Что говорят подрядчики?
По словам Александра Добони, заместителя координатора Onur Group Ukraine, у компании очень большие ожидания от 2021 года.
«Если раньше у нас были сомнения, будет ли профинансировано дорожное строительство в той мере, в которой обещано, то в прошлом году компания удвоила объемы выполнения работ в Украине и в 2021 году ожидает результата не хуже. Судя по нашим объектам (Запорожский мост и бетонная дорога Н-31), перспективы на этот год очень хорошие», — прокомментировал ситуацию представитель турецкого подрядчика.
То, что темпы работ, как минимум, не будут сбавляться, анонсируют и в компании «Автомагистраль-Юг». По словам ее гендиректора Николая Тимофеева, украинские проекты компания сегодня рассматривает как фундамент для создания своего международного бренда.
«Миллиардные инвестиции, которые государство вкладывает в программу «Большое строительство», будут оправданы, только если жизненный цикл дорог будет длительным. Наша мотивация простая — мы выстраиваем репутацию нашей компании на много лет», — заявил он.
Представитель еще одного крупного подрядчика, группы компаний «Автострада», рассказал о том, что, согласно исследованиям, которые они заказывали в странах Европы и США, оптимальным количеством крупных игроков на рынке является около 5 компаний. В Украине, учитывая объемы работ и экономическую ситуацию, количество подрядчиков должно быть больше. «Но правильно было бы установить по определенным критическим объектам инфраструктуры экспериментальные правила для конкретного перечня участников рынка. Для государства это было бы гарантией, что она получит объект в срок и качественно», — отметил Дмитрий Троекуров, заместитель гендиректора группы компаний.
Позитивные тенденции в дорожном строительстве отметил и совладелец дорожно-строительной компании группы RDS Юрий Шумахер.
«Дорожники впервые увидели комплексный план дорожного строительства с 2020 по 2023 год и смогли составлять свои инвестиционные планы», — констатировал он. Приоритетом сотрудничества бизнеса и государства на будущий год он назвал приближение законодательной базы к реалиям дорожного строительства, чтобы избежать ситуаций с удорожанием проектов и увеличением сроков строительства после разработки проектной документации по результатам тендеров.
Из подсудимых — в чиновники
«Вести» неоднократно писали о злоупотреблениях со стороны «Киевавтодора», которые касались некачественного выполнения его обязанностей, увеличения объемов выполненных работ. Открыто говорило о миллионных хищениях на этом предприятии и руководство Генеральной прокуратуры.
Одним из фигурантов громкого коррупционного скандала является экс-замглавы «Киевавтодора» Валентин Осипов. В 2018 году Шевченковский суд даже избрал ему меру пресечения в виде домашнего ареста, а следом в сентябре того же года Голосеевский суд наложил арест на его имущество. Но спустя несколько месяцев мера пресечения была изменена на личное обязательство, а в конце того же года апелляционный суд снял арест с имущества.
Теперь же Осипов получил повышение. А 28 декабря 2019 года, согласно распоряжению мэра Киева Виталия Кличко, он занял должность директора департамента транспортной инфраструктуры — органа, который, по сути, контролирует деятельность «Киевавтодора». На сегодняшний день Осипов проходит как обвиняемый по статье «Легализация доходов, полученных преступным путем». Ближайшее заседание по этому делу запланировано на 16 марта.
«Вести» попросили прокомментировать ситуацию в КГГА и в «Киевавтодоре», но там нам ответили, что не смогут оперативно дать ответ. Но как только он появится — мы сразу же его опубликуем.
Эксперты ОНФ разъяснили гражданам, кто должен ремонтировать дороги во дворах многоквартирных домов
В Общероссийский народный фронт поступают вопросы от жителей разных регионов, которые обеспокоены плохим состоянием дворовых территорий – дорог во дворах многоквартирных домов. В связи с этим эксперты ОНФ подготовили ответы на самые распространенные обращения по этой теме. Они разъяснили, кто в ответе за качество внутридворовых дорог и что делать жильцам, чтобы включить территории в планы ремонта.
В отличие от федеральных или региональных трасс с дворовыми дорогами дело обстоит немного сложнее. Здесь также появляются ямы и прочие разрушения. Но жители часто не знают о том, куда им обращаться со своими проблемами.
«Прежде чем добиваться ремонта дороги во дворе, нужно понять, кто ее хозяин. Она вовсе не обязательно принадлежит городу, а может являться частью общей придомовой территории. В таком случае муниципалитет не обязан заниматься ее содержанием и ремонтом. Первым делом нужно ознакомиться с техническим паспортом жилого дома. Это поможет выяснить границы придомовой территории и ее собственника», – рассказывает модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги», координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев.
Он пояснил, что данные кадастрового учета можно посмотреть на сайте или обратиться для этого в местную администрацию. Если окажется, что к общедомовой территории эта дорога не относится, жаловаться на ее состояние и требовать ремонта нужно в администрации населенного пункта. Если же дорога входит в придомовой участок, она относится к общей долевой собственности дома, а значит, за ее ремонт отвечает управляющая компания. В такой ситуации необходимо отправлять обращение в свою управляющую компанию. Но, как известно, управленцы далеко не всегда хотят заниматься этим вопросом. Поэтому, если компания отказывается проводить ремонт, пора обращаться в прокуратуру. Также можно оставить обращение на сайте Государственной информационной системы ЖКХ.
Эксперты ОНФ заметили, что вопросы ремонта дворовых территорий между жильцами, управляющими компаниями и местными чиновниками решаются довольно сложно.
«Здесь многое зависит от добросовестности конкретной управляющей компании или местной администрации. Так что исход проблемной ситуации может быть совершенно непредсказуемым, и каждая из них требует отдельного разбирательства», – сказал Васильев.
Он пояснил, что есть и еще один способ отремонтировать дорогу в своем дворе, а также реализовать свой дизайн-проект благоустройства. С 2017 г. действует проект «Формирование комфортной городской среды». В минимальный перечень работ по благоустройству в рамках этого проекта входит ремонт дворовых проездов, установка скамеек и урн, освещение дворов. Могут включаться и другие работы, которые выбирает сам регион. В список дополнительных входит оборудование детских и спортивных площадок, парковок, озеленение территории и так далее. Стать инициаторами дополнительного благоустройства могут сами жители, предприниматели, арендующие или купившие помещения в домах поблизости, а также общественные организации. Заинтересованные лица принимают в этом трудовое или финансовое участие.
«Всю необходимую информацию о работе данного проекта в своем регионе, необходимых документах и сроках подачи заявок граждане могут найти на сайте администрации своего муниципалитета», – подытожил Васильев.
Стартуем в марте
Чтобы решить, что и как нужно изменить, дабы дороги стали качественными и безопасными, на прошлой неделе состоялась стратегическая встреча, на которой присутствовало руководство страны, представители «Укравтодора», бизнеса и общественности.
«С 1 марта 2020-го мы начинаем мощный проект «Большое строительство», — заявил президент. — Мы хотим качественно соединить все уголки нашей страны: восток, запад, север, юг. Очень хочется, чтобы мы могли путешествовать по украинским дорогам комфортно и безопасно. Нам нужно разрушить миф о том, что Украина и хорошие дороги — это несовместимые вещи».
Решено, что в 2020 году дорожное строительство становится государственным приоритетом. Поэтому финансирование работ будет осуществляться из разных источников: из Дорожного фонда, средств под государственные гарантии и вложений Международных финансовых организаций (МФО), а также денег, которые Украина получила от «Газпрома» по решению Стокгольмского арбитража.
«У нас есть четкое понимание, что финансирование дорожных работ является именно инвестиционным проектом, который открывает новые возможности — как для международных инвесторов и подрядчиков, так и для украинских. Ведь хорошие дороги — это уверенное будущее, вклад в развитие регионов и фундамент для комфортной жизни в нашем государстве», — отметил премьер-министр Украины Алексей Гончарук.
Амбициозная цель в этом году — обновление более 4 тыс. км дорог государственного значения. И уже через месяц стартует строительство более чем 60% запланированных маршрутов, а в период с мая по ноябрь текущего года запланирована действительно историческая интенсивность дорожных работ.
«Наши действия довольно просты: подтверждение финансирования, объявление тендеров, авансовые платежи подрядчикам — и начало работ. Сейчас мы устраняем излишний бюрократизм в ценообразовании, привлекаем к работе международных экспертов по оценке качества и согласовываем политику с Антимонопольным комитетом. Мы не имеем права потерять этот год из-за определенных процедурных нюансов», — отметил глава «Укравтодора» Александр Кубраков.
По его словам, старт крупного строительства запланирован на 1 марта 2020 года. На первом этапе начнется внедрение тех проектов, которые уже находятся в переходном состоянии, по которым уже прошли тендеры или которые определены в рамках сотрудничества с МФО. С 1 апреля по 1 мая стартуют проекты, которые сейчас находятся на этапе тендерного отбора, в процессе проектирования или проходят государственную экспертизу. В итоге, в течение трех месяцев должны стартовать все основные дорожные стройки года. Интенсивное строительство и ремонт дорог государственного и местного значения в Украине продлится до ноября.
Сбросились и сделали
В Ивано-Франковской области прошла волна латания дыр на дорогах сельского значения своими силами. Первыми подали пример в селе Загвиздя Тисменицкого района, население которого насчитывает около 4 тысяч человек. Подтолкнуло селян к крайним мерам безразличие местной власти к тому, что в их село из-за ужасного состояния дороги отказывались приезжать скорая, таксисты, а также были проблемы с общественным транспортом.
«Прошлым летом терпение людей оборвалось, и решили чинить главную дорогу самостоятельно, своими силами, за собственные средства. Потому что нас все время кормили завтраками как в райадминистрации, так и в облгосадминистрации, говорили, что пока денег на ремонт нет, ждите», — рассказывает «Вестям» сотрудник сельсовета Мария Гладиш.
При этом, как отмечают в Загвиздянском сельсовете, проблема с плохим состоянием дорожного покрытия в их селе возникла не вчера, она накапливалась десятилетиями. Своими силами проводились точечные работы по латанию ям. Но если еще в теплое время года это было сносно, то с каждым годом после таяния снега появлялись еще большие ямы.
«Громада собрала около 200 тыс. грн. Сдавали кто сколько мог. Купили асфальт и все необходимое. Заказали технику и до холодов и дождей сделали около 7 км. Вы не представляете, но на работу вышли и мужчины, и женщины. Мужчины клали асфальт, женщины готовили обед. Все старались, делали на совесть, а не для галочки. Да, переживали, как будет, когда снег сойдет, но ничего — стоит. Зато другая дорога по селу рассыпалась после этой зимы. Уже понимаем, что если мы ее не сделаем, то никто нам ее не сделает», — говорит Мария Гладиш.
Как подчеркнула сотрудница сельсовета, теперь в их село заезжает транспорт, что облегчило жизнь. И уже можно не опасаться, что в экстренном случае откажется ехать скорая или пожарная.
По примеру соседей пошли и в селе Новица соседнего района. На ремонт дорожного полотна, что ведет от села к трассе, сбросились всем миром. Дорога стоит на балансе облавтодора и имеет уровень регионального значения, но там с ремонтом не помогли. При этом, как отмечают сельчане, больших средств ремонт не потребовал. Как подсчитали местные жители, ремонт 1 км обошелся им в 2 тыс. грн, а всего надо было починить 3 км. Энтузиасты закупили холодный асфальт, заправили газовые баллоны, взяли в руки кувалду, паяльную лампу и виброплиту, изучили технологию у специалистов — и за день все сделали.
Жилые районы проезжей части
Типы проезжей части
- Вулица / улица, наиболее распространенный и универсальный тип проезжей части в населенных пунктах с более широким распространением английского аналога
- Шосе — широкая дорога, построенная для высокоскоростного движения на большие расстояния с ограниченным количеством точек доступа водителей; общедоступная дорога, особенно главная дорога, соединяющая города или поселки
- Проспект — широкая, длинная и прямая дорога в больших городах.
- Бульвар, живописная широкая дорога, например бульвар
- Набережная, проезжая часть вдоль берега или берега водоема (т.е. моря, реки или озера)
- Объездна / Кильцева, проезжая часть города
- Провулок, переулок, небольшая проезжая часть, например переулок
Самые плохие дороги Украины
Если очень сильно постараться, то от западной до восточной границы страны на автомобиле можно проехать за сутки, если устраивать комфортные ночевки, то за два дня.
Протяженность Украины с запада на восток составляет 1316 км, а если передвигаться по автомобильным дорогам, расстояние увеличиться на 200 км.
По сравнению с РФ такие расстояния мало что значат. Но все меняется, когда не смотришь на карту дорог, а реально по ним едешь. Безусловно, в стране достаточно небольших отрезков трасс с очень хорошим, качественным асфальтом, но их катастрофически мало.
По словам министра инфраструктуры Украины, 90% автомобильных дорог страны нуждаются в капитальном ремонте. Ситуация иногда доходит до абсурда, когда чиновники годами не могут определить, кто отвечает за дорогу – областное начальство или Укравтодор, дорогу списывают с баланса одного ведомства на другое.
Систематического строительства в стране нет, с 2014 года капитально отремонтировано всего 7 000 км дорог национального и международного значения – это меньше 10 % от общего количества аварийных трасс.
Вместо вывода
Все понимают, что строительство дорог невозможно без систематического государственного финансирования и строгого контроля. Если сравнивать дороги России со стандартом – например, автобанами Германии, можно смело поставить оценку «пять» по десятибалльной шкале, т. е. работать есть над чем.
Но если брать дороги Украины, то оценки больше, чем «три с маленьким плюсом» трассы не заслуживают. Те небольшие десятки километров отличных дорог, которые встречаются на отдельных участках, только обескураживают.
Видео о плохих дорогах:
Перечень международной сети автомобильных дорог категории Е в Украине
Европейские маршруты являются частью международной сети дорог категории E , маршруты которой проходят не только по всему европейскому континенту, охватывая такие отдаленные районы, как Британские острова , но также и части азиатского континента, такие как Средняя Азия , Кавказские горы и Азия. Незначительный . Европейские маршруты в Украине в основном проходят по сети международных украинских маршрутов, известной как M-network.
Международная сеть автомобильных дорог категории E в Украине
В списке ниже на зеленом фоне указаны основные маршруты. Это либо те, которые заканчиваются нулем (0) или пятью (5)
Обратите внимание, что нечетные числа имеют направление север-юг, а четные числа — восток-запад. На красном фоне показаны устаревшие маршруты
Шоссе | Местные маршруты | Длина по Украине | Ноты |
---|---|---|---|
E 38 | P 65 | 37 км | Кратчайший |
E 40 | П 10 — М 06 — М 03 — М 04 | 1334 км | Самый длинный |
E 50 | М 08 — М 06 — М 12 — М 04 — М 03 | ||
E 58 | M 08 — M 06 — P 54 — M 23 — P 55 … (Молдова) … M 16 — M 14 | ||
E 81 | P 54 — M 23 — P 55 / DN1C | 41 км | |
E 85 | П 19 — М 19 | ||
E 87 | П 15 | ||
E 93 | Поменял на E 95 | ||
E 95 | M 01 — M 05 (Турция) | 692 км | паромное сообщение в Одессе |
E 97 | М 17 (Россия) | 423.6 км | Паром через Керченский пролив |
E 101 | M 01 — M 02 | ||
E 105 | П 18 — М 20 | 777 км | |
Вспомогательные маршруты | |||
E 372 | M 09 | 62,5 км | |
E 373 | M 07 | 486,5 км | |
E 381 | Киев — Глухов | ||
E 391 | Глухов (такой же, как Е 101 ) | 169 км | |
E 471 | M 06 | 221 км | |
E 573 | M 06 | 26 км | |
E 577 | Поменял на E 584 | ||
E 581 | M 16 | 58,7 км | |
E 583 | П 21 | 246 км | |
E 584 | П 13 — М 12 — М 04 — М 22 | 507 км |
Ноты:
Трасса E 471 полностью расположена в пределах Украины.
Транспортные коридоры
Европейская маршрутная сеть создает несколько важных транспортных коридоров, известных как панъевропейские коридоры, включая такие, как Гданьск — Одесса , Евразия, Европа-Азия, ЧЭС и другие. Есть предложение создать кольцевую дорогу вокруг Черного моря , проходящую через Крымский полуостров .
В системе панъевропейских коридоров в Украине есть коридоры III ( Брюссель — Дрезден — Краков — Киев ), V ( Венеция — Будапешт — Львов — Киев ), VII ( река Дунай ) и IX ( Хельсинки — Санкт-Петербург). — Гомель — Киев — Кишинев — Бухарест — Фракия ).
Что именно будут строить и ремонтировать?
Детализировал планы глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины Александр Кубраков.
Приоритетными объектами дорожного строительства в текущем году станут:
— трасса Н-31 Днепр-Решетиловка (завершение строительства);
— продолжение строительства автомагистрали в Запорожье (включая мосты через Днепр);
— начало строительства моста через реку Днепр в Кременчуге;
— трасса М-30 Стрый-Изварино;
— маршрут Киев-Кишинев со строительством моста через Днестр и открытием совместного пункта пропуска на госгранице.
«У нас есть амбиция в этом году завершить строительство моста в Запорожье», — подчеркнул Кубраков в ходе презентации планов на год.
Международные автотрассы, продолжение ремонта и строительство которых «Укравтодор» планирует в 2021 году:
— М-03 Киев-Харьков-Довжанский;
— строительство южного обхода города Днепр;
— М-04 Знаменка-Луганск-Изварино;
— М-06 Киев-Чоп;
— М-07 Киев-Ковель-Ягодын;
— М-12 Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка;
— М-13 Кропивницкий-Платоново;
— М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск;
— М-18 Харьков-Симферополь-Ялта;
— М-19 Доманово-Ковель-Черновцы-Тереблече;
— М-21 Выступовичи — Житомир — Могилев-Подольский;
— М-22 Полтава-Александрия.
Всего планируется обновить и построить 1025 км международных автодорог, 1363 км национальных, 904 км региональных и 1206 км территориальных дорог.
«Почти 72% местных дорог в своей жизни ни разу не видели усовершенствованных жестких капитальных покрытий — то есть афсальто- и цементобетона. Львиная доля их — это грунтовые, гравийные или так называемые «черные шоссе» — битум или деготь со щебнем. Привести эти дороги в надлежащее состояние с помощью поточного среднего ремонта просто невозможно. Это будет либо капитальный ремонт, либо реконструкция», — отметил Олег Варивода, экс-глава Службы автомобильных дорог Одесской области.
Кроме того, на 2021 год намечен старт реализации нескольких мегапроектов.
Первый — начало строительства 150-км Киевской обходной дороги. «В середине этого года у нас завершается проектирование первых двух участков Киевской окружной дороги, и мы начнем строительство», — заявил Александр Кубраков. Еще по трем участкам готовится тендер на проектирование.
Второй — строительство 250 км дорог к пограничным пунктам и открытие двух новых совместных пунктов погранконтроля — с Польшей и Молдовой.
Программа развития цементобетонных дорог предусматривает строительство 37 км «бетонки» на трассах, работы на которых уже ведутся (Н-31 Днепр-Решетиловка и Н-14 Кропивницкий-Николаев) и 300 км новых бетонных дорог (в рамках трасс Р-55 Одесса — Вознесенск — Новый Буг, М-28 Одесса-Южный, М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск).
Карта отремонтированных дорог Украины
Карта восстановленных дорог Украины. Черным помечены готовые участки, а желтым – запланированные на 2019 год.
Как отметил министр, в рамках принятой стратегии до 2022 года, все областные центры Украины будут соединены качественными дорогами. И здесь стоит отметить новый транспортный коридор GO Highway, строительство которого идет полным ходом.
Качество восстановленных дорог проходит обязательный контроль два раза в год. А на выполненные работы дается гарантия на 3, на 5 или на 10 лет.
Финансирование дорожной отрасли растет. Так, если в 2018 году дорожный фонд составил 42,5 млрд грн, то в 2019 он возрастет до 50,1 млрд. грн. Как отметил Владимир Омелян, если мы хотим, чтобы украинские дороги были как в Польше, то и финансировать их надо также. Для примера, бюджет польского автодора в 2018 году составил 200 млрд грн. И это притом, что общий километраж дорог в этой стране меньший, чем у нас.
Глава «Укравтодора» рассказал, какие региональные дороги планируют отремонтировать в этом году
В каждой области должно происходить масштабное строительство.
В 2020 году в Украине планируют «сшить» новыми дорогами крупные города и даже опорные школы и больницы в областях.
Об этом во время презентации плана «Дороги UA-2020» рассказал глава «Укравтодора» Александр Кубраков.
Он отметил, что главным проектом года будет строительство скоростного бетонного шоссе Днепр – Решетиловка. Также в планах полное восстановление дороги-долгостроя Киев – Харьков.
Особенно он заострил внимание на восстановлении уничтоженной трассы Кропивницкий – Николаев. Кубраков добавил, что он лишь точечно останавливается на некоторых важных шоссе, ведь ранее уже были названы дороги, которые запланировано построить или отреставрировать 2020 года
Он озвучил, что в каждой области будет проходить масштабное строительство.
Также было озвучено, что «Укравтодор» возобновит ряд кольцевых дорог вокруг областных центров или важных городов. Еще одним шагом станет создание проектной документации для обхода Борисполя.
Кубраков вспомнил и ситуацию с мостами в Украине. В частности, он упомянул, что запорожские мосты будут переданы на баланс «Укравтодора», что позволит их интенсивно ремонтировать. Также будут предприняты шаги для возведения нового. Относительно города Николаев, то здесь запланировано восстановление старого моста и готовится финальный проект сотрудничества с японским агентством по строительству нового путепровода.
Еще один важный проект, по словам Кубракова, мост в 30 километрах от Кременчуга, который позволит разгрузить город от транзитного транспорта. Вместе с тем, будут осуществляться шаги для восстановления старого переезда через Днепр в пределах населенного пункта.
В завершение глава «Укравтодора» добавил, что будет усилен контроль за подрядчиками, чтобы они более ответственно выполняли работы. Среди прочего в ведомстве планируют устанавливать на всю строительную технику GPS-трекеры. Также компании хотят заставить подписывать договора о финансовом покрытие гарантий.
Кубраков озвучил, что амбициозный план на 2020 год – это 6,5 тысячи километров отремонтированных дорог.
Ранее упоминалось, что «Укравтодор» планирует привлечь кредитные средства на ремонт трасс. Для дополнительного финансирования дорожной отрасли в Украине могут выпустить еврооблигации.
Просто сейчас презентация планов работы Укравтодора — Дороги UA 2020.
Опубликовано Алексей Гончарук — Премьер-министр Украины Понедельник, 27 января 2020 г.
На дороги в Украине в 2019 году потратят 56 миллиардов: сколько достанется Одесской области
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время заседания Кабинета Министров Украины заявил, что в 2019 году в бюджет Украины заложат 56 млрд. грн. на выполнение дорожных работ. По текущему курсу это означает примерно 2 миллиарда долларов.
«Следующий год – на дорожное строительство будет выделено 56 млрд. грн. На местные дороги – 17 млрд. грн. И я требую, чтоб за каждую гривну отчитались перед гражданами», – сказал глава правительства.
В 2018 году на дорожные работы из бюджета выделили 47 млрд. грн., из них 11,5 млрд. направили на местные и коммунальные дороги. «Я напоминаю, что с 2005 по 2013 год государственный долг возрос на 50 млрд. долларов, однако за этот период, кроме подготовки к Евро-2012, дороги не строились. Мы получили руину. И как бы не было тяжело, мы нашли 47 млрд. гривен, из которых 11,5 были направлены на местные дороги. И теперь нужна ответственность», – сказал Владимир Гройсман. По его словам, каждая гривна, выделенная Правительством Украины на дорожные работы должна вкладываться в качественное покрытие, исполнение программ безопастности движения и строительство удобной инфраструктуры.
Владимир Гройсман заявил, что результаты проверок Госаудитслужбы будут обнародованы и отправлены в правоохранительные органы – для дальнейшего анализа и принятия решений. По словам Премьер-министра, картина выполнения дорожных работ по стране – неравномерная. В одних регионах планы выполняются на 100%, в других – не более чем на 20%.
«Это бесхозяйственность и неспособность заниматься не только ремонтом дорог. Нужно усиливать местную власть и быть требовательным к ее работе», – заявил Гройсман.
Нужно отметить, что значительная сума бюджетных вливаний идет на так называемый «текущий» ремонт дорог, который проводится без оформления проектно-конструкторской и сметной документации. Это и есть пресловутое «латание ям». При таком ремонте есть значительное поле для правонарушений – кто же будет учитывать, сколько на самом деле потратили асфальта и других материалов?
Но это еще не все. Часто выбор дорог, которые подлежат ремонту, выбирается чиновниками не по их состоянию и значимости, а по бюджетному финансированию – делаем то, на что хватает денег. В результате качество и так плохих региональных дорог с каждым годом ухудшается и ухудшается. Ярким примером является дорога Р – 33 в Одесской области, которая начинается у Кучургана и заканчивается в Балте. Местные жители требуют ремонта этой дороги уже 11 год. Акции протеста переросли даже в перекрытие этой трассы, по которой невозможно ехать со скоростью более 10 – 15 км. в час. Однако чиновники Одесской ОГА ничем порадовать жителей не могут – средств на ремонт дороги на 2018 год не предусмотрено.
Хотя ежегодно на ремонт автодорог в Украине выделяется все больше и больше средств, изношенность этой инфраструктуры оценивают в 95 – 97%. Причин такого состояния множество – он недофинансирования до проезда по дорогам слишком тяжелого транспорта.
Эксперты из «Украинского института будущего» предлагают перейти Украине на строительство цементно-бетонных магистральных автодорог. По хи словам, в странах ЕС цементно-бетонные дороги составляют не менее трети всех новопостроенных или реконструированных дорог. В Украине таких дорог всего около 1,4% всей протяженности.
Одна из особенностей цементно-бетонных дорог – им, в отличии от асфальто-бетонных, не нужен ямочный ремонт. Да и срок службы их гораздо больший – до капитального ремонта они служат 20 лет, в то время как традиционные нуждаются в капитальном ремонте уже через 9 лет. Если в свое время цементно-бетонные дороги были значительно дороже асфальто-бетонных, теперь их цена сравнялась – это связано в первую очередь с подорожанием нефти. Более того, по словам экспертов «Украинского института будущего», цементно-бетонные дороги на 40% экономичнее традиционных, если учитывать не только стоимость сооружения, но и т.н. «стоимость владения», которая учитывает и эксплуатационные расходы.
Однако мышление чиновников и мышление чиновников, как говорят у нас в Одессе – «две большие разницы». Использование менее устойчивого к нагрузками и температурному режиму асфальто-бетонного покрытия ежегодно дает возможность выделять миллиарды гривен на текущий ремонт автодорог. Ну, а тут традиционно есть возможность «договорится»… И так, подводя итог можем сказать – хотя в 2019 году на ремонт дорог и выделят рекордную сумму в 56 млрд. грн., общее состояние автомобильных дорог вряд ли улучшится…