Классификация лака по структурным составляющим
Различаются лаки не только составом но и структурой, по степени мягкости. На этом уровне различают:
- HS – если перевести с английского словосочетание High Solids, то получим «много сухого остатка», что является точным определением структуры донной группы лаков. Он действительно отличается большим содержанием нелетучих составляющих, относительно процента летучих соединений в составе. На долю легких (летучих) веществ, приходится всего 10 – 15% всего состава. Поэтому практически весь нанесенный лак остается на поверхности, что придает максимальную прочность покрытию. За счет повышенной плотности, он ложится равномерно и почти не образует подтеки. При покрытии этим лаком, сначала наносят очень тонкий слой, через четверть часа кладут основной, толстый слой лака.
- MS – с меньшей плотностью структуры. На долю летучего растворителя приходится до 30% состава. Он более жидкий. Требуется два – три слоя. Чтобы избежать подтеков, надо строго следить за толщиной каждого слоя и равномерным напылением.
- 1К – лак, с самой разреженной структурой. Более половины состава приходится на летучую часть. Его применяют, когда мало времени на сушку. Продается в баллончиках, непосредственно откуда и распыляется.
Разновидности автомобильных лаков
Наиболее распространенными являются следующие виды лака:
Глифталевый
Вне специальной камеры для покраски автомобиля нанесение глифталевого покрытия должно происходить с соблюдением мер безопасности в достаточно вентилируемом помещении без пыли. После нанесения глифталевый лак сохнет дольше, чем, например, целлюлозный. Но он превосходит последний по интенсивности блеска без дополнительной полировки.
Наносят лак при температуре 20°C , сушат – при 60°C. Модификация с добавлением отвердительного активатора делает покрытие более устойчивым к механическому воздействию. Материалы, затвердевающие под действием температуры и эпоксидная подложка более подходят для использования в комплекте с этим видом лака, чем термопластичный материал. Это обусловлено плохой переносимостью температурных скачков.
Целлюлозный
Один из первых лаков, который стал применяться для окраски авто. Его применение в автомобильной отрасли на сегодня почти сошло на нет. Причиной этому послужили слабый блеск, быстрая потеря интенсивности окраски и воспламеняемость целлюлозы по сравнению с более современными средствами.
Матовый лак с отвердителем
Акриловый
Эта – один из лучших вариантов, предлагаемых на сегодняшний день рынком лакокрасочной продукции для авто. Полиакрилаты делятся на два подвида:
- Термопластичный, отвердение которого происходит в результате испарения растворителей;
- Термотвердеющий, который застывает при высокой температуре и не может быть нанесен в домашних условиях;
Полиуретановый
Двухкомпонентный лак, предусматривающий использование отвердителя. За счет последнего сразу начинается реакция отвердения. В ходе нее происходит высыхание нанесенного на поверхность автомобиля лака. Отвердитель добавляют в лак за 10 минут до начала покраски. Распыляют при комнатной температуре в 3 захода. Первый нужен как связка, второй – основной и финишный третий. В промежутках между их нанесением происходит сушка в течении 15 мин. После третьего слоя период окончательной сушки поверхности авто увеличивают до часа.
Полировка и защитный лак для улучшения света
Полировка фар и покрытие лаком существенно улучшает проникновение света от лампочки и увеличивает эффективность оптики. У методики есть требование – наличие гладкого стекла фары. Если установлено остекление устаревшего типа, где вся поверхность покрыта ребрами, полировка станет невозможной. Рекомендуется просто заменить фару, предпочтительно с гладким стеклом.
В процессе восстановительных процедур следует выполнить:
Если выбран несъёмный метод полировки стекол, придётся покрыть прилегающие элементы корпуса малярным скотчем. Нужно обеспечить качественную защиту, чтобы не нарушить лакокрасочное покрытие кузова автомобиля.
Использовать особые пасты с абразивными добавками, хорошим вариантом является набор Delta Kits, но принципиальной разницы не существует. Абразив пригодится в качестве шкурки для устранения верхнего слоя повреждений.
Вымыть поверхность и протереть мягкой сухой тряпкой без ворса. После высыхания нужно покрыть фару обезжиривателем, желательно использовать неактивный растворитель
До последующих работ важно обеспечить защиту от оседания пыли.
Можно переходить до нанесения полироля. Он важен для обеспечения защиты фары, иначе в скором времени покрытие снова получит повреждения.
Лакировка проводится в 2 или 3 слоя, зависит от того, сколько раз производитель рекомендует покрывать фару.
Полировка и защитный лак для оптики авто
Ускорить полирование можно при помощи различных инструментов, но они не являются обязательными. Рекомендуется во время процедуры использовать более качественные материалы, к которым относится двухкомпонентный лак. Процесс приготовления рабочего раствора описывается непосредственно на бутылке или упаковке. Одними из самых лучших разновидностей являются лаки на основе полиуретана, они обеспечивают повышенную твёрдость и надёжность остекления.
Правила хранения
Авто-лак в аэрозолях допускается хранить только в рекомендуемых производителем условиях. Как правило, требования касаются сохранения параметров температуры окружающей среды. Нахождения его при отрицательной температуре приведет к нарушению его консистенции. После нанесения и застывания залакированный слой скоро начнет мутнеть и отслаиваться.
Видео обзор применения различных видов автолака в баллончиках:
https://youtube.com/watch?v=3nMVzX4vgho
С другой стороны, нахождение баллончиков при температуре от 30 градусов и выше приведет к повышению густоты. Такие необратимые изменения наблюдаются у продукции, уже спустя месяц хранения при нарушении необходимых условий.
Особенности нанесения
Лак для краски в баллончиках применяется по следующей общей инструкции:
- Непосредственно перед использованием баллон хорошо встряхивается.
- Наносится 1-ый слой быстрым движением без остановки с расстояния порядка 30-40 см.
- Через 10-15 минут после его высыхания наносится 2-ой слой.
- При необходимости производится нанесение еще нескольких слоем с обязательной выдержкой необходимого времени между процедурами.
- Перед эксплуатацией поверхность обязательно просушивается.
Работы по распылению лака должны проводиться при температуре окружающей среды, соответствующей рекомендациям производителя. Как правило, это +20 °C.
Видео-инструкция по нанесению автолака:
Коротко о главном
Лак для автомобиля в баллончике существенно ускоряет и упрощает процедуру лакировки поверхности. Благодаря этому он находит широкое применение – в кузовном ремонте, покраске мебели и интерьера, в строительстве, а также в создании сувениров, игрушек, художественных произведений и приборов электротехники. Среди его явных преимуществ выделяются:
- Быстрота применения.
- Доступность в любых обстоятельствах.
- Экономичность.
- Быстрое приведение в рабочее состояние.
- Универсальность к любым материалам и геометрии поверхности.
- Эстетичность.
- Удобство использования в труднодоступных местах.
- Разнообразие.
Для использования баллончика не требуется специальных навыков. Однако в эксплуатации устройства могут возникнуть некоторые недостатки – поломки распылителя, потеря давления. В зависимости от степени разведения лаки делятся на жесткие HS, мягкие MS и повышенной текучести 1К. По составу они бывают – алкидные, полиуретановые, нитроцеллюлозные, а также смешанного типа. При выборе необходимо учитывать его эстетические характеристики, впитываемость и блеск, хранить и применять – в соответствии с рекомендуемыми правилами.
О выборе материалов
Материал для покрытия кузова можно нанести двумя способами, сразу после нанесения краски или на высохшую поверхность. Поэтому выбирать материалы следует ориентируясь на выбранный способ покраски. В большинстве случаев применяют два вида материалов, это простой мягкий состав или, требующий использования отвердителя. Какой лак лучше для покраски авто сказать сложно, так как технологии его обработки во всех случаях отличаются.
Такое покрытие авто будет сохнуть дольше, защитная функция выражена в меньшей степени, но оно легче поддаётся полировке и шлифовке. Обычно лак наносится в несколько слоёв. В обозначении такого вещества имеются буквы MS.
Твёрдые материалы отличаются тем, что они используются с отвердителем, в обозначении есть символы HS. Состав их более густой, текучесть невысокая, это позволяет наносить ровный слой равномерной толщины. Достаточно нанести полтора слоя.
По-прежнему находят своего потребителя целлюлозные лаки. Нанесение этого лака на автомобиль после покраски даёт слабый блеск, возможна быстрая утрата цветов, может возникнуть возгорание. Невзирая на имеющиеся недостатки его всё-таки приобретают. Целлюлозный лак для покраски авто наносится минимум в три слоя. Промежуточная сушка каждого должна быть не менее 15 минут. Последний слой лака должен быть более жидким. Сушка последнего продолжается примерно 40 минут, а полное отвердение покраски происходит через 5-6 часов.К более современным материалам можно отнести продукцию, изготовленную из глифталевых составов. Специалисты отмечают хороший блеск такого лака на авто, его можно получить без полировки. Можно уверенно утверждать о хорошей кроющей способности продукта, однако, сохнуть он будет значительно дольше чем ранее описанные. Именно эта причина усложняет процесс его нанесения на окрашиваемую площадь авто.
Сушить покрытие лака на авто рекомендуется при температуре 60 градусов, но в исключительных случаях допускается температура не ниже 20 градусов. Также играет важную роль степень нагрева окрашиваемого кузова, которая должна быть не ниже 20 градусов. Когда по тем или иным причинам покраска проводится в обычном помещении и «слабой» вентиляции, используют специальный разбавитель. Его применение позволит получить быстро и качественно плёнку на обрабатываемой поверхности. Также покрытие лаком автомобиля может выполняться горячим способом, что позволяет получать покрытие без применения специальных растворителей.
Учитывая высокую стоимость современных материалов, использование описанной ранее продукции позволит получить экономию материальных средств на специальных растворителях и отвердителях для лака. Давайте более подробно рассмотрим процесс нанесения таких составов.
Технология и методики нанесения лака
Качественная покраска лаком автомобиля, кузовных элементов может быть выполнена только с применением современных инструментов и расходных материалов. Для нанесения лакового покрытия необходимо следующее:
- Автокомпрессор.
- Ручной или электрический краскопульт.
- Фильтрованная вода.
- Ацетоносодержащая жидкость.
- Безворсовые салфетки.
Выполнять покраску кузовных элементов лаком необходимо в специально отведенном помещении – сухом и теплом, защищенном от пыли и сквозняков. Если распыление лака выполняется на свеженанесенный слой автоэмали, то дополнительно потребуется шлифмашинка и специальная мелкоабразивная бумага.
Обратите внимание! Для разведения лака используются специальные присадки. К примеру, наиболее распространенным является антисиликон (используется для предотвращения образования на окрашиваемых поверхностях масляных пятен и разводов)
Без применения этой присадки лаковое покрытие быстрее будет отслаиваться с кузова автомобиля.
Другой не менее важной присадкой является ускоритель отвердения, который предназначен для сокращения длительности сушки окрашенной поверхности при невысоких температурах окружающего воздуха, что особенно актуально при проведении работ в холодный сезон осенью или зимой. Покраска лаком на свежую автоэмаль является сложной и трудоемкой, но применение этой технологии позволяет добиться наиболее прочного сцепления лакокрасочных материалов, повышения их прочности и эксплуатационных характеристик
Техника нанесения лака выполняется в два этапа
Покраска лаком на свежую автоэмаль является сложной и трудоемкой, но применение этой технологии позволяет добиться наиболее прочного сцепления лакокрасочных материалов, повышения их прочности и эксплуатационных характеристик. Техника нанесения лака выполняется в два этапа.
Первый слой автомобильного лака наносится на кузов с удаленного расстояния мелким туманом, при этом все движения должны быть максимально аккуратными, плавными и осторожными без остановок. После тщательной сушки первого слоя лакового покрытия наносится второй, который должен иметь большую толщину «на грани появления подтеков». После выполняется финишная шлифовка и полировка покрытия.
После окраски автомобиля требуется качественное высыхание и отвердение на протяжении длительного времени, для этого исключается контактная мойка кузовных элементов транспорта и интенсивная эксплуатация авто для предупреждения появления механических дефектов.
Технология покраски транспортного средства лаком на отвердевший слой автоэмали требует качественной предварительной подготовки авто. Лакокрасочная поверхность матируется мелкоабразивной наждачкой, что позволяет повысить адгезию эмали с лаковым покрытием и продлить его срок службы.
Процедура лакирования поверхности кузова в этом случае не отличается от нанесения лака на свежий слой краски. На первом этапе лак с удаленного расстояния распыляется на кузовные элементы авто равномерными осторожными движениями. Однако следует учитывать, что покраска отвердевшей поверхности может привести к появлению мелких дефектов (шагрени).
Второй и третий слой лака наносятся после тщательного высыхания предыдущих. Процесс сушки можно ускорить в результате поэтапного повышения температуры окружающего воздуха в боксе. Для качественной просушки ЛКМ можно использовать приборы с инфракрасным нагревом, сушка выполняется при температуре 60 градусов (в некоторых случаях – при 20 градусах).
Полировка лакового покрытия является заключительным этапом его нанесения. Она позволяет удалить дефекты (неравномерность лака и подтеки), которые неизбежно появляются в процессе лакирования кузова. Полировальные работы выполняются с применением специальных абразивных паст.
Обратите внимание! Нанесение лака выполняется только на тщательно очищенную, обезжиренную и обеспыленную поверхность кузова
Виды красок для покрытия автомобилей
Для покраски внешней поверхности машины можно использовать различные типы красок:
- Целлюлозные. Такие красящие вещества можно наносить в любых помещениях. Они быстро просыхают, поэтому на окрашенную поверхность не успевают осесть частички пыли и других загрязнений;
- Акриловые. Наиболее часто используются термопластичные, которые сохнут при нормальной температуре воздуха. Достоинства такой краски в том, что обработанный участок приобретает однотонный окрас. Также она стойкая к механическим и химическим воздействиям;
- Глифталевые автоэмали. Такие краски создают толстые слои защитной пленки. Окрашенная поверхность не требует дополнительной полировки, поскольку после покраски становится блестящей. Сушка при температуре 25 градусов по Цельсию может длиться до месяца. При показателях 60-80 градусов требуется меньше времени;
- Алкидные краски. Автоэмали с высокими показателями стойкости ко всяческим воздействиям, приемлемая стоимость краски позволяет приобретать ее людям разного достатка. Единственный минус – это длительная сушка окрашенной поверхности;
- Порошковые краски. Их наносят при помощи специального оборудования для процедуры покраски автомобиля. Такой вид красок долговечен и экономичен в использовании, экологически безопасен и можно получить различные эффекты;
- Краски на водной основе. Благодаря экологически безвредному составу и высоким показателям стойкости очень популярны. Но время сушки покрытия достаточно длительное.
После высыхания некоторых видов красок можно поверхность автомобиля покрыть лаком. Для этого следует разобраться в том, какие существуют типы лаков и для каких красящих веществ их использование актуально.
Большая Берта Майкла Лидса
Большая Берта (Big Bertha), так назвал своё творение Майкл Лидс (Michael Leeds), художник и автомобилестроитель из Калифорнии. Большая Берта в английском языке – это что-то вроде благозвучного термина, которым называются необычно большие предметы. Так могут называть, к примеру, как необычно большое орудие, так и огромного персонажа из комиксов.
Bertha впервые появилась в пожарной компании, в штате Огайо в 1942 году. Изначально автомобиль предназначался для перевозки 26 метровой лестницы для спасения людей из высотных зданий при пожарах. В 1968 году этот автомобиль был списан и попал на автомобильную разборку в Лосанжелесе, ожидая разбора и утилизации. В 1972 году Берту «спас» Майкл Лидс (Michael Leeds). Майкл в тот момент занимался поиском на свалках и разборках автомобилей различных деталей для создания скульптур. Молодой художник сквозь ржавчину разглядел стильные очертания кузова. Машина была сделана основательно, без какого-либо намёка на экономию материалов. Решётка радиатора целиком сделана из алюминия. На автомобиле стоял двигатель V12 , объёмом 2.5 литра, оснащённый избыточной системой зажигания. На нём было установлено по 2 свечи на цилиндр. В двигатель вмещается около 25 литров масла. Колёса размером 22 дюйма. Он влюбился в этот автомобиль и захотел восстановить Берту. Так началась долгая история создания Большой Берты. Он перегнал её из Лосанжелеса в Санта-Круз в Калифорнии.
В общей сложности Большую Берту переделывали в течение 32 лет. С 1972 по 1990‑е года Майкл несколько раз продавал автомобиль, но потом снова выкупал. Она перекрашивалась несколько раз в разные цвета.
Одной из специализаций Майкла является изготовление художественных витражей на заказ. Студия художественных стёкол поручила ему создание серии витражных стёкол для новой заправочной станции. Он отправился к одному коллекционеру старинных автомобилей, чтобы посмотреть на Grand Prix Bentley и SSK supercharged Mercedes 1929 года, изображения которых он намеривался использовать при изготовлении витражей. Во время осмотра машин, Майкл обратил внимание на стоящий рядом старинный Duesenberg (американский производитель автомобилей класса люкс). Ему понравилась форма кузова этого автомобиля, в особенности суживающаяся задняя часть (англ. boattail). Он решил, что на купленной им бывшей пожарной машине задняя часть должна выглядеть также.
Он со своим другом, бывшим механиком спортивных автомобилей, Энрю Роландом (Andrew Rowland), сфабриковали новую заднюю часть и добавил крылья. Майкл изучил множество видеоматериала по формовке листового металла. По правилам формовки, он сначала изготовил деревянные шаблоны. Многие дополнительные детали кузова были сформованы вручную. Некоторые части панелей были взяты с других автомобилей. Задняя часть, к примеру, была изготовлена из переделанного капота от Studebaker’а 1949 года. Она, как и крылья, были сделаны из двух сформованных половинок и сварены вместе. В итоге кузов получился длиннее.
Панель приборов сделана из американского орехового дерева. Были добавлены подушки безопасности. Машину оборудовали гидроусилителем руля. Сзади оставили оригинальную подвеску, а спереди установлены регулируемые амортизаторы, изготовленные на заказ. Фары на Большой Берте стоят от Rolls Royce P‑100 с ксеноновыми лампами от BMW . В отделке салона были использованы алюминий, кожа и дерево. Сейчас автомобиль оснащён газовым оборудованием для работы на пропане.
На данный момент Майкл Лидс является одним из основателей «Blastolene Brothers», которая занимается восстановлением и переделкой автомобилей и изготовлением хот-родов. Вторым владельцем компании является Рэнди Граб (Randy Grubb), известный автомобилестроитель. Майкл Лидс также является совладельцем компании «Bonny Doon Art Glass», изготавливающей витражи.
Процессу окрашивания
Технология покраски автомобиля зависит в основном от вида выбранной эмали, а также от величины обрабатываемой поверхности. Если автовладелец не достаточно требовательно относится к качеству лакокрасочного покрытия своего автомобиля, то он может воспользоваться аэрозольным баллончиком для обработки небольших участков. В этом случае следует изучить инструкцию по применению от производителя краски и действовать согласно описанной технологии.
Когда требуется высокое качество кузовного ремонта, то без краскопульта и компрессора не обойтись. Несмотря на некоторые отличия в нанесении разных видов краски для машины, необходимо выделить некоторые общие подходы к операции окрашивания.
Чтобы качественно нанести автомобильную эмаль на кузов, опытные маляры рекомендуют использовать краскопульт с соплом №1,4.
Давление, которое компрессор выдает на пистолет, должно находиться в диапазоне 2,5-3 атм.
Во время окрашивания автолюбитель должен держать краскопульт на расстоянии 15-20 см от поверхности обрабатываемой детали.
Процесс нанесения краски состоит из формирования 2-3 слоев
Важно не перестараться с толщиной слоя, чтобы не образовались наплывы и подтеки. Время сушки каждого слоя краски должно составлять не менее 15-20 минут
Чем выше температура воздуха, тем быстрее испаряется растворитель и высыхает слой краски.
Окончательным этапом покраски станет полирование затвердевшего лакокрасочного материала.
Окрашивание дисков
И вот теперь настал момент покраски дисков, и делать вы это будете сами. Итак, приступим. Нанесите из баллончика один слой краски и затем просушите диск.
После этого наносите точно также еще два слоя краски. Но на этом покраска еще не закончена, потому что в заключение нужно будет покрыть покрашенный диск слоем прозрачного лака. И только после этого диск засверкает на солнце, как новенький.
С лаком работаем точно так же, как и с краской. И не забываем проветривать помещение. При этом в нем не должно быть летающих насекомых — они могут налипнуть на невысохшую краску, и вся работа будет испорчена. Придется все начинать сначала.
Виды лака для фар
Лак для пластиковых фар
Лаки разделяются на группы по ряду критериев:
- по типу материала. Существует лак для пластиковых фар (поликарбонатов) и для обработки стекла;
- по назначению. Преимущественно выделяют 2 основные группы: защитные и тонирующие. В категории защитных дополнительно существует двухкомпонентный лак для фар и аэрозоль;
- по составу. Наибольшее значение имеет состав вещества, профессионалами принято распределение на 3 типа:
- двухкомпонентный – лак, который продаётся в комплекте с растворителем;
- уретановый. Он полностью прозрачный, выпускается в аэрозольных баллончиках и может наноситься только на ошкуренную фару. Обладает высокими защитными качествами и увеличивает проницаемость света. Достоинством является возможность нанесения на установленные фары без их демонтажа;
- акриловый. Не имеет цвета, но придаёт блеск и быстро застывает. Недостаток в низкой способности заполнять трещины и сколы. Может применяться для стеклянных фар, а для пластика он бесполезен.
- по уровню остатка и качеству затвердения. На основании дозировки полимерных веществ существует особая маркировка защитного лака:
- HS. В составе много сухого остатка, а растворителя минимум. Придаёт насыщенный блеск, лучшие характеристики приобретает при нанесении в 1,5 слоя;
- MS. Среднее количество веществ, растворитель и остаток находятся в оптимальном балансе. Рекомендуется наносить в 2 или 3 слоя, только после каждого нужно просушивать поверхность;
- UHS. Содержит наибольшее количество полимеров, из-за чего быстро застывает и обладает повышенной устойчивостью к механическим повреждениям.
Аэрозольный лак для оптики автомобиля
Каким лаком покрыть акриловую краску
Производители красок после нанесения акриловой эмали не рекомендуют лакировать поверхность автомобиля. Изначально данное вещество основывается на различных компонентах, в том числе и на смолах. Существуют термотвердеющие и термопластичные акриловые лаки. Первый вариант используется только для заводской покраски авто, а второй можно использовать, если вы собираетесь покрывать акрилом корпус машины самостоятельно.
Акриловая автоэмаль достаточно быстро сохнет. Она обладает высокой стойкостью и светоотражающими свойствами. Чтобы поверхность была более ровной, необходимо акриловые лаки наносить в два слоя. Также это сделает оттенок более насыщенным и глубоким.
Нанесение акриловой автоэмали
Что собой представляет и как применяют автолак
Лак для покраски авто появился в 19 веке. Тогда он представлял из себя быстросохнущее средство для покраски. Сегодня он имеет двухкомпонентный состав. Взаимодействуя с металлом, создает прочное и привлекательное покрытие, которое защищает корпус автомобиля от воздействия негативных природных условий.
Плюсами применения являются:
- придает эстетический эффект. Владелец авто может выбрать блеск или матовое покрытие машины;
- долговечность. Благодаря специальным веществам, входящим в состав раствора, лак держится долго и не стирается;
- обеспечивает дополнительную твердость металлу;
- предоставляет возможность полировки корпуса, так как после нанесения обычной краски не разрешается полировать автомобиль. Это может привести к негативным последствиям для внешнего вида;
- легкость в нанесении.
Для покраски автомобиля используют лак