Долговой цугцванг
Сын отцу: — Мне срочно нужны пять тысяч долларов! — У меня нет. — Так одолжи у кого-нибудь. — Ты уже достаточно взрослый, чтобы влезать в долги сам.
В шахматах есть положение, которое называется цугцванг, когда любой ход ведёт к ухудшению позиции.
Когда вы дали деньги в долг, а вам не возвращают, то вы попали в цугцванг. Вы можете пойти двумя путями и оба плохие.
Первый путь состоит в том, что вы будете бесконечно напоминать, ныть и требовать вернуть долг. Кончится это тем, что должник перестанет с вами общаться. Вы наживёте врага и не получите денег.
Второй путь состоит в том, что вы подаёте в суд и начинаете долгую тяжбу, тратя на это время и деньги. И, допустим, вы выиграете: суд постановит вернуть долг. Но ведь должнику вернуть долг нечем, поэтому у него будут понемногу вычитать из небольшой зарплаты.
Кончится тем, что вы потеряете деньги, время, наживёте врага и не получите денег.
То есть в конце любого пути вы наживаете врага и не получаете денег.
Кроме того, в глазах окружающих вы станете «злым ростовщиком и сутягой», который наживается на чужом горе.
Где ошибка? Ошибка была сделана в самом начале, когда вы рассчитывали на возврат денег.
Когда вы даёте в долг, то сразу готовьтесь к тому, что деньги вам не вернут.
В этом случае, если деньги вернут – это будет приятным сюрпризом. А если не вернут, то вы и не расстроитесь.
Поэтому никогда не одалживайте последние деньги. Давайте сумму, которая для вас не является критической.
Теперь вернёмся к вопросу в начале: «Нужно ли прощать должника?»
Вопрос неправильный. Одолжить денег – это ваше решение.
Вернуть долг – это не ваше решение. Вы не можете на него повлиять, поэтому и не стоит из-за этого расстраиваться. Не надо «прощать» или «не прощать», переведите ситуацию в «безнадёжный долг». Отдаст – хорошо. Не отдаст, ну и ладно.
Я знаю ваше типовое возражение: «Долги надо возвращать!» Да – это хорошее пожелание. Но если вы сами попадёте в трудную ситуацию, то поймёте, что красивые лозунги в жизни не работают.
И уж конечно никогда не рассчитывайте в своих финансовых планах на возврат долга к конкретной дате. Пусть это будет приятным сюрпризом.
Лучшая фраза при даче в долг: «Вернёшь, когда сможешь!»
Если вам постоянно не хватает денег, то рекомендую пройти мой самый популярный курс «Азбука денег: что нужно знать о деньгах, чтобы они у Вас были»
Из курса вы узнаете:
- Как вы и другие люди принимают финансовые решения
- Какой баланс нарушают бедные люди
- Первый финансовый закон ваших личных финансов
- Как ваши убеждения влияют на ваш доход
- Как грамотно делать деньги
- Универсальный 3-х шаговый алгоритм получения денег
- 5 полезных денежных привычек, которые помогут вам держать финансы под контролем
- Как эффективно решать денежные проблемы
Кредитная амнистия
Это значительно снизит их задолженность перед финансовыми учреждениями, но не избавит от тела кредита. Правительством разрабатываются различные программы, позволяющие гражданам снизить их кредитное рабство. В основном они касаются ипотеки. Часть программ уже действует и позволяет определённым категориям граждан списать до 30% основного долга по кредитам и займам. Помощь государства потерявшим работу плательщикам ипотечных кредитов может составить до 600 тысяч рублей.
Действующее законодательство предоставляет гражданам возможность избавиться от части задолженности при:
- смерти собственника жилья;
- истечении срока давности оплаты;
- признании должника банкротом.
Признание человека несостоятельным позволяет ему избавиться от задолженности по ЖКХ независимо от амнистии. Она будет применена в отношении задолженности, образовавшейся у граждан на 1 января 2015 года. По этим долговым обязательствам фактически истёк срок исковой давности.
Голтвенко Виктория — Ср, 09/19/2018 — 11:10
Должны мне списать долг за коммунальные услуги, в размере 6 тыс руб. , неправильно начисленный компанией за тепло за три года, до конца 2017 г. Каждый год- воровали по 2 тыс руб (апрель и октябрь- брали за отопление , как за полный месяц). А, приставы самовольно забрали деньги через пенсионный отдел с моего счёта. Мои действия- могу я пожаловаться, куда и, на кого?
ответить
Наталья — Пнд, 03/25/2019 — 09:25
Почему отказывают в рефинансировании кредитов? 300 000 .Работаю в бюджетной организации 3 года 4 месяца. Как списываются долги за жку?
Реструктуризация долгов
Практика списания долгов существует не только в России, а распространена во всём мире. Этим занимаются и многие западные страны.
Например, существут такая организация — Парижский клуб, в который входят 21 крупнейших стран мира (в том числе Россия).
Иногда получить долг с государства, у которого нет денег, достаточно сложно. В отличие от частных лиц и компаний, государства не могут быть признаны банкротом. Причина в том, что государство обладает суверенитетом — другие страны не могут забрать часть его территорий с целью продажи имущества в счёт оплаты долга, так как это запрещено международными законами. И единственный выход в этом случае — реструктуризация долга.
Реструктуризация долга — это пересмотр условий долга. Например:
- Изменение сроков выплаты долга
- Списание части долга
- Обмен долга на передачу права на разработку месторождений или на пакет акций предприятий, принадлежащих государству. В этом случае страна-должник и страна-кредитор становятся совладельцами этих предприятий.
АВТОВАЗу простили долг перед Родиной
«Наблюдательный совет госкорпорации «Ростех» принял решение о предоставлении финансовой помощи АВТОВАЗу в виде прощения–списания задолженности в размере 20 млрд. рублей и готовности конвертировать оставшиеся 31 млрд. рублей в капитал АВТОВАЗа», – сообщил в ходе годового собрания акционеров завода замгендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. Напомним, что по итогам 2015 года АВТОВАЗ отчитался об убытках в сумме 74 млрд. рублей и угрозе полной остановки деятельности. Таким образом, «Ростех» фактически подарил 51 млрд. рублей государственных (то есть собранных с налогоплательщиков) денег безнадежно убыточному предприятию.
Заметим, что в ходе годового собрания акционеры АВТОВАЗа заменили в совете директоров компании бывшего президента компании Бу Андерссона на нового главу предприятия Николя Мора. Сергей Скворцов был избран председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Одновременно из совета вышли Карлос Гон, президент группы Renault, занимавший пост председателя совета директоров автогиганта, и Сергей Чемезов – гендиректор «Ростеха», числившийся зампредом совета директоров АВТОВАЗа.
Кризис коллектору не враг
Замораживать деятельность коллекторских агентств вследствие кризиса ни в коем случае не надо: так можно добиться лишь гораздо более плачевной ситуации, когда работающие сегодня в рамках саморегулируемой организации и закона коллекторы пойдут в обход запретов во все тяжкие и наиболее бессовестные из них начнут выбивать из граждан долги уже бандитскими методами, полагает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв.
Куда лучше для всех, если им выгоднее будет работать и дальше под плотным колпаком государственных надзорных ведомств и собственной СРО, которая в конечном счёте и существует, чтобы в рамках закона находить сравнительно честные лазейки, чтобы коллекторы удовлетворяли легально свои аппетиты при наименьшем из вообще возможных уровней вреда для попавших в трудную ситуацию людей.
трейдер и шеф-аналитик TeleTrade
Эксперт убеждён, что «участливый звонок работника коллекторского агентства должнику с предложением по-максимуму пойти навстречу конкретному заёмщику — это не что иное, как способ получить с заёмщика всё, что только с заёмщика реально и можно взять».
Нужно ли мне платить НДФЛ с экономии на процентах?
Да, это и есть материальная выгода по ст. 212 НК , то есть амнистия на нее не распространяется. Если на работе когда-то выдали беспроцентный заем и не удержали налог при экономии на процентах, придется заплатить.
Если банк рефинансировал валютную ипотеку и снизил ставку и таким образом образовалась экономия на процентах, НДФЛ не спишут ни за 2015, ни за 2016 год. Придется платить.
Есть ситуации, когда можно не платить НДФЛ даже при экономии на процентах. Одна из них — в статье о том, как легко и быстро избавиться от НДФЛ при рефинансировании ипотеки. Но налоговая амнистия здесь ни при чем: эти правила работают сами по себе. Чтобы разобраться, прочитайте статью и посоветуйтесь с налоговым экспертом.
Схема списания
Конвертацию долга планировалось завершить еще летом 2017 г., но этот этап был перенесен по техническим причинам, говорил председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Скворцов. Нужно было внести изменения так, чтобы формула – 20 млрд руб. прощения долга и 30 млрд руб., конвертируемые в акции, – соответствовала кредитным соглашениям и распоряжениям правительства, пояснял он.
107 млрд руб.
общая стоимость программы рекапитализации «АвтоВАЗа»
Ранее Чемезов говорил, что обсуждается возможность упразднения Alliance Rostec Auto B.V. и перевода акций в российскую юрисдикцию. Когда это произойдет – представители «Ростеха» и Renault не пояснили. По информации источника «Ведомостей», близкого к одному из акционеров «АвтоВАЗа», это может случиться в сентябре 2018 г. Об этом же говорит и человек, знакомый с менеджерами «Ростеха». Вопрос смены юрисдикции СП и погашение 20 млрд руб. – взаимоувязанные по срокам вещи, добавляет он.
Списание долга будет происходить по такой схеме – эти 20 млрд руб. «АвтоВАЗ» получит от «Ростеха» на уставные цели (без увеличения доли в уставном капитале), затем направит их на погашение долга перед ним, сказал представитель госкорпорации. Причину выбора такой схемы он не пояснил. Выбранная «Ростехом» схема распространена в этом году, поскольку с января 2018 г. «обычное» прощение долга в России облагается налогом на прибыль (т. е. «АвтоВАЗу» пришлось бы заплатить 20% от суммы), комментирует управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Плюс у «Ростеха» могут быть корпоративные ограничения по возможности прямого прощения долга, ведь эти деньги в свое время были получены от правительства, добавляет он.
После завершения рекапитализации основные акционеры «АвтоВАЗа» «намерены получить промышленного лидера в полном смысле слова – крепкое конкурентоспособное производство с востребованной продукцией», сказал Чемезов. Цель рекапитализации – «очистить активы «АвтоВАЗа» и таким образом поддержать финансовое оздоровление компании и успех среднесрочного плана», отметил представитель Renault.
Долговой цугцванг
Сын отцу: — Мне срочно нужны пять тысяч долларов! — У меня нет. — Так одолжи у кого-нибудь. — Ты уже достаточно взрослый, чтобы влезать в долги сам.
В шахматах есть положение, которое называется цугцванг, когда любой ход ведёт к ухудшению позиции.
Когда вы дали деньги в долг, а вам не возвращают, то вы попали в цугцванг. Вы можете пойти двумя путями и оба плохие.
Первый путь состоит в том, что вы будете бесконечно напоминать, ныть и требовать вернуть долг. Кончится это тем, что должник перестанет с вами общаться. Вы наживёте врага и не получите денег.
Второй путь состоит в том, что вы подаёте в суд и начинаете долгую тяжбу, тратя на это время и деньги. И, допустим, вы выиграете: суд постановит вернуть долг. Но ведь должнику вернуть долг нечем, поэтому у него будут понемногу вычитать из небольшой зарплаты.
Кончится тем, что вы потеряете деньги, время, наживёте врага и не получите денег.
То есть в конце любого пути вы наживаете врага и не получаете денег.
Кроме того, в глазах окружающих вы станете «злым ростовщиком и сутягой», который наживается на чужом горе.
Где ошибка? Ошибка была сделана в самом начале, когда вы рассчитывали на возврат денег.
Когда вы даёте в долг, то сразу готовьтесь к тому, что деньги вам не вернут.
В этом случае, если деньги вернут – это будет приятным сюрпризом. А если не вернут, то вы и не расстроитесь.
Поэтому никогда не одалживайте последние деньги. Давайте сумму, которая для вас не является критической.
Теперь вернёмся к вопросу в начале: «Нужно ли прощать должника?»
Вопрос неправильный. Одолжить денег – это ваше решение.
Вернуть долг – это не ваше решение. Вы не можете на него повлиять, поэтому и не стоит из-за этого расстраиваться. Не надо «прощать» или «не прощать», переведите ситуацию в «безнадёжный долг». Отдаст – хорошо. Не отдаст, ну и ладно.
Я знаю ваше типовое возражение: «Долги надо возвращать!» Да – это хорошее пожелание. Но если вы сами попадёте в трудную ситуацию, то поймёте, что красивые лозунги в жизни не работают.
И уж конечно никогда не рассчитывайте в своих финансовых планах на возврат долга к конкретной дате. Пусть это будет приятным сюрпризом.
Лучшая фраза при даче в долг: «Вернёшь, когда сможешь!»
Если вам постоянно не хватает денег, то рекомендую пройти мой самый популярный курс «Азбука денег: что нужно знать о деньгах, чтобы они у Вас были»
- Как вы и другие люди принимают финансовые решения
- Какой баланс нарушают бедные люди
- Первый финансовый закон ваших личных финансов
- Как ваши убеждения влияют на ваш доход
- Как грамотно делать деньги
- Универсальный 3-х шаговый алгоритм получения денег
- 5 полезных денежных привычек, которые помогут вам держать финансы под контролем
- Как эффективно решать денежные проблемы
Аттракцион неслыханной щедрости
Россия неоднократно прощала долги. Если брать относительно крупные кредиты (свыше миллиарда долларов), то получится, что наша страна за два десятилетия списала почти 140 миллиардов долларов (или 7,7 триллиона рублей по текущему курсу).
В 1996 году Анголе разрешили не возвращать 3,5 миллиарда долларов. А в 1998-м Россия сама объявила дефолт. Тогда Московский банковский союз оценил общие потери отечественной экономики в 96 миллиардов долларов (ущерб компаний — 33 миллиарда, банков — почти 45 миллиардов, населения — 19 миллиардов). Через год после дефолта РФ списала 14 миллиардов долларов целой группе африканских стран (Танзании, Мали, Мадагаскару, Мозамбику и еще нескольким государствам).
В 2000-м от большей части долга (9,5 из 11 миллиардов долларов) освободили Вьетнам, в 2001-м — Эфиопию (3,8 из 4,8 миллиарда; оставшийся миллиард списали в 2005 году). В 2003-м РФ простила 11-миллиардный долг Монголии. В 2004-м наша страна поддержала Ирак и списала почти 10 миллиардов долларов. В феврале 2008-го Ираку разрешили не платить еще 12 миллиардов.
Под списание попал также Алжир (почти 5 миллиардов долларов), Афганистан (11 миллиардов), Ливия (4,6 миллиарда). В последние годы наибольшая щедрость проявлялась в отношении КНДР (11 миллиардов долларов) и Кубы (более 30 миллиардов).
По данным Парижского клуба, десяток стран (среди них — Гвинея, Конго, Бурунди, Центральная Африканская Республика, Молдавия, Босния и Герцеговина) должны погасить России почти 50 кредитов. Так что потенциал для щедрости еще есть.
Кроме того, в марте 2015 года премьер Дмитрий Медведев сообщил, что Россия окажет финансовую поддержку Белоруссии. Речь идет о кредите в 110 миллионов долларов, но выдадут его в рублях.
Вкладчики у здания банка, 1998 год
Фото: Ираклий Чохонелидзе / ТАСС
Возникает законный вопрос: к чему такая расточительность? Ведь 140 миллиардов долларов — это половина расходов федерального бюджета 2015 года (15,22 триллиона рублей, или почти 280 миллиардов долларов). При этом государство закрывает иностранные кредиты даже в тяжелых экономических условиях. Например, до и после дефолта 1998 года или летом прошлого года (Куба, Северная Корея) — тогда уже было очевидно, что Россия вступает в полосу рецессии.
Что же делать?
Это извечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Создаются хорошие программы развития предприятия, приглашаются иностранные специалисты, государство выделяет огромные деньги. Мало того, сам президент периодически совершает маркетинговые ходы в поддержку отечественного автопрома, но почему-то воз и ныне там.
Следует отметить, что многие люди действительно прилагают огромные усилия, чтобы российские автомобили смогли на равных конкурировать с иномарками. Но существуют многочисленные проблемы, которые не дают этого сделать.
Какие же шаги можно предпринять для улучшения работы «АвтоВАЗа»?
- Следует увеличивать объем продаж авто. Причем как по новым моделям, так и по тем автомобилям, которые давно производятся. В кризис это сложно сделать, но нет ничего невозможного. Необходимо предлагать более гибкую ценовую политику, активнее работать с покупателями и дилерами, правильно пиарить новые бренды, повышать имидж завода и каждой марки выпущенного авто.
- Следует по возможности заменить зарубежных поставщиков на отечественных. В новых моделях (Vesta, XRay) используется очень много иностранных комплектующих. Но тут нужно действовать грамотно. Казалось бы, наличие иностранных комплектующих повышает стоимость машин, ведь все детали закупаются в валюте, но при этом автомобили на зарубежных деталях отвечают европейским стандартам качества. Нужно понимать, что локализация производства – это очень трудная задача, требующая много времени. Но в перспективе она принесет свои плоды.
- Следует активно продвигать отечественные автомобили за рубежом. Это сложная задача, так как конкуренция огромная, но вполне посильная.
- На заводе можно производить компоненты для автомобилей других производителей. Мощности и кадровый потенциал позволяют это делать.
- Необходимо оптимизировать издержки. Без этого, увы, никуда. Только весь процесс оптимизации не должен сводиться к массовым увольнениям и сокращению продолжительности рабочей недели.
Сделать работу автоконцерна прибыльной пытались все его руководители. Но по разным причинам они не смогли этого сделать. Помимо явных проблем, есть еще и скрытые. Автомобильная промышленность в нашей стране сильно коррумпирована. По слухам, причиной увольнения Андерссона стали его попытки убрать коррумпированных поставщиков, которые только наживались на работе автозавода.
Многие эксперты утверждают, что одной из основных проблем «АвтоВАЗа» являются закоренелые преступные структуры. Еще со времен СССР определенные люди контролировали весь процесс (от продажи деталей до реализации авто). Причем с этими людьми никто не хотел связываться. Сейчас ситуация фактически не изменилась. Бу Андерссон решил бороться с криминалитетом.
Эту проблему тоже нужно решать, иначе коррупция никогда не позволит автопроизводителю стать прибыльным.
Новый директор автогиганта Николя Мор придумал изящное решение, как увеличить объемы продаж в России. Он понимает, что финансовое положение россиян не очень хорошее, поэтому хочет выпускать на «АвтоВАЗе» автомобили стоимостью 3500 евро. По мнению руководителя автоконцерна, такие доступные и качественные машины – это именно то, что нужно отечественному потребителю в кризис.
Речь идет об ультрадешёвом хэтчбеке Renault Kwid, который был сделан в Индии. Такой автомобиль стоит всего 3500 евро, поэтому его сможет купить каждый россиянин. Вполне вероятно, что скоро подобные машины начнут собираться на российском заводе.
Николя Мор осознает всю сложность сложившейся ситуации, но надеется, что сможет вывести автозавод на стабильную прибыль.
Долг в 20 миллиардов, скорее всего, спишут. Однако хочется верить, что при этом будет проведена серьезная работа по модернизации производства, оптимизации издержек, улучшению качества продукции при сохранении низкой цены. Только в этом случае «АвтоВАЗ» станет флагманом российского автопрома, который будет прославлять Россию во всем мире и приносить деньги в бюджет. Пока же, увы, он только их забирает…
Видео о неизвестных автомобилях «АвтоВАЗа»:
Нужно ли списывать долги?
На этот вопрос должен ответить каждый россиянин самостоятельно. Да, именно так. И причина тут проста. «Ростех» — это государственная компания, таким образом долги компании автоматически ложатся на плечи налогоплательщиков.
Списание долгов перед госкомпанией означает, что каждый житель страны из своего кармана заплатит конкретное количество денег. Если 20 миллиардов разделить на всех жителей России, то получится примерно 150 рублей. Казалось бы, сумма небольшая, но ведь и госкомпаний у нас много, и многим из них списывают долги.
Наверное, многие россияне готовы заплатить эти деньги
Но при этом важно понимать, что они получат взамен. Гордость отечественного автопрома с многомиллиардными долгами, которые через пару лет снова придется списывать? Ведь кто может гарантировать, что с 2020 года деятельность «АвтоВАЗа» станет прибыльной? Кто может пообещать, что российский автопроизводитель не будет постоянно тянуть деньги из карманов обычных налогоплательщиков, а станет приносить прибыль и развивать свою страну?
На данный момент есть только колоссальные убытки и массовые сокращения, которые могут привести к социальному взрыву. В 2014 г. под сокращение попали 14 тысяч работников, в прошлом году уволили еще 2 тысяч, в этом собираются сократить примерно столько же. Мало того, в январе 2016 года была на 20% уменьшена зарплата на заводе.
Сейчас персонал «АвтоВАЗа» составляет 43 тысячи сотрудников. В Тольятти проживает 700 тысяч человек. Если завод закроют, в регионе будет массовая безработица. Это сильно накалит градус социального негодования, который и так достаточно высок.
Таким образом, и закрывать убыточное предприятие нельзя, но и работать все время в убыток – это безумие. В какой-то момент это все равно приведет к коллапсу.
Подарок перед уходом
Рейтинги президента сильно упали в последние годы, поэтому эксперты считают, что Путин захочет уйти в отставку сильным лидером. Это будет на руку его преемнику, а также позволит сохранить на некоторое время систему управления.
Кроме того, Белковский отметил, что между Западом и Путиным сейчас готовится специальный пакт, согласно которому Путин должен будет сложить полномочия. Таким образом, кредитная амнистия может быть профинансирована иностранными инвесторами, либо проведена в обмен на снятие части санкций с государственных предприятий.
Учитывая, что ВВП постоянно прощает долги то Кубе, то Африке выраженные в сотнях миллиардов долларов, то списать своим гражданам 16 млрд. в рублях, ему сам Бог велел. Это было бы справедливым и честным решением.
Ситуация аховая, убытки колоссальные
За прошлый год консолидированный чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился втрое (до 73,8 млрд. рублей). Это новый антирекорд. При этом доход снизился на 8% — до 176 млрд. рублей (если сравнивать показатели с 2014 годом). К тому же «АвтоВАЗ» не смог выполнить важные условия кредитных банковских договоров. Речь идет о коэффициенте финансового рычага, размере EBITDA, ликвидности и рентабельности. Задолженность по кредитам превышает 36 млрд. рублей.
Аудиторы Ernst&Young уточнили, что существует реальная возможность приостановки деятельности автопредприятия. Автогигант ведет переговоры с целью списания имеющегося долга и привлечения дополнительных средств.
Финансовая яма, в которой оказался российский автопроизводитель, сформировалась не вчера. Деятельность «АвтоВАЗа» является убыточной уже многие годы. Но предприятие сильно подкосило уменьшение спроса на автомобили в связи с кризисом. В прошлом году на заводах Тольятти и Ижевска было выпущено всего 468,5 тысячи авто четырех брендов (Lada, Datsun, Nissan, Renault). Это на 19% меньше показателя 2014 г. Эксперты утверждают, что в 2016 году производство «АвтоВАЗа» упадет еще на 13 процентов (до 405,5 тысяч машин).
Renault (ключевой акционер «АвтоВАЗа») за прошлый год получил 620 млн. евро убытка от участия в российском автопредприятии. Но все акционеры заявляют, что попытаются докапитализировать «АвтоВАЗ».
Renault и «Ростех» меняют 61,4 млрд рублей долга «АвтоВАЗа» на его акции
На втором этапе рекапитализации «АвтоВАЗа», который завершился на днях, «Ростех» и Renault переуступили Alliance Rostec Auto B.V. (голландскому СП, через которое партнеры контролируют «АвтоВАЗ») права требования по долгам автопроизводителя – на 30,7 млрд руб. каждый, говорит представитель «Ростеха». А само Alliance Rostec Auto B.V. конвертировало долг в новые акции «АвтоВАЗа» такой же стоимостью. Доля Alliance Rostec Auto B.V. в «АвтоВАЗе» по итогам второго этапа выросла с 64,6 до 83,5%. В этом СП Renault сейчас принадлежит 61,1%, «Ростеху» – 38,9%, сказал представитель «Ростеха».
“Москва заинтересована в управляемом партнере”
Почему Россия даже в сложных для себя экономических условиях активно списывает долги и предоставляет кредиты странам-партнерам, в эфире “Вечера с Игорем Севрюгиным” рассказал политолог Дмитрий Болкунец.
“Москва заинтересована в управляемом партнере”. Почему Кремль раздает деньги в долг
No media source currently available
– Я уверен, что Москва заинтересована в том, чтобы появился партнер – управляемый и понятный по многим позициям, в том числе по вопросам внешней политики. При этом Москва совершенно не претендует на суверенитет Беларуси, как это часто подается в том числе в западной печати. И Москва хотела бы более понятных отношений в экономике, во внешней политике.
– Сейчас возможен кредит на $600 млн Беларуси. Еще буквально неделю назад Россия списала долг и отдала безвозмездно Кыргызстану $30 млн. На ваш взгляд, почему так происходит? Почему Россия списывает долги тем странам, которые когда-то входили в СССР?
– Мне кажется, что Россия списывает долги не только тем странам, которые входили в Советский Союз, а и ряду других стран, с которыми еще Советский Союз взаимодействовал.
Кстати, я думаю, что белорусские власти, когда берут сегодня довольно приличное заимствование на российском рынке, рассчитывают, что в будущем Москва также спишет эти кредиты под каким-то предлогом.
В данном случае Москва, видимо, заинтересована в долгосрочной игре с этими странами, она понимает, что по ряду причин они не смогут эти долги погасить.
А вторая причина – наверное, Москва видит более глубокие политические последствия сотрудничества. И, возможно, есть какие-то подковерные варианты, почему происходит списание тех или иных долгов.