Москва построит самый высокий жилой небоскреб в Европе
One Tower – это первый жилой комплекс на территории «Москва-сити» с квартирами в самом центре деловой жизни столицы, так описал проект первый заместитель гендиректора «Мосинжпроекта» Альберт Суниев. Это будет самое высокое жилое здание в Европе – его высота составит 405 м (101 этаж плюс три подземных этажа). Будущий небоскреб будет на 33 м выше, чем самое высокое на сегодня здание на территории «Москва-сити» – башня «Федерация». Это будет единственный небоскреб с предложением квартир, а не апартаментов, отмечает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова.
Новая высотка расположится вдоль 1-го Красногвардейского проезда по соседству с башнями «Меркурий» и Grand Tower на участке площадью 0,8 га. Общая площадь здания составит 279 000 кв. м. До 19-го этажа разместятся офисы на 60 000 кв. м, выше – 1600 квартир. Всего в небоскребе смогут жить 2200 и работать 6100 человек. В подземной части здания разместится парковка. Также запланированы фитнес-центр, детский досуговый центр, кафе, рестораны, места торговли и общественного питания.
На уровне 100-го этажа будет расположена самая высокая в Европе смотровая площадка, сказал автор проекта Сергей Скуратов. One Tower будет связан подземным туннелем с торговым центром «Афимол», а также крытыми надземными переходами с соседними зданиями – «Меркурием», Grand Tower и паркингом. Только для жителей комплекса на 19-м этаже стилобата предусмотрена зона отдыха с выходом на кровлю с садом.
Инвестиции в проект, по словам Суниева, составят 49 млрд руб. Это будут собственные и привлеченные деньги, сейчас, по его словам, идут переговоры о финансировании со Сбербанком. Там же планируется открыть эскроу-счета для дольщиков. Представитель Сбербанка от комментариев воздержался.
Экосистема
Как отмечают люди, уже испытавшие все прелести и недостатки жизни в небоскребах на себе, основным достоинством переезда в башню является возможность получить всевозможные блага цивилизации в одном месте, практически не покидая дома.
Сегодня хорошо прослеживается тенденция по расширению крупного бизнеса, заключающаяся в организации собственной экосистемы, благодаря которой пользователь сможет одновременно получить доступ ко многим разнообразным по функционалу сервисам в одном месте. По такому пути пошли Apple и Google, Яндекс и Mail.ru. Все эти широко известные компании постоянно расширяют собственную линейку продукции, постепенно создавая такую среду, попадая в которую, пользователю уже не придется покидать ее для решения поставленных перед ним задач. Все это актуально и по отношению к небоскребам Москва-Сити.
Согласно полученным от одного из директоров агентств элитной недвижимости данных, договора ряда иностранных менеджеров подразумевают обеспечение им жилья непосредственно в башнях Москва-Сити, где находятся офисы их компаний. Благодаря этому руководители могут вовсе не выходить из комплекса. Ведь, как выразился упомянутый директор, часть специалистов Запада до сих пор абсолютно уверена, что в России легко можно увидеть медведя на улицах городов.
Классический для элитных комплексов апартаментов набор услуг заключается в наличии:
-
фитнес-центра;
-
спа и салонов красоты;
-
ресторанов и кафе;
-
кинотеатра;
-
химчистки;
-
консьерж-сервиса и пр.
Апартаменты в башнях Москва-Сити – жилье элитного уровня. Стоимость квадратного метра тут начинается с 450 тыс. рублей, 2-комнатые апартаменты вполне могут иметь площадь около 160 квадратов, что обойдется примерно в 100 млн. рублей. Учитывая класс жилья, абсолютно ожидаемо, что владельцы не станут экономить на дизайнерском ремонте, качестве материалов и техники. По этой причине смело можно закладывать в бюджет еще порядка 30 млн. рублей. При этом такие люди готовы тратиться на дополнительный комфорт, благодаря чему все многофункциональные комплексы Москва-Сити отличаются высокоразвитой инфраструктурой. Под нее обычно отводится несколько этажей, а стоимость услуг полностью отражает их премиальное качество. Поэтому абонемент на год в фитнес-центр может стоить 200 тыс. рублей.
При этом в других районах Москвы также осуществляется строительство и разрабатываются проекты возведения ЖК с высотой более 150 м. Далеко не все они позиционируются как объекты премиум-класса, а в некоторых квартиры причисляются к нижнему сегменту бизнес-класса, которые придирчивые покупатели могут даже отнести к комфорт-классу. Цена квадратного метра в таких жилых комплексах практически в 2 раза меньше, чем в элитных небоскребах, и составляет 250—300 тыс. рублей. Но это приводит к тому, что девелопер лишается возможности отвести под объекты инфраструктуры большие площади. Поэтому в таких зданиях традиционно первый этаж занимают магазины, аптеки, иногда кафе и детские сады. В результате утрачивается одно из главенствующих преимуществ жизни в небоскребе – экосистема.
Стоимость квадратного метра жилья в башнях рознится в зависимости от этажа, причем разница между ценой квадрата на верхнем этаже и нижнем может достигать 35%. Это и является стоимостью красивого вида из окна, что также формируется высоким спросом и низким объемом предложений.
Небоскреб 1 Tower высотой 444 метра построят в деловом центре «Москва-Сити». Это будет самое высокое жилое здание в Европе. Где его возведут и в какие сроки, каким будет дизайн башни и как идет строительство? Рассказываем.
10 июл. 2019 г. 09:33
Жилье
Небоскреб появится около башен «Меркурий» и «Гранд Тауэр». Его высота составит 444 метра. Всего будет 107 этажей. Площадь здания – около 295 тыс. кв. м, количество квартир – 1623. Здесь создадут 5,7 тыс. рабочих мест.
Это будет первая жилая башня в Сити с квартирами, а не апартаментами. В здании откроют фитнес-центр, детский досуговый клуб, кафе, рестораны и магазины.
Об архитектуре, «начинке» и смотровой площадке
Комплекс оснастят самыми передовыми инженерными технологиями, в том числе естественной вентиляцией в квартирах и системой «умный дом».
Проектированием занимался авторский коллектив «Сергей Скуратов Architects» под руководством Сергея Скуратова.
Сергей Скуратов – известный российский архитектор. Член правления Союза московских архитекторов, профессор Международной академии архитектуры, член совета высотных зданий США и Канады. Дважды лауреат «Гран-при» конкурсов ЮНЕСКО и Международной Академии Архитектуры. Мечтает побороть гравитацию и построить невесомое здание. Любит натуральные материалы – камень, дерево, стекло. Почетный строитель Москвы. Автор более 40 построенных зданий и комплексов. В числе его известных проектов – небоскреб на Мосфильмовской улице и жилой комплекс Copper House.
Цитата
«У здания необычная форма. Этот небоскреб как парус яхты ловит все ветра и устремляется вперед. Кто-то может увидеть сходство с крылом самолета», –
Сергей Скуратов
Автор проекта небоскреба, президент компании «Сергей Скуратов Architects»
Отделку помещений и интерьеры квартир выполнят с привлечением ведущих российских и иностранных дизайнеров и с использованием экологически чистых материалов.
Благодаря форме и расположению небоскреба почти из всех квартир будет открываться отличный вид на центр города, Кремль, гостиницу «Украина» и башни Сити.
О строительстве
Подготовка к строительству уникального жилого небоскреба уже началась: ведется устройство тестовых свай и ограждение котлована. По информации компании АО «Мосинжпроект», строительство займет пять лет.
Цитата
«Не зря мы назвали башню 1 Tower. Она должна стать номером один в Сити. Здание построит АО «Мосинжпроект» – крупнейший в столице и в России инжиниринговый холдинг. Эта городская компания реализует все самые масштабные и важные для города проекты: развитие метро и дорог, строительство транспортно-пересадочных узлов», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Площадь застройки составляет 0,8 га. В пиковый период на строительстве здания задействуют не менее 2 тыс. человек. При возведении монолитных конструкций будет использоваться три высотных башенных крана, которые крепятся к конструктиву здания и наращиваются по мере выполнения работ на нужную высоту.
1 Tower – уникальный по функциональным, визуальным и технологическим параметрам объект, аналогов которому не будет не только в России, но и в Европе.
«Москва-Сити» – один из самых масштабных градостроительных проектов, которые реализуются в России за последние десятилетия. Деловой центр возводится на Пресненской набережной, на месте бывшей каменоломни. Это крупная зона деловой активности, которая объединит бизнес, апартаменты проживания и досуг.
В России будут строить башни-парковки
Статья о возможностях и перспективах строительства в РФ башен-парковок. Преимущества и особенности. В конце статьи — видео об «умных» парковках в Германии.
- Всемирная проблема
- Начало оптимизации
- Что такое «умная» парковка
- Разновидности паркингов
- Преимущества и перспективы
- Видео о парковках в ФРГ
Хотя Москва никогда не попадала в рейтинг городов с катастрофическим уровнем пробок, в России она является абсолютным лидером уже не первый год. Данный факт послужил толчком для руководства Корпорации развития Московской области обратить свои взоры на практику перенаселенных азиатских стран. Технология умных многоуровневых парковок широко распространена в Японии и Китае, чем обеспечивает комфортное передвижение по городам, не тратя по 85 часов в год в пробках, как это происходит с брюссельцами. Местом первого российского эксперимента подобного рода парковки может стать Павшинская пойма близ Красногорска.
Финансовая и деловая история
Башню «Россия» предлагали построить на участках 2 и 3 Московского международного делового центра в 1994 году, чтобы сделать ее самым высоким зданием в мире : 125-этажной башней высотой 648 м (2126 футов). Он был разработан в Чикаго -А архитектурой фирме Skidmore, Owings и Merrill .
Строительная площадка вскоре была перенесена на участок 14. В середине 2003 года был утвержден обновленный 134-этажный проект площадью 648 м (2126 футов), и участок был перемещен на участки 17 и 18. В январе 2004 года Московская Девелоперская Компания. (STT Group) была назначена основным инвестором и девелопером проекта стоимостью 2 миллиарда долларов США.
С 18 сентября 2007 года здание краеугольного камнем был заложен в новаторской церемонии.
21 ноября 2008 года российское информационное агентство » Интерфакс» сообщило, что строительство башни прекращается. Шалва Чигиринский , глава девелоперской компании башни, указал, что финансовый кризис 2007–2008 годов лишил его возможности получить финансирование для проекта, а также снизил спрос на офисные помещения башни, даже если здание удастся достроить.
3 декабря российская нефтяная компания Sibir Energy согласилась выкупить у Чигиринского ряд объектов недвижимости, в том числе Russia Tower. Поскольку Чигиринский был крупным акционером Sibir Energy, цель покупки заключалась в том, чтобы облегчить финансовое давление на него, чтобы он не был вынужден продавать акции своей компании , что, в свою очередь, позволило компании сохранить существующую структуру акционеров.
Тем не менее, многие аналитики деловых новостей осудили этот шаг, утверждая, что такое использование коммерческого капитала нефтяной компании для оказания помощи Чигиринскому путем покупки его экономически проблемных недвижимых активов , не имеющих отношения к основному нефтяному бизнесу компании, по возможно завышенным ценам, наносит ущерб. компания это акционеры и представляет собой значительный конфликт интересов .
12 февраля 2009 года было объявлено, что Башня Россия, скорее всего, не будет построена. Помощник разработчика проекта заявил, что «в условиях сегодняшней экономики проект такого масштаба для нас уже неосуществим и не может быть оправдан». Вместо башни компания предложила использовать землю для строительства трех небольших небоскребов и большого гаража .
В июне 2009 года проект был официально отменен, и он был превращен в стоянку для существующих зданий. Однако со временем на этом участке планируется построить меньшее здание.
Взгляд в будущее: трудности и перспективы
Мыспросили уэкспертов, естьли вРоссии предпосылки ктому, чтобы высотное строительство стало здесь нормой, анеэкзотикой. Борис Лесков считает, что данное направление, безусловно, будет развиваться, нострана большая, иврядли это будет происходить равномерно.
Борис Лесков
генеральный директор ООО Концерн РУСИЧ
Фото: Екатеринбург, Владислав Фальшивомонетчик / wikipedia.org
Ондобавляет, что сейчас встране всего 76 построенных объектов высотой более 130м, 26— встадии строительства, 22— ждут инвестора и28 проектов так инебыли реализованы. Для стран, где направление развивается уже многие десятилетия (США, государства Азиатско-Тихоокеанского региона), это смешные цифры. Нотам высоки темпы развития техники, усовершенствования строительных материалов, инженерных идей и т. д., ведь строительство небоскребов уже поставлено напоток.
ВРоссии притормозило развитие высотного строительства ито, что еще 30 лет назад унас отсутствовала единая нормативная база иисследовательская база, регулирующая строительство небоскребов: под каждый проект разрабатывалась иутверждалась своя документация, что препятствовало популяризации иширокому развитию высотного строительства.
Фото: Москва-Сити, image43/ pixabay.com
Директор консалтингового агентства GMK Сергей Разуваев солидарен сЛесковым втом, что уРоссии пока мало опыта инаработок для стремительного развития высотного строительства.
Сергей Разуваев
директор консалтингового агентства GMK
Разуваев добавляет, что точечные объекты неправильно называть высотным строительством: для таких проектов нужно выделять специальную зону, это должно быть вписано вобщий архитектурный облик города, стать архитектурной доминантой и, вконце концов, должно быть обосновано экономически нетолько спозиции необходимости стройки, обслуживания ибезопасности, ноипоследующего демонтажа.Экономическая обоснованность— отдельный разговор: небоскребы традиционно строят там, где земля дорогая, адля красоты это просто нерентабельно. Реализация такого проекта— дело непростое: высотные сооружения относятся кстроительным объектам повышенного риска иинженерной сложности, аэто означает, что вступают всилу другие строительные нормы потолщине стен, количеству лифтов, нормативам попожарной безопасности иэвакуации людей изздания.
Борис Лесков
генеральный директор ООО Концерн РУСИЧ
Фото: Вид сшпиля Дома наКотельнической набережной вМоскве, wikimedia.org
Гендиректор Концерна РУСИЧ прогнозирует, что вРоссии большинство девелоперов продолжат реализовывать всфере жилого строительства проекты в18–25 этажей— это более экономически выгодно. Вести качественное строительство таких объектов позволяет накопленный градостроительный опыт отечественных застройщиков.Новые небоскребы будут появляться преимущественно вМоскве, аесли брать провинцию, товЕкатеринбурге.
Сергей Разуваев
директор консалтингового агентства GMK
Точечные объекты высотной застройки могут появляться вомногих городах России: пять лет назад вСаратове построен ЖКVolga Sky на37 этажей, в2022 вНовосибирске должен быть сдан ЖКна43 этажа, агодом раньше воВладивостоке планируют закончить 42-этажный ЖКАквамарин, который уже стал самым высоким строящимся зданием Сибири иДальнего Востока. Словом, амбициозных планов— великое множество, номногие проекты так непереходят стадию реализации или останавливаются буквально настарте.
Фото: ЖКАквамарин воВладивостоке, AdmiralHood/ wikimedia.org
Небоскребы России: настоящее, прошлое и будущее
На сегодняшний день в России насчитывается около 50 небоскребов высотой от 150 метров. Практически все они расположены в Москве, три — в Екатеринбурге и по одному — в Санкт-Петербурге и Владивостоке.
Планку в 200 метров преодолело 17 высоток. Шесть зданий устремились к звездам выше, чем на 300 метров, и лишь одно вышло за рубеж 400 метров — башня «Лахта-центр» (462 м), являющаяся самым высоким небоскребом не только России, но и всей Европы.
Для сравнения, на континенте в общей сложности около 210 небоскребов от 150 метров. То есть четверть таких зданий приходится на Россию. Причем, пять самых высоких башен страны составляют и первую пятерку в Европе.
Самым высоким зданием за пределами России является лондонская башня The Shard высотой 306 метров. В 2020 году должно завершится строительство Varso Tower в Варшаве (Польша), которая и подвинет в рейтинге британскую высотку, обогнав ее на четыре метра.
Что же касается российских небоскребов, то все здания выше 300 метров, за исключением питерской башни «Лахта-центр», находятся в ММДЦ «Москва-Сити»:
Federation Tower (Башня «Федерация») состоит из двух зданий, «Восток» (373 м) и «Запад» (242 м), возведенных на одном стилобате. В эксплуатацию комплекс был сдан в 2017 году. На строительство самого высокого здания столицы потратили $1,2 млрд. На возведение «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге ушло $1,77 млрд.
Если говорить о небоскребах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, то самым высоким является Iset Tower (Башня «Исеть») (209 м) в Екатеринбурге.
Прошлое
Самая старая высотка России — это, конечно же, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Легендарное здание высотой 239 метров было построено в 1953 году. В том же году возвели здание Министерства иностранных дел (172 м). А годом ранее — жилой дом высотой 176 метров на Котельнической набережной. В 1954 году появилась еще одна жилая высотка — дом на Кудринской площади (156 м).
В 1955 году в Москве ввели в эксплуатацию гостиницу «Украина», ставшей на то время третьим по высоте зданием Европы — 206 метров. В том же году в Варшаве (Польша) возвели Дворец культуры и науки высотой 230 метров.
По сути, строительство всех зданий высотой от 150 метров в СССР было начато при Сталине. Первым строением после 1955 года, преодолевшим рубеж в 150 метров стала штаб-квартира «Газпрома». Этот московский небоскреб высотой 151 метр введен в эксплуатацию в 1995 году.
Будущее
В 2020 году планируется завершить строительство шести небоскребов. Пять из них будут построены в Москве и один высотой 160 метров — во Владивостоке. В столице введут в эксплуатацию комплекс Neva Tower, состоящий из двух башен — 345 и 296 метров. Первая высотка станет №1 в Европе среди жилых небоскребов.
Также достроят Capital Tower — комплекс, состоящий из трех небоскребов одинаковой высоты — 297 метров. Все башни будут полностью жилыми, с квартирами площадью от 47 до 338 кв. м.
К 2025 году в Москве планируется построить One Tower высотой 405 метров, в котором на первых 12 этажах разместятся торговый центр, офисы и детский сад. 88 этажей отведены под 1 520 квартир, а на сотом планируется ресторан. Башня станет одним из самых оригинальных небоскребов в мире. Здание имеет форму скошенной призмы с градиентными стеклянными фасадами.
Также из строящихся объектов стоит отметить башню «Ахмат Тауэр» — 435-метровый небоскреб, возведение которого началось еще в 2016 году. Однако, когда здание будет достроено, пока неизвестно. Изначально проект планировалось закончить к 2020 году.
Впечатляющая архитектура
Небоскребы Москва-Сити однозначно заслуживают право носить звание зданий с впечатляющей архитектурой. Но сказать то же самое про многие другие высотные здания удается не всегда. Причина этого кроется даже не в том, что у проектирующих их архитекторов недостаточно фантазии или навыков, а в достаточно жестких финансовых рамках, резко подрезающих крылья проявлению таланта архитектора. Большинство попыток придать фасаду оригинальность, изящество резко пресекаются требованиями экономии. Заказчики требуют отказаться от любых «излишеств», использовать простые материалы, одинаковые окна и т. д.
Поэтому, хотя строительные требования одинаковы для всех объектов, включая премиум-сегмента, архитектурные решения, виды используемых материалов, особенности инженерных систем, уровень оснащения зданий и качество отделки отличаются разительно. Это и обуславливает существенную разницу в стоимости квадратного метра жилплощади.
Таким образом, небоскребы премиум-класса отличаются:
-
сложными, запоминающимися формами, присутствием наклонных плоскостей;
-
выигрышным видом структурного остекления;
-
механической приточно-вытяжной вентиляцией, нередко имеющей функцию увлажнения воздуха;
-
системой центрального кондиционирования воздуха с мощностью 35—40 Вт/кв. м и возможностью установки внутренних блоков;
-
практически незаметными внутрипольными конвекторами, что улучшает интерьер;
-
электроснабжением в пределах 20—35 кВт/квартира;
-
большим количеством лифтов (1 лифт в среднем приходится на 30 квартир и развивает скорость 6—8 м/с);
-
большим числом машиномест на парковке (в среднем 2 места на 1 квартиру).
В то же время аналогичные высотные здания бизнес-класса имеют:
-
простые формы, как правило, со строгими вертикальными линиями;
-
навесной фасад, выполненный из бетонной плиты или панелей;
-
механической вытяжной вентиляцией с естественным притоком воздуха;
-
только возможностью установить внутренние блоки в квартирах, что снижает комфорт в летнюю жару;
-
традиционными радиаторами отопления;
-
мощность электроснабжения 10—15 кВт/квартиру;
-
1 лифт, предусмотренный на 60 квартир и имеющий скорость движения 2,5 м/с;
-
1 машиноместо на 2 квартиры
В результате несложно заметить, что большая стоимость квадратного метра в высотках премиум-класса дает существенные преимущества жильца в плане качества жизни и удобств.
Партнёры и подрядчики
На строительство комплекса «Башня Федерация» впервые в России были привлечены:
- Thornton Tomasetti (главный конструктор «Башни Федерация») — американская компания, занимающаяся конструированием высотных зданий. В их активе шесть из десяти самых высоких небоскребов в мире. Thornton Tomasetti сконструировал строящийся небоскреб Kingdom Tower в Саудовской Аравии, который после окончания строительства станет самым высоким зданием в мире (его высота по окончании строительства будет свыше 1000 метров).
- Turner Construction Company — американская корпорация, специализирующаяся на управлении строительными проектами.
- Австралийская компания «Кокс» (Cox) —производитель оборудования по эксплуатации фасадов.
- Генеральным подрядчиком является турецкая компания Renaissance Construction.
- ThyssenKrupp (Германия), Schindler (Швейцария) — специалисты по лифтам.
- PEGA (Чехия) — эксклюзивный поставщик грузопассажирских высокоскоростных подъёмников, на объекте непрерывно с 2008 года работают 8 кабин. Высота непрерывного подъёма достигнет 360 метров.
Строительство комплекса «Федерация» стало одним из первых масштабных проектов в области российско-китайского сотрудничества. В 2008 году привлечение China State Construction Engineering Corporation (CSCEC) (Всекитайская инженерно-строительная корпорация) на строительство фундамента «Башни Федерация» было признано крупнейшим проектом (после нефтегазовых) в рамках сотрудничества России и Китая. В 2014 году на проекте «Башня Федерация» задействована китайская компания YUANDA.
А что в регионах
Небоскребы строятся не только в Москве, но и в регионах. В частности самым высоким жилым зданием Санкт-Петербурга является ЖК «Александр Невский», расположенный в Рыбацком. Он представляет собой 100-метровое здание, в котором насчитывается 37 этажей. Если же считать со шпилем, то общая высота «Александра Невского» достигнет отметки в 126 м. Несколько уступает ему комплекс «Петр Великий», имеющий 32 этажа. А в целом в Санкт-Петербурге насчитывается порядка 30 зданий выше 100 м.
В Екатеринбурге также немало высотных домов, а именно 850 таких, высота которых превышает 35 м. Среди них в 40 зданиях насчитывается более 25 этажей, в 4-х – 32, а в двух – более 50. Но из этих 2-х зданий, которые по праву можно назвать небоскребами, жилым является только одно – 52-этажная «Исеть». Второе же («Высоцкий») отведено под гостиницу.
Только 1 здание выше 35 этаже есть в Казани. Но в ней еще 22 дома имеют по 25 или немногим более этажей.
История «Москва-Сити»
Стройка века началась в середине 90-хх годов на месте бывшей каменоломни и карьеров в районе Пресненской набережной. Она стала начальным этапом реализации крупномасштабной программы «Большой Сити», окончание которой было запланировано на 2020 г, но по факту затягивающейся.
Вся площадь застройки была поделена на 20 участков. В центре планировалось создать зеленую зону, под которой бы располагалась подземная парковка и транспортная развязка. Здания предполагалось возводить вокруг парка в виде подковы. При этом их высота должна была спирально увеличиваться.
На практике все получилось иначе. На месте парка был построен торговый центр Афимолл, а от некоторых объектов пришлось отказаться.
Интерес заказчиков к «Москва-Сити» неуклонно возрастал. Это заставило архитекторов руководствоваться не столько собственными представлениями о современной недвижимости, сколько грядущими инвестициями. Поэтому постепенно проектируемая площадь объектов увеличилась практически в 2 раза, а изначально подведенные коммуникации оказались неспособными покрыть потребности строящегося города в городе.
В 1995 г. в связи с недостатком финансирования проект был заморожен немногим более чем на 10 лет. Но в 2003 г. угасший интерес инвесторов к объекту вновь вспыхнул, что и послужило главным толчком для развития ММДЦ, инерции от которого хватает и по сей день.
Первым объектом «Москва-Сити» стала далеко не башня-небоскреб, а мост «Багратион». Он связал между собой берега Москва-реки и его открытием ознаменовалось празднование 850-летия столицы России.
Первым зданием комплекса «Москва-Сити» стала сданная в 2001 г. «Башня 2000», соединенная с вестибюлем «Багратиона». Она единственная из всего комплекса возвышается на правом берегу Москва-реки и не претендует на звание небоскреба. Вслед за ней стали постепенно сдаваться и другие башни: Башня на Набережной А, Б, С, Евразия, Эволюция, Империя, IQ-квартал и остальные.
«Башня 2000» – единственная высотка, выполненная точно по изначальному проекту.
За время строительства ставились новые рекорды, некоторые из которых даже заслужили всемирное признание и были отмечены в Книге Гиннесса. Каждый небоскреб строился около 4–5 лет. Для их возведения применялись и применяются сверхпрочные и пожаробезопасные материалы.
Общий объем инвестиций в «Москва-Сити» превзошел 12 млрд. долларов США. Сегодня практически готовый комплекс небоскребов либо боготворят, либо ненавидят, но равнодушным он не оставляет никого. Тут царит особая атмосфера денег и успеха, создаваемая захватывающей панорамой из окон и тысячами людей с доходами выше среднего.
Почему небоскребы становятся все популярнее среди застройщиков и покупателей
Начиная с 2013 г. каждый проект нового небоскреба обсуждается на архсовете. При этом учитывается множество различных факторов, включая инсоляцию, архитектурное направление и пр. Поэтому достаточно часто проекты отправляются девелоперам на доработку, что, надо отметить, не способствует снижению их интереса к идее. Это отчасти обусловлено тем, что число площадок, позволяющих реализовать масштабные проекты, прогрессивно уменьшается, а возможность существенно заработать, используя лишь небольшой участок земли, нравится всем.
Но под возведение свечек все чаще отводятся участки, выделяемые застройщикам в рамках редевелопмента промышленных зон. Таким образом стараются перекрыть агрессивность этой среды, но подобное окружение часто становится неприятным сюрпризом для покупателей жилых квадратных метров в башнях.
Ведь покупателей в небоскребах привлекают красивые виды, непосредственная доступность и развитость инфраструктуры. Поэтому стоимость квадратного метра прогрессивно растет по мере увеличения этажа. Поэтому нередко контраст между ожиданием и реальностью столь сильно бьет по впечатлению от покупки. Ведь большинство покупателей надеется получить захватывающий вид из окон на панораму Москвы, а вместо этого сталкиваются с непривлекательным видом на старые склады или производственные цехи. Наиболее ярко это несоответствие ощущают покупатели из Европы и Азии, которые и образуют большую массу покупателей апартаментов небоскребов. Ведь в их родных городах столь резких отличий между старым и новым жильем нет.
Кроме вида из окон, покупателей квартир и апартаментов в небоскребах привлекает и удобство жизни, в частности лобби. Некоторые утверждают, что с этой точки зрения популярные башни Москва-Сити уступают Бангкоку, другие же, напротив, замечают множество преимуществ в них и остаются целиком довольно организацией общественных пространств. Для многих владельцев апартаментов представляет большую ценность возможность попасть на рабочее место за считаные минуты, просто воспользовавшись лифтом, а после окончания трудового дня спуститься еще на несколько этажей и провести полноценную тренировку в спортзале.
Высотное строительство в новой России
К идее в России вернулись уже после развала СССР: в 1995 году в Москве было построено здание «Газпрома» высотой более 150 метров, а с начала 2000-х подобных проектов становилось все больше и больше: гостиница «Триумф Палас» (57 этажей и 264 метра со шпилем), ЖК «Воробьевы горы» (более 40 этажей), ЖК «Алые паруса» (самый высокий корпус — 48 этажей), многофункциональный комплекс «Эдельвейс» (43 этажа), «Башня на Набережной» (61 этаж), «Башня столиц» (65) и т. д.
Первое, что приходит в голову при упоминании высотного строительства в России, — это, конечно, международный деловой центр «Москва-Сити». Гендиректор строительной компании «Концерн РУСИЧ» Борис Лесков отмечает, что это отдельная веха в столичном градостроительстве: в первой половине 1990-х, когда проект только начинали реализовывать, пришлось прибегнуть к помощи зарубежных специалистов, потому что у московских застройщиков не было никакого опыта в данной сфере.
Борис Лесков
генеральный директор ООО «Концерн РУСИЧ»
«Из-за более высокой себестоимости проектов рентабельность в «Москва-Сити» ниже, чем в целом по рынку, однако размер проектов выше. С точки зрения успешности бизнес-модели самыми успешными являются «Башня на Набережной» и «Город Столиц». «Москва-Сити» стала действительно центром притяжения бизнеса и капитала, но относительно коммерческого успеха проекта мнения у профессионалов рынка расходятся».
При этом эксперт отмечает, что жилые объекты здесь пользуются спросом — видовые квартиры реализуются достаточно быстро.
За пределами столицы небоскребы строили не так активно и всего в нескольких городах — Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Грозном. На Урале можно отметить башню «Исеть», которая входит во вторую десятку самых высоких зданий страны (52 этажа), небоскреб «Высоцкий» (54 этажа), торгово-деловой центр «Свердловск» (37 этажей и 151 метр по шпилю, пока не функционирует), ЖК «Февральская революция» (42 этажа), деловой дом «Демидов» (34 этажа).
В Грозном тоже есть свой «Манхэттен» — «Грозный-Сити», состоящий из семи высотных зданий — 40, 30, 28 и 18 этажей. Но планы у Чечни грандиозные: уже в следующем году здесь должно появится первое в России строение более чем на 100 этажей (если точнее — на 102). Им станет многофункциональный высотный комплекс «Ахмат-Тауэр» высотой 435 метров.
Консервативный и строгий Санкт-Петербург к высотному строительству никогда не тяготел, но именно здесь в 2019 году появился самый высокий небоскреб России и Европы — «Лахта-центр», который начнет работать до конца года. Его высота составляет 462 метра по шпилю, этажность — 87.
Что касается Нижнего Новгорода, то здесь за высотой как-то не гонятся, но тенденции есть: в Кузнечихе, на бульваре 60-летия Октября, два года назад построен дом на 26 этажей, в жилых комплексах «Гагаринские высоты» и «Анкудиновский парк» есть дома на 25 этажей, ЖК «Дом за Лентой» имеет аналогичную этажность. Конечно, по сравнению с небоскребами в 50 и больше этажей, они смотрятся более чем скромно, но для жилых объектов этажность весьма внушительная.
А вот высотных административных зданий в Нижнем не строят, хотя в 2008 году существовал проект «нижегородского Манхэттена». Он назывался Global Town и был представлен выставке недвижимости MIPIM-2008 в Каннах.
В Борской пойме, на площади более 3 тысяч гектаров, должны были построить центр международной торговли, оперный театр, гигантский развлекательный центр — словом, город будущего. Однако планы так и остались планами: в мире бушевал финансовый кризис, и инвесторы в проект просто не пошли.
Примерно в тот же период на пересечении улиц Бетанкура и Совнаркомовской намеревались построить многофункциональный район «Стрелка-Сити», где высотные здания должны были достигать 60 этажей. Причина провала проекта аналогичная — финансовые трудности.
Транспортная доступность
ММДЦ «Москва-Сити» задумывался для разгрузки исторического центра столицы. Поэтому он имеет неплохую транспортную развязку. В непосредственной близости расположены:
-
третье транспортное кольцо;
-
Звенигородское шоссе;
-
Кутузовский проспект;
-
Красногвардейский проезд;
-
Пресненская набережная.
Все дороги в районе «Москва-Сити» были реконструированы. Но проблема пробок в утренние часы остается все еще актуальной и требует поиска новых решений. Поэтому в ближайшем будущем планируется стройка новых дорог и многополосных скоростных трасс, которые будут соединять «Москва-Сити» с главными транспортными артериями города. Для парковки личного автотранспорта на территории комплекса есть подземные и наземные парковки.
Также добраться в «Москва-Сити» можно с помощью метро. На расстоянии 300–500 м от разных небоскребов расположены станции:
-
Выставочная;
-
Деловой центр;
-
Международная.
В «IQ-квартале» организован транспортно-пересадочный узел, помогающий быстро добраться в «Большое Сити» от аэропортов Шереметьево и Домодедово современной скоростной электричкой.