Обустройство стен и пола
Для изоляции стен в малярной камере подходят не все материалы. Предпочтительнее всего использовать прессованную минеральную вату. Она обладает огнестойкостью, не подвержена гниению или образованию плесени, не интересна для грызунов. Такой материал способен сохранять свои свойства в самых экстремальных условиях и отличается долгим сроком эксплуатации.
Горючий пенопласт при обустройстве малярной камеры своими руками применять в качестве утеплителя не стоит, поскольку это небезопасно. Простая непрессованная минвата также не подойдет, так как со временем оседает и сползает, образуя места, через которые будет происходить потеря тепла.
После того, как утеплитель закреплен, его нужно закрыть панелями. Они должны быть металлическими и в идеале окрашены в белый цвет. Например, их можно покрасить порошковой краской. Стены малярной камеры должны хорошо мыться и не накапливать грязь. Для отделки не используйте вагонку, так как она относится к горючим материалам. Также не должны присутствовать в покрасочном помещении всякого рода ковровые покрытия и ткани.
Пол в малярной мастерской представляет собой решетку, под которой располагается система фильтров. Такая конструкция оборудуется на той площади, где будет проводиться покраска и предусматривает наличие под решетками углубления 60-90 см, имеющего вид корыта, стенки которого залиты бетоном. Если коммуникации и фундамент не позволяют организовать такой поддон, то можно ограничиться созданием неглубокого на 30 см металлического углубления. В нем будут уложены фильтры, после чего поверхность закрывается решетками.
Какого размера решетки класть на полу? Вариантов для этого несколько:
- Для оптимального потока достаточно использовать две решетки, длина которых выступает за края автомобиля с обеих сторон не менее, чем на 70 см.
- Многие мастера решают зарешетить всю рабочую площадь в зоне покраски.
- Третьим, бюджетным вариантом, является применение только одной решетки небольшой ширины, но его рационально использовать только для вентиляции с невысокой производительностью.
4 Требования к помещению покрасочных камер
Рассмотрим, какие технические требования необходимо соблюдать при выборе помещения, а также какие материалы рекомендуется использовать при обустройстве покрасочного бокса.
Основой помещения может стать бетонный или металлический каркас (в случае стальных стен ухудшаются теплоизоляционные свойства бокса, но мы подскажем, как решить этот нюанс)
При выборе материалов для помещения уделите внимание только стойким к высоким температурам. Сэндвич-панели — самый популярный вариант
Требования к стенам камеры:
- огнеупорность — один из главных аспектов, так как работать при покраске мы будем с горючими материалами;
- герметичность — важная деталь, нам не нужно, чтобы в камеру попадали пыль, воздух и влага, а частицы краски не должны выходить наружу;
- свободная мойка стен от оседающих частиц пыли и т.п. — быстрая уборка сэкономит время и силы;
- теплоизоляционные свойства — необходимо поддерживать определенную температуру в помещении, ведь от этого зависит конечный результат покраски. Если в гараже стальные стены, необходимо сделать их двойными, обязательно добавив прослойку из базальтовой ваты, имеющей отличные теплоизоляционные и огнеупорные качества.
Пол камеры должен не мешать потоком воздуха свободно циркулировать по ней. Самое популярное решение этого вопроса — установка напольного покрытия в виде многослойной решетки. Это обеспечит свободный отвод и привод воздуха. Если на полу используется металлическое покрытие, то он должен возвышаться в пределах 40 сантиметров над полами в соседних помещениях. Если присутствуют неудобства при изменениях уровней высоты, можно установить специальный мостик.
Отметим, что многие используют в качестве напольного покрытия бетон. Использование данного материала обеспечивает нормальный обмен воздуха и автомобилю будет намного легче заезжать в бокс.
На входах в покрасочный бокс требуется установить 2 двери, что является выполнением предписания правил пожарной безопасности. Проверьте, чтобы двери легко открывались, так как в чрезвычайной ситуации — это единственный путь эвакуации в случае пожара. В то же время двери должны герметично закрываться, защищая помещение от пыли, влаги, мелких частиц окружающей среды.
Что касается размеров камеры, то они должны соответствовать выбранному профилю работ: во время покрасочной процедуры мастер беспрепятственно может перемещаться по всему боксу, свободно переходя от одного конца помещения в другое.
Отметим, что при обустройстве помещения для покраски стен лучше использовать белую краску. Именно на белом фоне будут лучше всего видны все огрехи покраски автомобиля.
Создание вентиляционной системы в камере окрашивания
Для создания такой системы, как вентиляция в покрасочной камере, потребуется подготовить некоторые подручные материалы и приспособления, количество и качество которых мастер будет определять строго самостоятельно при осуществлении подготовительных процессов, тщательно анализируя свои материальные возможности.
Основные этапы обустройства системы
Итак, очередность действий для создания вытяжки из покрасочной камеры:
- После того, как стены рабочего помещения обшиты специальной вагонкой, выполненный из пластика или профлистом и расставлены источники освещения, стоит установить воздухозабор.
- Такое приспособление, как воздухозабор, монтируется под потолком одновременно с дополнительными тэнами и пушкой тепловой
- Из установленной тепловой пушки воздушные массы посредством воздуховода будет разводиться в 6-7 разных по месту расположения точек по всему периметру помещению и строго в одном направлении, то есть к центральной его части.
В процессе организации и обустройства вентиляции для покрасочной камеры требуется особое внимание уделить такому приспособлению, как тепловая пушка. Чтобы данное приспособление было более понятным, достаточно представить себе обычный фен, предназначенный для просушивания волос, это та же самая тепловая пушка, но в минимальных габаритах
Под производственной тепловой пушкой подразумевается специальный вентилятор, который гоняет воздух через предварительно нагретые спирали.
При отсутствии возможности приобретения тепловой пушки, ее можно сделать своими силами. В качестве спирали здесь будет использована специальная нихромовая проволока. Есть еще более простой вариант – от тепловых вентиляторов нужно провести гофру, получив в результате обычную тепловую пушку, которая входит в общую систему вентиляция для покрасочной камеры.
Пол – важный элемент вентиляции
Чтобы обеспечить качественную вытяжку для покрасочных камер, следует осуществить некоторые процедуры, связанные с поднятием напольного покрытия. Для этой цели стоит обустроить выполненный из стали рифлено-дырчатого пола из заранее готовых листов. Можно сварить специальную решетку из заранее подготовленных элементов арматуры.
При желании можно произвести установку теплогенератора, который работает на солярке. Данный вариант по стоимости будет на порядок дешевле. Несмотря на это, специалисты рекомендуют применять в процессе обустройства вентиляционной системы тэны, которые работают на обычном электричестве, что намного безопаснее.
По сути, тэны представляют собой особые качественные электронагревательные устройства, выполненные из металла трубки, которые заполнены особыми теплопроводящими изоляторами. В центре данного изолятора есть возможность найти особую токопроводящую нихромовую нить, которая обычно характеризуется определенным уровнем соединения. Это требуется для того чтобы на поверхность тэна в процессе работы передавалась требуемая удельная мощность.
Инфракрасные лампы — альтернативный метод сушки
В процессе обустройства такой системы, как вентиляция в покрасочной камере, особое внимание уделяется вариантам сушки транспортного средства после его окрашивания. Стоит отказаться от сушки авто посредством обычного воздуха, но отдать предпочтение обычным инфракрасным лампам
Благодаря им покрасочное покрытие намного быстрее высыхает, а также полностью исключается вероятность появления воздушного потока, что серьезно упрощает процесс общего окрашивания автомобиля.
Изготовление отдельных систем ПК
Вот мы и подошли вплотную к рассмотрению вопроса, как сделать и обустроить покрасочную камеру своими руками. Дело в том, что покрасочный комплекс состоит из нескольких отдельных систем, которые должны работать согласованно, обеспечивая правильный технологический процесс, являющийся, в свою очередь, многоэтапным.
Приведём основные системы, обустройством которых нам придётся заняться:
- освещение;
- отопление;
- сушильный блок;
- вентиляция;
- водоснабжение;
- система фильтрации;
- система автоматизации.
Рассмотрим по возможности каждую из перечисленных компонент.
Освещение
Не нужно напоминать о том, что в этом нелёгком деле недостаточность освещения может иметь катастрофические последствия. Любые дефекты станут хорошо заметными, если использовать в качестве источников света лампы дневного освещения. Такие люминесцентные светильники необходимо расположить в три ряда – один сверху и два на противоположных стенах. Использование только верхнего освещения затруднит качественную окраску нижней части автомобиля. В таких случаях необходимо использовать переносные лампы.
Отопление
Мини-покрасочная камера, тем более организованная на базе неотапливаемого гаража или возведенная «с нуля», требует обязательного наличия системы отопления, обеспечивающей уменьшение влажности воздуха и поддержание оптимальной температуры.
Для этих целей можно использовать:
- теплогенераторы, в том числе самодельной конструкции. Достаточно дешёвый и экономичный вариант;
- электронагреватели, которых сегодня предлагается огромное количество. Единственный, но существенный недостаток – высокая энергозатратность, что при нынешних ценах на электроэнергию не самое лучшее решение;
- инфракрасные отопители более экономны, но стоят дороже. В среднесрочной перспективе они выгоднее электронагревателей.
Для использования двух последних вариантов необходимо будет позаботиться о стабильности электроснабжения и надёжности проводки.
Система вентиляции
Это далеко не второстепенная компонента покрасочного комплекса, в задачи которой входит отвод наружу загрязнённого воздуха и приток свежего. В качестве труб необходимо использовать только жаростойкие изделия, пластик для этих целей не подходит. Вам потребуется также утепление вентиляционных труб.
Существует два варианта реализации вентиляционных систем: с одним двигателем и двухмоторные. Вторые более эффективны, если нагрузка на самодельную покрасочную камеру в гараже будет высокой. В таких системах верхний двигатель отвечает за отвод воздуха, нижний – за приток свежего.
Сушилка
В идеале это должна быть отдельная камера, но в виду дефицита места в помещении роль сушилки ложится на плечи системы вентиляции. Она должна уметь работать в двух режимах: покраски и сушки.
В первом случае чистый воздух нагревается до 25-30°С, во втором – до 50-90°С. При сушке подаётся только 10% наружного воздуха от требуемого объёма, в такой же пропорции удаляется загрязнённый воздух (в режиме покраски оба режима работают на полную мощность).
Основной недостаток такой организации сушилки – длительное время, необходимое для полной полимеризации нанесённого ЛКП. Ускорить процесс можно. Установив дополнительные инфракрасные обогреватели.
Водоснабжение
Вода в самодельных покрасочных камерах используется для формирования водяной завесы, в функции которой входит эффективная очистка воздуха тумана из частичек распыляемой краски и паров растворителей.
Стандартная схема обустройства водяных камер предполагает применение трёхуровневой фильтрации:
- первый контур представляет собой водяную завесу, расположенную фронтально;
- второй контур считается основным – именно он отвечает за эффективную очистку воздуха;
- третий контур – сухая финишная фильтрация на основе фильтров из стекловолокна или кокосовых волокон.
Минус водяных завес – в их дороговизне и сложности монтажа, поэтому обычно такие системы не используют, предпочитая более экономичные решения.
Система фильтрации
Очистка воздуха от загрязнений – важная функция для покрасочных камер, оборудованных своими руками. Многие считают, что для этих целей будет достаточно использования фильтров грубой очистки, но это верно только для камер с небольшой нагрузкой. Если предполагается частое использование покрасочного оборудования, то лучше приобрести фильтры тонкой очистки – они дороже, и требуют более частой замены, но и качество фильтрации воздуха у них на порядок выше.
Как сделать вентиляцию покрасочной камеры своими руками?
Обязательным элементом камеры является вентиляция с фильтром, которая позволяет очищать воздух внутри помещения и воздух нагнетаемый снаружи от пыли, а также осаждать и выводить туман краски наружу. По способу вентиляции камеры можно разделить на следующие типы:
- Одномоторные камеры. В таких камерах воздух нагнетается в помещение сверху. Создавая давление, он осаждает туман краски вниз, который затем через отверстия в полу выводится наружу.
- Двухмоторные камеры, которые кроме верхнего, нагнетающего мотора, имеют нижний мотор, осуществляющий отсасывание воздуха из помещения наружу.
Вентиляция и сушка в покрасочной камере
К преимуществу двухмоторных камер относится лучшая циркуляция воздуха. Однако такой вариант обойдется значительно дороже и более сложен в техническом исполнении. Он окупается при большом потоке машин. В случае малого количества заказов, целесообразней установка одного мотора.
В любом случае, воздух поступающий в камеру должен быть предварительно отфильтрован от пыли, которая может вызвать дефекты покраски. Это достигается с помощью установки воздушного фильтра тонкой очистки на выходе из воздушного короба. Короб представляет собой жестяной ящик, установленный над потолком, в который с помощью улитки нагнетается воздух из улицы.
Для удаления воздуха в полу могут быть проделаны траншеи, закрываемые металлическими решетками. В них может быть установлен мотор для вытяжки воздуха. Кроме этого пол покрасочной камере для автомобилей можно поднять на 10 – 15 см за счет решетки из арматуры. В данном варианте отпадает необходимость прокапывать траншеи в полу.
Третьим более совершенным способом создания потока воздуха в камере является приточно-вытяжная вентиляция, которая может работать в трех режимах.
- Воздух активно циркулирует внутри камеры, постоянно фильтруясь и поступая обратно в камеру. Такой режим необходим для тщательной очистки воздуха от пыли перед началом покрасочных работ.
- Воздух забирается из улицы, фильтруется, прогревается до 30 градусов и поступает в камеру. Затем без фильтрации воздух выводится через отверстия в полу. Данный режим используется для поддержания постоянной температуры при покраске, а также удаления тумана из краски.
- Воздух закачивается из камеры, проходит фильтрацию и, нагреваясь до 60 градусов с помощью тэнов, поступает обратно в камеру. Этот режим используется при сушке краски.
Пол покрасочной камеры
Проектированию расположения входных и выходных отверстий системы вентиляции необходимо уделить особенно много внимания. Неудачное расположение вытяжных отверстий может привести к созданию мертвых зон в помещении и, как следствие, взвесей лакокрасочных материалов, завихрений. Это часто отрицательно сказаться на качестве покраски автомобиля.
Лак, краска и пыль довольно быстро засоряют воздухоочистные фильтры, что приводит к снижению скорости циркуляции воздуха в покрасочной камере для автомобилей и вызывает образование лакокрасочных взвесей. Чтобы быстро решить эту проблему, система вентиляции должна иметь возможность регулирования мощности подачи воздуха. Кроме этого фильтры должны располагаться таким образом, чтобы их замена занимала минимальное время.
В целях увеличения срока службы воздушных фильтров для выходящего воздуха, рекомендуется устанавливать двухступенчатые фильтры. Первый фильтр предназначается для удаления крупных частиц пыли. Следующий за ним фильтр для тонкой очистки улавливает мелкие частицы пыли, а также капельки краски, лака и других летучих соединений. Данный вариант предочистки от крупных частиц позволяет реже производить замену дорогостоящего фильтра тонкой очистки.
Производительность вентиляции для покрасочной камеры рассчитывается исходя из скорости воздухопотока в пределах 20-25 см/с. Однако при расчете необходимо учесть и отнять примерный объем, который будет занимать окрашиваемый автомобиль в камере.
Термопластичные краски
Данные ЛКМ в основе имеют термопластичные пленкообразователи. Поэтому обладают способностью образовывать покрытие без химических реакций – происходит сплавление частичек и процесс охлаждения расплавов. Во многих случаях пленки отличаются растворимыми свойствами.
К данной группе относят:
Краски с поливинилбутиралом для работ с объектами, которые размещены внутри помещений. Обладают защитными, бензостойкими, электроизоляционными и абразивостойкими качествами. Поверхности, покрытые данным материалом, прекрасно защищены от солевого воздействия и влияния жидкости в комнатных условиях.
Материал с поливинилхлоридной основой – формируемые покрытия выдерживают контакт с моющими препаратами, обладают атмосферостойкостью. Применяют их во внутренних работах и при обработке наружных объектов.
Составы с полиэлифинами (полипропилен или полиэтилен). За счет электроизоляционных и антикоррозийных качеств, а также благодаря физическим и механическим свойствам обеспечивают защиту поверхностей. Но реагируют на атмосферное воздействие, быстро подвергаются растрескиванию.
7 Еще немного полезной информации
Давайте пройдемся по всем основным тезисам, которые мы изложили в данном материале. Рассмотрим небольшие детали, которые на первый взгляд не играют большой роли, но также важны для нормального функционирования покрасочного бокса.
Внутренняя отделка помещения — необходимо использование негорючих материалов. Воздержитесь от приобретения вагонки!
Герметичность помещения — это очень важно, постарайтесь обустроить входные двери с максимально плотным закрыванием, во избежание попадания в помещение грязи, пыли и влаги с улицы. Внутренняя поверхность стен должна быть гладкой и мыться с легкостью
Подумайте об этом моменте до начала монтажных работ, обезопасив себя от трудоемкого процесса уборки
Внутренняя поверхность стен должна быть гладкой и мыться с легкостью. Подумайте об этом моменте до начала монтажных работ, обезопасив себя от трудоемкого процесса уборки.
Обязательно определитесь с местом, где будет храниться весь технический инвентарь, необходимы для полноценной работы. Специальная одежда, лаки, краски, спецоборудование и средства безопасности — помещение под хранение должно быть продумано на начальном этапе подготовительных работ.
Вентиляция покрасочной камеры
Вентиляция покрасочной камеры Вентиляция покрасочной камеры – является одним из ключевых факторов, позволяющих заниматься этим видом деятельности. Система вентиляции с фильтром обеспечивает очистку воздуха внутри камеры, а также осаждение и выведение тумана краски. Существует несколько типов камер в зависимости от установленной системы вентиляции.
- одномоторные;
- двухмоторные.
Первый тип отличается нагнетанием воздуха сверху, в результате чего туман под давлением осаждается вниз и выводится через специальное отверстие. Второй вариант – двухмоторный – предполагает наличие двух моторов, один из которых – нагнетательный, а второй – отсасывающий. Именно он обеспечивает выведение воздуха наружу.
Очистка воздуха от загрязнений и пыли
Фильтры потолочные
Покрасочная камера для автомобилей своими руками предполагает также наличие высокопроизводительного воздушного фильтра, обеспечивающего защиту от внешней пыли и других загрязнений. Лучше всего использовать двухфазовые фильтры, которые на первом этапе «ловят» крупные загрязнители, а на втором – мелкие частицы. Стоит учитывать также производительность вентиляционной системы – скорость воздухопотока при этом равна 20-25 см/с. Фильтры должны очищать и приточные и выходящие воздушные массы, что регулируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами. Именно для этого целесообразно использовать фильтры с несколькими фазами очистки. Стоит учитывать, что нижний фильтр, установленный на вытяжном воздуховоде, очень быстро загрязнится. Соответственно, будет возникать необходимость частой замены.
Если обеспечить правильную циркуляцию воздушных масс, в камере не будет эффекта турбулентности воздуха. Регулировка давления происходит через специальные устройства. Ведь со временем установленные фильтры будут загрязняться, что в результате спровоцирует завихрения воздуха с каплями краски. Чтобы избежать такого эффекта, и стоит учитывать давление воздуха. Так, фильтры на потолке и полу требуется размещать равномерно по всей длине
Немаловажно, что фильтры также эффективнее всего контролировать с помощью автоматического пульта. Если он предусмотрен проектом камеры, то лучше всего включить в перечень измеряемых параметров не только загрязненность, но и емкость устройства
Сушка – неотъемлемый элемент покрасочной камеры
Любая самодельная покрасочная камера включает в себя сушку. Сегодня теплогенераторы работают на газу, топливе, а также отработанном масле. В зависимости от потребностей покрасочной камеры, можно выбрать теплогенератор различной мощности, с автоматическим таймером и т.д. Также в качестве сушки для окрашенных автомобилей часто используют инфракрасные лампы. Простые и понятные в эксплуатации, такие лампы обеспечивают нужный эффект при малейших физических и финансовых затратах.
При строительстве и проектировании покрасочной камеры стоит учитывать, равномерность подачи теплых потоков воздуха. Это необходимо во избежание перегревов. Во время разработки проекта систему управления сушкой лучше всего объединить с пультом управления фильтром и вентиляцией. Пульт управления лучше всего расположить в наиболее удобном для мастера месте, чтобы в случае необходимости он мог легко корректировать климактерические условия в камере.
Система обогрева
Требования температурных норм необходимо учитывать в обязательном порядке, будь то обустройство самодельной профессиональной или бюджетной покрасочной камеры. Несоблюдение данной категории требований приводит не только к снижению качества нанесения лакокрасочного покрытия, но также повышает риск ухудшения здоровья работника:
- местного отопления и электрических тэнов достаточно зимой;
- установка тепловой пушки позволит прогревать внутреннее пространство и ключевые потолочные точки;
- если масштабная эксплуатация не предполагается, теплогенератор покупать экономически нецелесообразно, поскольку он не окупится.
Тестирование
Установив эту конструкцию на рабочий стол, конец «гофры» выбросил в приоткрытые пластиковые окна (были бы у меня форточки- обязательно купил бы отрезок большей длины и выбрасывал бы трубу в форточку). И провел испытания, результаты представлены ниже.
Revell ColorMix + Revell email color (нормальные пропорции)
Revell ColorMix + Revell email color (жидко разведенная)
На свету отчетливо заметна взвесь, уходящая в вытяжку. Устойчивый запах чувствуется около 5 минут, пока вытяжка не «обработает» окружающее камеру пространство.
Промывка аэрографа — Сольвент
И тут я услышал много «ласкового» в свой адрес от жены, из любопытства заглянувшей в кабинет. Вонь стояла жуткая и рассеивалась очень медленно. Методом тыка обнаружил следующее, что если при промывке аэрографа сольвентом распылять растворитель прямо в вытяжку — все отлично: запах практически не чувствуется. Ежели распылять на стенки коробки — то сама камера в результате будет источать ужасное зловоние, пока не испариться то, что впиталось в картон.
Устройство покрасочной камеры
Основу оборудования, которое предназначено для порошковой краски, составляет непосредственно сама камера и печь полимеризации. В первой производится нанесение слоя краски, во второй осуществляется процесс наплавки. На автомобиль краска наносится посредством особого электростатического пистолета.
В процессе заводского окрашивания очень часто осуществляется смена метода окрашивания, потому могут быть применимы камеры с картриджным очищением. Порошок в данном случае особым образом фильтруется из воздуха в таком устройстве, как рекуператор. По сути, это блок фильтров, где методом импульсной продувки производится автоматическая регенерация.
На данный момент разработана и налажена система порошкового окрашивания в гаражных условиях. Для осуществления данной цели необходимо приобрести камеру для покраски и иные необходимые элементы. Кроме того, при необходимости можно сделать порошковую покрасочную камеру исключительно своими руками.