проводить тестирование на стенде, проверьте развал-схождение и давление в шинах;
- Отправляйтесь только в зарекомендовавший себя сервис.
Выше рассмотрены варианты, как проверить амортизаторы на машине своими руками, то есть в условиях гаража. В комплексе они довольно эффективны и позволяют вычислить неисправный узел с достаточно высокой точностью. Если же на самостоятельную диагностику нет времени или никак не получается с точностью выявить дефект, лучше обратиться на СТО.
Как правило, в автомобильных сервисах есть приспособление для проверки амортизаторов — специальный стенд. Его преимущество — способность провести испытания по всем основным параметрам и получить точное представление о состоянии узлов.
По завершению тестов специалисты озвучивают точные результаты и рассказывают, что делать дальше — продолжать ездить на автомобиле или же незамедлительно производить замену. Главный минус такого метода — высокая цена и сложность проведения. Кроме этого, не на всех СТО можно найти столь современное оборудование.
Учтите, что поездки на неисправных амортизаторах — это опасно. На первом же резком повороте есть риск опрокидывания, потери управления автомобиля и вылета в кювет.
Так что лучше не испытывать судьбу, своевременно производить проверку амортизаторов и замену неисправных элементов. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.
Алгоритм проведения ремонтных работ
После того, как амортизатор был извлечен из транспортного средства, можно переходить к выполнению ремонтных работ. Чтобы восстановить функциональность узла самостоятельно, необходимо выполнить следующие действия:
Сожмите пружину, используя винтовые стяжки. Для выполнения действия понадобятся две стяжки, которые устанавливаются на противоположенные стороны. Для стягивания пружины попеременно вращайте шпильки.
Стягивание нужно продолжать до тех пор, пока пружина не начнет немного двигаться. После этого можно открутить верхний крепежный элемент, и снять опорный подшипник с резиновым отбойником.
Извлеките пружину из стойки.
Далее необходимо провести визуальный осмотр всех элементов детали. Если неисправность проявлялась в виде постороннего стука, причина может заключаться в изношенном резиновом отбойнике или поврежденном опорном подшипнике.
Выкрутите амортизатор из корпуса. Для этого действия можно использовать специальный ключ, а при его отсутствии – обычный молоток и стальной прутик.
Снова необходимо рассмотреть все элементы и заменить поврежденные
Крайне важно использовать оригинальные комплектующие, либо детали, которые идеально совпадают по размерам со старыми.
Вставьте новый патрон в стойку, стяните его гайкой. Разжимать пружину можно только после того, как будет надежно прикручена верхняя гайка.
После того, как все необходимые элементы заменены, установите стойку в обратном порядке.
Прикрутите обратно колеса и снимите автомобиль с козлов.
А еще интересно: Двигатель Нива ВАЗ 21213: характеристики, неисправности и тюнинг
Чтобы восстановление стоек амортизатора прошло успешно, необходимо соблюдать несколько рекомендаций:
- соблюдайте правила техники безопасности;
- не спешите, особенно на этапе сжатия и разжимания пружины, поскольку это опасно и для целостности автомобиля и для вашего здоровья;
- если вы уже взялись за ремонт амортизационных стоек, проверьте заодно и подвеску, рулевые тяги, рейки, тормозные шланги.
Если все сделать правильно, отремонтированные узлы смогут служить до 3-4 лет. Это при условии, что автомобиль будет ездить по хорошим дорогам и не на слишком больших скоростях. Некоторые другие рекомендации, которые помогут продлить срок эксплуатации отремонтированных амортизаторов:
- Если среди рассмотренных способов диагностики состояния стоек вы выбираете проверку в движении, дорога должна быть хорошей, а скорость небольшой. Подобные действия только усугубят проблему, ведь если неисправности есть, они дадут о себе знать и при небольших нагрузках.
- Подъем подвески с помощью специальной приставки моментально выводит из строя шток, поэтому подобное действие категорически не рекомендуется.
- В зимнее время масло нуждается в разогреве, поэтому первые 5 минут езды следует двигаться на максимально возможной низкой скорости. Помните, что морозы – одна из основных причин выхода из строя стоек.
Некоторые водители утверждают, что главная причина частой необходимости выполнять ремонт стоек амортизаторов – это неудовлетворительное качество наших дорог. Если транспортное средство передвигается хорошими европейскими дорогами, а не по российским ухабам, то и стойки у него в порядке. Но, как показывает практика, не зависимо от географии, амортизаторы нуждаются в восстановлении с аналогичной периодичностью, разница лишь в характере износа и неисправностей.
Таким образом, ремонт амортизаторов своими руками понемногу уходит в прошлое, новые автомобили оснащаются неразборными конструкциями, но пока еще весомая часть владельцев все еще предпочитают восстанавливать функциональность своего автомобиля самостоятельно. Для опытного автомобилиста процедура не станет сложной, если все делать последовательно и верно.
Но, если отремонтированные стойки амортизатора в денежном эквиваленте обойдутся практически так же, как их полная замена, стоит отдать предпочтение второму варианту из-за продолжительности срока дальнейшей эксплуатации. Стоит признать, что амортизаторы на наших дорогах редко выдерживают более 50-60 тысяч километров пробега, и являются расходным материалом. Решайте проблему, не усугубляя ее, потому что не стоит экономить на том, от чего зависит ваша безопасность.
А еще интересно: Отчего горит чек на Ниве Ваз-2131 2012?
Почему стучит стойка амортизатора
Замена амортизаторов Киа Рио 3
Обзор газовых и масляных стоек амортизаторов Торр
Замена амортизаторов Форд Фокус 2
Подбор и замена амортизационных стоек Рено Логан фазы 2
Способы диагностики
Проверка стоек амортизаторов на работоспособность может осуществляться различными способами.
На ходу
Проанализировать, как движется автомобиль, – самый простой вариант
Потребуется дальнейшее тестирование, чтобы определить, в чем конкретно проблема, однако важно, что так можно выявить само ее наличие
Так, при неисправном демпфирующем устройстве будут раздаваться стуки, движение станет неровным, особенно сильно автомобиль будет раскачиваться на высокой скорости. Для достоверности можно устроить небольшой тест вождения в экстремальных условиях: прямолинейная езда окажется проблематичной, машина будет слабо держать поворот, а во время остановки может «клюнуть носом» и пройти значительный тормозной путь.
Визуальный осмотр
Амортизаторы расположены возле пружин – либо с ними в сборе – за колесом. Осмотр эффективен в случае с масляным устройством, поскольку если оно пробито, будут заметны потеки и следы смазки. При их наличии следует проверить штоки. Для этого машину устанавливают на подъемник, а если его нет, поднимают нужную сторону с помощью домкрата. Полностью исправный шток чист до блеска, если есть ржавчина, коррозия или погнутости, он вышел из строя.
Также надо осмотреть протектор. Неравномерный износ будет свидетельствовать о неполадках в работе демпфирующего устройства.
Визуальная проверка позволяет выявить не все неисправности, ведь многие из них заключаются в износе внутренних элементов механизма и не всегда проявляют себя протеканием масла. Стоит дополнительно прибегнуть и к другим методам.
Механическое воздействие
Еще один вариант того, как проверить амортизаторы на машине, ничего не демонтируя, предполагает раскачку руками. Легковую машину располагают на ровной площадке и, упершись руками, поочередно раскачивают крылья сильными резкими движениями, а затем контролируют количество инерционных скачков. Один-два являются нормой, большее число говорит о том, что механизм вышел из строя.
Можно действовать несколько иначе: надавить на крыло медленно, задействуя массу всего тела, а затем, когда подвеска сожмется, резким движением убрать усилие. Если все в порядке,кузов вернется в изначальное положение плавно, даже с легкой задержкой в доли секунды.
Следует учитывать, что таким образом можно выявить только полную неисправность, но не мелкие неполадки. Также случаются ситуации, когда заклинивает шток и авто не раскачивается.
Диагностика с разборкой
Демонтаж является более надежным методом и позволяет точнее установить, какой конкретно элемент поврежден.
После извлечения устройство устанавливается на земле под прямым углом. Чтобы проверить задние амортизаторы, нижний кронштейн удерживают ногами, а руками сначала тянут верхний шток, потом надавливают вниз. При исправном механизме будет значительное сопротивление, если же шток «ходит» свободно и все действия можно выполнить одной рукой без особого труда, необходим ремонт или замена. Проверить передние амортизаторы следует по тому же принципу.
Проверка с использованием вибростенда
Стенд позволяет проверить стойки амортизатора полностью и одновременно с этим продиагностировать систему торможения. Могут проводиться следующие тесты:
- Шок-тест заключается в том, что диагностируемую ось приподнимают, после чего резко опускают, а приборы при этом фиксируют показатели и сравнивают их с заводскими.
- Часть приборов крепится к крылу, а часть размещается на полу радом с автомобилем, кузов раскачивают, и в это время происходят замеры амплитуды. Результаты сверяются с рекомендованными показателями.
- С помощью платформы для стремительного торможения проверяется нагрузка на прибор.
Нужно отметить, что первые два метода эффективнее последнего.
Проверка при покупке
Желательно проверять еще в магазине, отвечает ли новый механизм простейшим нормам. Снаружи он должен быть чистым, без следов масла, на корпусе и штоке недопустимы неровности и механические повреждения
Следует обратить внимание на качество резьбы и удостовериться, что маркировка соответствует параметрам, указанным в каталоге. Также рекомендуется сверить размеры нового устройства с тем, что уже используется на машине – разница не должна превышать 5 мм
Измерить элементы можно штангенциркулем с рулеткой.
Испытать работоспособность можно несколько раз сжав и разжав механизм. Требуемое для этого усилия должно быть одинаковым каждый раз, при этом толчки и заедания не допускаются.
Устройство пружинящих амортизаторов
Один из наиболее распространенных вариантов амортизаторов для стиральной техники имеет так называемую пружинно-поршневую конструкцию. Если излагать утрированно, то это металлический цилиндр, вверху которого расположена полимерная втулка. Она направляет движение установленного в амортизатор штока.
Верхняя часть штока «заточена» под посадку полимерных вкладышей и прокладок из резины, с помощью которых он соединяется с барабаном. К основанию штока прикреплен поршень с прокладкой, изрядно пропитанной невысыхающей смазкой. Нужна эта смазка для повышения силы трения при движении штока с поршнем по полости стального цилиндра.
Основные конструктивные компоненты пружинно-поршневого амортизатора включают металлический цилиндр, закрывающийся вверху втулкой, и отполированный шток с поршнем
Работа амортизатора пружинно-поршневого типа включает ряд последовательно повторяющихся действий:
- При резких колебаниях шток амортизатора приводится в линейное движение.
- Продавливаемый штоком поршень передвигается по полости цилиндра.
- Пропитка препятствует проскальзыванию поршня без соответствующего усилия.
- При ослаблении давления шток возвращается в исходное положение.
- При возникновении усилия все повторяется.
Для того чтобы имеющийся в цилиндре воздух не создавал дополнительного сопротивления, поршень перфорируется. При нажиме на него возможная воздушная пробка запросто выходит наружу через проделанные насквозь отверстия.
Появившаяся во время вращения барабана нагрузка давит на шток, который в свою очередь проталкивает закрепленный в его основании поршень по стальному цилиндру
Безусловно, подобный режим эксплуатации не дает оснований надеяться на вечное сохранение трущихся друг о дружку деталей в первоначальном техническом состоянии. Сначала проявляется просто люфт, затем и износ. Причем повредиться может только одна пружинящая опора, а бывает их в разных модификациях стиральных агрегатов от 2 до 4 штук.
Для удаления воздушной пробки, находящейся внутри цилиндра, в нем проделывают отверстия (рис. слева). В вершине шток амортизатора снабжен посадочным местом под резиновые прокладки и полимерные вкладыши, через которые он крепится к баку стиралки
Принцип действия амортизаторов стиралок различных марок аналогичен, но есть некоторые конструктивные нюансы. Может отличаться их размер, угол наклона, месторасположение, не во всех моделях стиральной техники их дополняют пружинами, удерживающими сверху барабан.
Вместо пары расположенных сверху подвесок могут использоваться небольшие пружинки, соединенные с находящимся невдалеке верхним противовесом.
В других вариантах компоновки бак, состоящий из двух частей, вместо амортизаторов снизу поддерживается демпферами. Этот конструктивный тип является классическим, потому в строении указанных приспособлений также очень стоит разобраться. Не исключено, что это именно ваш случай.
Мотор в приведенной на схеме модификации стиральной машины крепится вверху. Разбирать ее полностью для замены амортизаторов не нужно, достаточно снять боковую или заднюю часть корпуса
Разборка детали после снятия: как сделать это подручными средствами
Рассмотрим процесс на примере переднеприводных моделей ВАЗ, семейство 2110.
-
С помощью специального ключа откручиваем гайку корпуса стойки. При отсутствии ключа можно воспользоваться стальным стержнем и молотком.
- Затем с помощью широкой отвёртки извлекается обойма сальника и собственно сальник штока.
- Сливаем масло в ёмкость. Использовать его повторно не имеет смысла.
-
Извлекаем цилиндр со штоком амортизатора. В нём также много масла, избавляемся и от него. Для ускорения процесса можно несколько раз выдвинуть и погрузить шток в цилиндр.
- Сливаем остатки масла из корпуса амортизатора.
-
Разбираем амортизатор на части, выкладываем в строгой последовательности, фиксируем на фото (для упрощения процесса сборки).
Восстановление давления газа в стойке
- Амортизатор прочно закрепляется в тисках, положение вертикальное. Необходимо тщательно очистить деталь и продуть место захода штока сжатым воздухом. Производится его разборка — снятие защитного колпачка штока.
Для удобства работа проводится в тисках
Для контроля используйте манометр. Способ пригоден для газовых и газомасляных стоек
Процесс можно посмотреть на видео.
Видео о том, как делать подкачку газа в газомасляной стойке
Существуют различные мнения: чем заправлять автомобильный амортизатор. Азотом, углекислотой или просто сжатым воздухом? В условиях гаража вариантов немного. Сжатый воздух не сильно ухудшит характеристики, особенно с учётом того, что это ремонт, а не изготовление стойки на заводе.
Что делают амортизаторы
Принцип работы амортизатора прост – внутри камеры с жидкостью или сильно сжатым газом движется поршень с маленькими отверстиями. Пока скорость движения поршня невелика, наполнение успевает проходить через перепускные клапаны и амортизатор почти не влияет на движение подвески. Когда колесо наезжает на препятствие, возникает новый вектор движения, который тянет его вверх. Причем, чем выше скорость автомобиля, тем сильней усилие по этому вектору. В результате усилие сохраняется даже после преодоления препятствия, ведь инерцию не так просто остановить. Рессоры или пружины постепенно поглощают инерцию, но не способны предотвратить отрыв колеса от покрытия дороги. Амортизатор же наоборот, реагирует именно на резкие движения подвески. И чем резче меняется вектор, тем сильней сопротивляется амортизатор. Благодаря этому гасится энергия инерции и время отрыва колеса от покрытия сокращается в десятки раз.