Какое необходимо оборудование для покраски автомобиля?
Оборудование для покраски авто
Разбить все оборудование для покраски автомобилей можно на две группы:
- Для работы своими руками, то есть обслуживание своего авто в условиях гаража.
- Для коммерческого использования – на СТО.
А дальше уже можно перечислять ручной инструмент, автоматические устройства, промышленные и т.д. На СТО применяются современные установки и технологии для покраски авто. Там покраска автомобилей поставлена на поток, ведь это одна из самых популярных услуг. Поэтому на СТО присутствует целый набор установок, каждая из которых выполняет конкретную задачу. Встречается оборудование, выполняющее целый комплекс работ.
Вкратце мы пройдемся по такой автоматике, но основная часть будет посвящена инструменту и агрегатам для личного использования, ведь большинство читающих нас автолюбителей занимаются ремонтом и уходом за авто своими руками.
Выбираем самые необходимые материалы для покраски автомобиля своими руками
Материалы для покраски автомобиля – это не только эмали и лаки. Для выполнения всех малярных операций необходим обширный набор средств и инструментов. Если комплект оснащения автомаляра будет неполным, это может сказаться на качестве покрытия.
Поэтому в мастерских автосервиса обычно присутствуют на складе сотни всевозможных средств автохимии, расходных материалов, приспособлений, мелких инструментов.
От правильного выбора материалов зависит конечный результат окрасочных работ. Опытные специалисты автосервиса хорошо разбираются в типе и назначении окрасочных средств, умеют их правильно подбирать для каждой задачи, ориентируются в ценах на рынке.
Многие владельцы автомобилей предпочитают реставрировать машины в собственных гаражах
Чтобы самостоятельная покраска дала удовлетворительный результат, важно правильно подобрать материалы как основные, так и расходные
Какие материалы для покраски авто используются в специализированных мастерских? В первую очередь, автомобильные краски, лаки, эмали всевозможных цветов. Краска может быть изготовлена на водной или неводной основе. Синтетические краски не имеют водной основы, а все акриловые ЛКМ относятся к водной группе.
Виды технологий
В глобальном смысле есть две технологии – одна из них используется, когда перекрасить нужно только локальный участок кузова, и вторая, при котором перекраски требует автомобиль в целом. Полную перекраску затруднительно выполнять в гаражных условиях, так как это довольно сложный процесс. Наносить краску следует в несколько слоев, причем, каждый предыдущий слой должен просохнуть, прежде чем будет нанесен новый. Маляр должен следить за тем, чтобы цвет был однотонным, фактура была ровной, а по итогу работы не осталось неокрашенных областей. Также может потребоваться дополнительное нанесение лака.
Локальные работы отличаются только масштабами процесса, так как перекрашивать нужно не весь автомобиль, а только поврежденные участки. Но и в этом случае автоэмаль наноситься последовательно, в несколько слоев, которые должны просыхать. Смысл в том, чтобы между заводским и новым покрытием были едва заметные границы, иначе восстановленный участок будет сильно бросаться в глаза. При наличии такой возможности, и локальную и тем более полную перекраску лучше делать в салоне, где есть чистые камеры. В таких помещениях соблюдается особый температурный режим, также там повышенная стерильность.
Оборудование для покраски авто. Необходимый инструмент
Если особо не углубляться в характеристики и производителей инструмента, а просто понять назначение необходимого для нашей работы, рассмотрим оборудование для покраски авто, то есть его необходимый перечень.
Компрессор
Главный инструмент. Для разовой работы не обязательно мощный и производительный, достаточно развивающий давление 3-4 атм., с небольшим объемом ресивера (бака для сжатого воздуха).
Да, еще нужен фильтр для очистки всасываемой воздушной массы, который очищает его от влаги и масла.
Стационарный компрессор
Самодельный компрессор с насосом от холодильника
Краскопульт
Другие названия: малярный пистолет, пульверизатор. Это наверное самый главный инструмент.
Если компрессор можно заменить самодельным источником давления воздуха, например обычным автомобильным колесом (это тема отдельного разговора), то краскопульт должен быть качественным, от него зависит качество покраски.
Качественный краскопульт устроен так, что в нем можно менять сопла разного диаметра, для разного вида покрытий.
- для базового покрытия — 1,3 мм. (для покраски металик);
- акриловые краски и лаки 1,3-1,5 мм.;
- грунт акриловый 1,5-1,7 мм.;
- жидкая шпатлевка 1,7-2,0 мм.
Малярный пистолет
Если Вы не хотите тратиться и максимально съэкономить на разовом деле, то покупайте пистолет с не сменным соплом в 1,3 мм.
Подробный отчет по выбору карскопульта вы найдете здесь.
Малый малярный пульверизатор
Можно обойтись малым малярным пистолетом. У него так называемы факел покраски (площадь распыляемой струи краски), всего с десятирублевую монету и сопло диаметром 0,9 мм. Он как правило используется для покрытия грунтом перед покраской.
Фен
Нет, фен для сушки волос не годится. Нужен строительный фен. Он более мощный и пригодится Вам для сушки при ремонте пластиковых деталей.
Строительный фен
Шлифовальный рубанок
Отдаем предпочтение с зажимом, на липучках не советую, неудобно. Он нужен для качественной обработки поверхности для покраски.
Шлифовальный ручной рубанок
Виниловая насадка на дрель
Нужна для зачистки грунта шпатлевки и коррозии. Она менее активна скажем, чем «болгарка», качественнее, работает без задиров и особо не нагревает обрабатываемый металл.
Шлифовальный инструмент
Машинка орбитально-шлифовальная в комплекте с адаптером кругами для шлифовки. Они нужна и для подготовки и для шлифовки уже покрашенного участка кузова, полировки.
Полировальная машина
Не беритесь полировать в ручную, это трудоемко и даже я бы сказал глупо. Полировальной машинкой Вы это сделаете в десятки раз быстрее и качественнее. Запаситесь всевозможными кругами с разной плотностью для соответствующих полировочных паст.
Полировальная машинка
Маска малярная
Здесь конечно не стоит экономить и найти для себя самую качественную защиту своих легких и всего здоровья. Это химия и надо осознавать, что вредность вдыхаемой лакокрасочной смеси для здоровья сильно не полезна. Марлевой повязкой и простыми масками здесь не спасешься. Необходимы профессиональные респираторы.
Маска малярная
И удачи вам в освоении новых полезных навыков!
Маркировка краскопульта
Упомянутая выше модель краскопульта SATA 4000 HVLP, как видно, имеет хвост в виде аббревиатуры. Расшифровывается она следующим образом: High Volume Low Pressure, что буквально переводится как Высокий Объем Низкое Давление. Так характеризуется одна из четырех основных систем распыления, которая обеспечивает большой перенос материала (не менее 65%) при низком выходном давлении на уровне 0,7 атмосфер.
Кроме HVLP, существуют такие системы, как RP (пониженное давление), LVLP (низкий объем низкое давление) и HTE (высокая переносящая эффективность). Поскольку системы, как минимум, четыре, возникает вопрос: какую из них выбрать? К сожалению, продавцы-консультанты не всегда компетентны в этих вопросах, а еще чаще – далеки от этого. Поэтому приходится изучать материальную часть самостоятельно.
Если нет желания вникать во все тонкости различий систем распыления, можно просто остановиться на HVLP. Это наиболее продвинутая технология, отличающая экономным расходом материала. Однако HVLP-пульверизаторы потребляют большой объем воздуха (до 560 л/мин). Они не могут работать с маломощными компрессорами низкой производительности и с маленьким ресивером.
Однако некоторые профессионалы, привыкшие к более мощному факелу, поначалу недооценивают HVLP. Это совершенно нормальное явление, поскольку их навыки были сформированы при использовании инструмента с другими характеристиками. Но сегодня мастер должен одинаково владеть различными пистолетами, поскольку невозможно одинаково качественно выполнить те или иные задачи одним и тем же инструментом.
Что нужно иметь из оборудования для окраски авто своими руками?
- Переносной прожектор (ориентировочная стоимость: 1500-2000 руб.). Казалось бы, пустяк, но от качественного освещения напрямую зависит качество покраски. Целесообразнее приобретать минимум два прожектора. Экономия на освещении может свести на нет все старания. Кстати, прожектор можно использовать для местного обогрева поверхности. Лучше всего подойдёт прожектор на штативе. Сегодня на рынке представлен широкий спектр подобного оборудования. Так что всегда можно найти то, что необходимо по подходящей цене. Главным критерием для выбора должна быть мощность прожектора. Это значение не должно быть менее 500 ватт. Оптимальной мощностью можно считать 1 киловатт. В процессе сушки необходимо следить за расстоянием до поверхности, чтобы исключить прижигание.
- Строительный фен с насадками (ориентировочная стоимость: от 1200 руб.). Если на поверхности авто имеются молдинги, наклейки и прочие декоративные элементы, крепящиеся на клей, то фен просто необходим. Полезность данной вещи заключается в применении фена при выправке бамперов и пластиковых изделий кузова. Равномерно нагретая деформированная поверхность легко исправляется вручную.
- Виниловая насадка на дрель (ориентировочная стоимость: 300-600 руб.). С её помощью можно не только снимать коррозию с подготавливаемой поверхности, но и удалять краску, шпатлёвку и грунт. При этом воздействие виниловой насадки более мягкое, нежели у шлифовальной машинки, она не нагревает поверхность, не повреждает металл. Виниловая насадка на дрель пригодится и в дальнейшем для снятия ржавчины и очистки поверхности.
- Орбитальная шлифовальная машинка (ориентировочная стоимость: от 2000 руб.). Шлифовальной машинкой подготавливается поверхность для нанесения шпатлёвки, грунтовки и краски, обрабатывается лак или краска перед полировкой. Такие манипуляции не только сэкономят время и силы, но и повысят качество обработанной поверхности. Дополнительно к машинке потребуются круги на липучке и мягкая прослойка.
- Полировальная машинка (ориентировочная стоимость: от 5000 руб.). Качественная полировка кузова потребует приобретения полировальной машинки, а также к ней: поролоновых кругов различной плотности, полировальников.Полировальники лучше приобретать на овечьем меху или овчине.
- Шлифовальный рубанок (ориентировочная стоимость: от 500 руб.). Понадобится для обработки шпаклюемых плоских больших поверхностей.
- Малярная маска (ориентировочная стоимость: от 2500 руб.). Многие из применяемых материалов токсичны. В воздух попадают пары распыляемых краски и лака. От их вредного воздействия не спасёт даже хорошая вытяжка и проветривание. Поэтому приобретением малярной маски пренебрегать не следует. Дополнительно понадобятся сменные угольные фильтры и предфильтры.
- Краскопульт (ориентировочная стоимость: от 1700 руб.). Уж без этого инструмента все остальные приобретения будут точно бесполезны. Краскопульт, или малярный пистолет, предназначен для нанесения краски, лаков, жидких шпатлёвок и грунтовок. Для разных наносимых материалов необходимы сопла разного диаметра. Кроме того, будет полезным возможность регулировать давление воздушного потока, форму факела, количество жидкости.
- Мини краскопульт (ориентировочная стоимость: от 1400 руб.). Обычный малярный пистолет не позволит задуть небольшие по площади или узкие участки поверхности, поэтому целесообразно дополнительно приобрести небольшой краскопульт. При диаметре сопла 0.9 мм можно качественно проводить локальную покраску. Подобное оборудование применяется для покрытия фосфатным грунтом протёртых участков кузова перед дальнейшим нанесением шпатлёвки.
- Компрессор со шлангами (ориентировочная стоимость: от 10000 руб.). Выбор модели зависит от требуемой мощности и варианта предполагаемого использования. При единичных случаях покраски можно ограничиться обычной моделью. Если же планируется активная эксплуатация, то следует отдать предпочтение варианту с масляным двигателем, большим ресивером и запасом мощности.
Подготовка рабочего пространства
Что нужно чтобы покрасить автомобиль самому? На рабочее пространство необходимо обращать особое внимание. Для покраски автомобиля необходимо иметь в гараже достаточно много места, так как должен поместиться сам автомобиль, оборудование для покраски, а также человек, который будет заниматься покраской
Желательно чтобы вокруг автомобиля было пространство около 2-х метров. Помимо больших объемов помещения, гараж должен хорошо проветриваться. Дабы было видно все наплывы и подтеки в помещении необходимо установить хорошее освещение, которое будет направленно под небольшим углом к окрашиваемому объекту.
При покраске автомобиля следует соблюдать следующие меры безопасности:
- Помещение должно хорошо проветриваться
- Компрессор, который создает давление, обязательно должен находиться во время работы за пределами помещения, так как в контактах может возникнуть искра.
- В помещении, где будет проходить или проходит покраска нельзя курить.
- Работы нужно проводить только в одетом респираторе.
Из всего вышеперечисленного видно, что покраска авто дело не из легких, особенно если вы делаете ее впервые. Сразу пробовать красить самостоятельно не стоит, изначально лучше поработать с помощником у специалиста, так как можно будет увидеть весь процесс работы. А уже потом, набравшись опыта, можно будет пробовать красить самому.
Какие материалы нужны в подготовительном периоде
Смывка краски
Если вы решили кардинально поменять цвет автомобиля или старая краска имеет сильные повреждения, отслаивается от металла или вспучивается, то наилучшим решением будет избавиться от слоя старой краски. При этом нужно не повредить металл кузова.
Современные технологии позволили изобрести очень эффективный и быстродействующий способ удалять краски и лаки с поверхности металла. Такой эффект дает смывка для автомобильной краски. Например, такие смывки как ABRO или BODY отлично размягчают и отслаивают старые лакокрасочные покрытия практически с любых поверхностей, за исключением пластмасс.
Шпатлевка
Если покраска автомобиля носит восстановительный характер после каких-либо повреждений или ДТП, то часто прибегают к рихтовке кузова. Эта процедура довольно грубая и с ее помощью не всегда удается получить идеально ровную поверхность. Поэтому все оставшиеся неровности и шероховатости выравниваются нанесением шпатлевки.
Ее подразделяют на два основных вида: однокомпонентные и двухкомпонентные. Последними, содержащими саму шпатлевочную смесь и отвердитель, выравнивают глубокие вмятины. Хорошо перемешивая шпатлевку с отвердителем перед применением, вы получаете густой и вязкий продукт, который можно наносить толстым слоем.
Финишные шпатлевки более жидкие и наносить их нужно тонким слоем, т.к. они дают большую степень усадки. В зависимости от основы, на которой изготовлена шпатлевка, их делят на такие виды:
Грунт автомобильный
Что еще нужно для покраски авто? Это, безусловно, грунтовки. Они нужны для того, чтобы усилить сцепление лакокрасочных материалов с металлом, защитить кузов от коррозии, а также скрыть дефекты шпатлевки:
Шлифовальная бумага
Материалы для окраски автомобиля предусматривают наличие большого количества шлифовальной бумаги различной зернистости. Бумагу используют для зачистки поверхности от мелких неровностей после шпатлевания и грунтования.
Так, двигаясь по технологической цепочке, мы подошли к основному процессу – покрытию поверхности кузова лакокрасочными материалами.
Последовательность покраски автомобиля при полном окрашивании
Последовательность окрашивания должна быть всегда спланирована заранее.
Целью определённой последовательности является исключение опыла на поверхности и минимизация лишних, нежелательных движений во время покраски.
Как уже упоминалось выше, сначала нужно покрасить все края и углы.
Существует множество различных схем последовательностей автомобиля. В этой статье я приведу две часто применяемые схемы.
Большие по площади панели (крыша, капот, крышка багажника) нужно всегда красить целиком. Не оставляйте покрашенную половину на какое-то время. Иначе образуется опыл на подсохшей стороне и вторая половина в месте соединения с первой нормально не сольётся, образуя видимую полосу.
Популярна последовательность покраски всего кузова, когда в первую очередь окрашивается крыша со стойками, далее идёт передняя дверь, а дальше по кругу (см. рис). Некоторые открывают переднюю дверь, чтобы закончить, обойдя круг, рядом с ней. Таким образом, сухой опыл на подсохшую краску двери не попадает.
Для удобства покраски крыши можно воспользоваться какой-либо подставкой (небольшой скамейкой или табуреткой).
Иногда красят всю сторону машины целиком, перемещаясь вдоль всего кузова и делая длинные проходы краскопультом. То есть, весь бок красится как одна панель. В этом случае не приходится постоянно нажимать и отпускать курок в конце каждой панели и плёнка краски на всех панелях получается одинаковой толщины. Это быстрый и эффективный способ покраски автомобиля. Чтобы так красить пистолет настраивается на максимальную подачу краски. Размер помещения должен позволять свободно перемещаться вдоль машины, не спотыкаясь об какие-либо препятствия, так как краскопульт должен двигаться с одной скоростью. И, конечно же, нужен навык, чтобы так красить, ровно перекрывая половину одного прохода другим. Такой способ подойдёт не каждому и приведён, скорее, для ознакомления, чем для инструкции.
Пробное распыление
Приклейте отрезок маскировочной бумаги на стену. На нём Вы сможете сделать пробные распыления.
Выставьте необходимое давление на краскопульте, используя регулятор. Нужно выставлять давление при нажатом курке. Сначала полностью закройте подачу воздуха, нажмите курок до состояния, когда выдувается воздух, но не краска. Далее выставьте нужное давление так, чтобы оно не менялось при выдуваемом воздухе. Далее можно отпустить курок и ваш пистолет будет настроен на необходимое давление и объём воздуха.
Теперь выкрутите на максимум регулятор ширины факела, а потом немного убавьте. После изменения факела, немного изменяется давление на входе в пистолет, поэтому нужно его подкорректировать.
Теперь закрутите полностью регулятор подачи краски. Далее откройте его на 2 полных оборота (4 полуоборота).
Можно начинать пробное распыление
Держите пистолет перед бумагой для пробного распыления ровно, на расстоянии 15–20 см. Теперь полностью нажните на курок и сразу отпустите. Тестовое распыление должно выглядеть в форме «сигары» с полным прокрасом внутри и с плавными краями по бокам (см. иллюстрацию).
Какие могут быть проблемы при тестовом распылении и в чём их причина?
Центр должен быть полностью окрашен без подтёков. Если возникают подтёки, то, возможно, краскопульт слишком близко от поверхности, либо долго распыляется краска во время теста. Если расстояние и время тестового распыления в норме, то краскопульт отрегулирован на слишком большую подачу краски. Нужно немного убавить подачу.
Нужно, чтобы покрасочный пистолет распылял как можно более мелкие капли, при этом сохранял хорошую укрывистость.
Слишком большое давление воздуха при покраске будет причиной формирования слишком маленьких капель, и краска будет разлетаться повсюду. При избыточном давлении происходит перерасход распыляемого материала. Та краска, которая долетает до поверхности, формирует сухое покрытие, которое выглядит матовым и блеклым. Высокое давление при распылении может быть причиной формирования факела в виде цифры 8. Такой факел оставляет полосы при окрашивании.
При слишком маленьком давлении капли получаются большими, что становится причиной крупной шагрени при покраске (эффект «апельсиновой корки»).
Маркировка краскопульта
Упомянутая выше модель краскопульта SATA 4000 HVLP, как видно, имеет хвост в виде аббревиатуры. Расшифровывается она следующим образом: High Volume Low Pressure, что буквально переводится как Высокий Объем Низкое Давление. Так характеризуется одна из четырех основных систем распыления, которая обеспечивает большой перенос материала (не менее 65%) при низком выходном давлении на уровне 0,7 атмосфер.
Полезно также почитать: Что полезно знать о быстрой самостоятельной покраске деталей авто
Кроме HVLP, существуют такие системы, как RP (пониженное давление), LVLP (низкий объем низкое давление) и HTE (высокая переносящая эффективность). Поскольку системы, как минимум, четыре, возникает вопрос: какую из них выбрать? К сожалению, продавцы-консультанты не всегда компетентны в этих вопросах, а еще чаще – далеки от этого. Поэтому приходится изучать материальную часть самостоятельно.
Если нет желания вникать во все тонкости различий систем распыления, можно просто остановиться на HVLP. Это наиболее продвинутая технология, отличающая экономным расходом материала. Однако HVLP-пульверизаторы потребляют большой объем воздуха (до 560 л/мин). Они не могут работать с маломощными компрессорами низкой производительности и с маленьким ресивером.
Однако некоторые профессионалы, привыкшие к более мощному факелу, поначалу недооценивают HVLP. Это совершенно нормальное явление, поскольку их навыки были сформированы при использовании инструмента с другими характеристиками. Но сегодня мастер должен одинаково владеть различными пистолетами, поскольку невозможно одинаково качественно выполнить те или иные задачи одним и тем же инструментом.
Пост подготовки автомобиля
Существует много модификаций постов подготовки. В зависимости от конкретных задач, в автосервисах используют модели разных габаритов с бетонным или металлическим основанием, различными по размеру пленумами, поддонами и системами очистки.
Пленум – система дополнительной вентиляции. Устройство представляет собой специальный диффузор, расположенный над постом горизонтально. Оптимальный вариант размера пленума – такой же, как и у поста. Диффузор улавливает витающие в воздухе мельчайшие частицы краски и препятствует их оседанию на поверхности. Таким образом, пленум служит для защиты поверхности автомобиля от дефектов, оборудования покрасочного бокса – от загрязнения брызгами краски. Главная его функция – повышение производительности процесса окраски и улучшение качества покрытия.
Основание поста – металлическая или бетонная площадка, на которую загоняют автомобили. Чтобы в процессе работы краска не стекала на пол, используют специальные поддоны. Предусмотренная во многих моделях система жидкостной очистки позволяет удалять краску из поддона с помощью фильтрации. Краска, стекая в поддон, смешивается с водой и быстро удаляется из жидкости через фильтры. Такая конструкция позволяет поддерживать чистоту на покрасочном участке.
Портативная инфракрасная сушка используется на покрасочных участках для ускорения периода высыхания нанесенного лакокрасочного покрытия. Конструкция сушки – вертикальные стойки с закрепленными на них лампами. От количества ламп зависит скорость сушки поверхности автомобиля.
Покраска авто: профессиональная или своими руками?
В мастерских или сервисных центрах представлен огромный ассортимент различных инструментов и оборудования, благодаря которому можно быстро и качественно провести все необходимые работы. Помимо инструментов, такие центры оснащены специальными боксами, где непосредственно проводятся работы по покраске и дальнейшей сушки лакокрасочного покрытия автомобиля.
Но и в домашних условиях легко можно восстановить лакокрасочное покрытие для авто. И для этого не обязательно приобретать дорогостоящее оборудование
Лучше обратить свое внимание на инструменты попроще, работать с которыми можно даже без специальной подготовки или особых знаний