Беспилотные машины уже ездят по москве. прокатились на авто под управлением робота-педанта

Совсем, как человек

И всё же человеку всегда хочется создать что-то себе подобное, единомышленника, друга — отсюда все эти, созданные в последние годы роботы, имитирующие наш голос. Поэтому в компаниях Land Rover и Jaguar сразу решили не изобретать велосипед и не придумывать новых правил для беспилотных авто, а наоборот, поняли, что мозг бортового компьютера должен быть приближен к человеческому. Таким образом, человеку будут лучше понятны действия беспилотного автомобиля и довериться ему будет проще. Поэтому даже проводили специальные тесты, где смотрели на реакцию автолюбителей в разных дорожных ситуациях, для того, чтобы беспилотный автомобиль действовал всё же естественно, и казался надежным человеку.

Полная автономия

Россия к началу 2023 года должна быть полностью готова использовать на дорогах общего пользования беспилотные автомобили для перевозки людей и грузов без инженера-оператора в салоне. Это предусматривает дорожная карта поэтапного внедрения в стране беспилотников, разработанная «Яндексом» и Сбербанком при участии «ГАЗа» и «КамАЗа». В апреле документ был направлен в профильные министерства, «Известия» ознакомились с ним.

Предложенный компаниями план мероприятий для постепенного внедрения в стране высокоавтоматизированных транспортных средств (ТС) состоит из трех этапов, включающих 27 пунктов.

До октября этого года предлагается внести правки в постановление правительства 1415, чтобы расширить возможности тестирования таких машин. Испытывать их на закрытых территориях можно будет уже без человека в салоне (сейчас это обязательное условие). Также предлагается разрешить коммерческую эксплуатацию, например, в качестве такси, но с оператором на водительском сиденье.

Беспилотные-2

Тест-драйв беспилотного автомобиля StarLine в «Сколково»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В «Яндексе» ранее говорили «Известиям», что, «если мы хотим сохранить высокие темпы развития технологии, новые возможности для этого должны появляться уже сейчас».

К сентябрю предполагается внести в Госдуму законопроект, который подробно опишет права и обязанности всех участников процесса.

До конца года также планируется разработать и принять рекомендации по расследованию ДТП с полностью автоматизированными ТС и согласовать стандарт по передаче данных между автомобилем и инфраструктурой (V2X). Кроме того, в этом году предлагается создать в стране не менее двух тестовых зон с покрытием 5G для испытания полностью беспилотных машин.

Заработать на MaaS

Беспилотные легковые авто и общественный транспорт должны стать основой для реализации новой парадигмы MaaS — «мобильность как услуга».

«Мы входим в эпоху цифровой экономики, меняются подвижность, экономический уклад, отношение к своему времени и к перемещениям. Мы живем в эпоху, когда переходим от владения к использованию», — рассказывает Владимир Швецов, генеральный директор ООО «А+С Транспроект».

По оценкам ABI research report, мировой рынок MaaS является одним из наиболее перспективных, причем на нем отсутствуют явные лидеры. По прогнозу, объем рынка к 2030 году может составить около $1 трлн. В среднем он будет расти на 28% в год. В 2017 году его объем оценивался в $39 млрд.

«Все страны находятся сегодня на одинаковом уровне непонимания, что такое MaaS, как это работает и как на этом можно заработать. У нашей страны и нашего бизнеса есть возможность занять значительную нишу на этом рынке», — уверен Владимир Швецов.

Автобус к двери дома

По мнению экспертов, MaaS — это способ сгладить противоречия, существующие сегодня в сегменте личного и общественного транспорта. Это возможность перейти от концепции владения к концепции частно–общественного транспорта.

Отдельные элементы MaaS видны уже сейчас — это развитые сервисы каршеринга или шеринга велосипедов в мегаполисах. В мире, по данным UC Berkeley, парк каршеринговых автомобилей вырос с 12 тыс. авто в 2006 году до 214 тыс. в 2017–м.

Руководитель рабочей группы «Пассажирский транспорт общего пользования» Ассоциации транспортных инженеров, профессор Санкт–Петербургского государственного архитектурно–строительного университета Андрей Горев согласен, что MaaS — объективная тенденция развития мобильности. Она уже есть и будет расширяться качественно и количественно независимо от дорожной инфраструктуры.

По оценкам директора Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константина Трофименко, реальный рубеж появления беспилотного индивидуального и коллективного автомобильного транспорта — 2025–2030 годы. Многое будет зависеть от темпов создания соответствующей инфраструктуры — «умных» полос и парковок, технологии обмена данными и формирования связанных потоков, систем реакции на непредвиденные ситуации. Из преимуществ беспилотного каршеринга — длительность его полезной работы. Такое транспортное средство может перемещаться по городу и перевозить людей до 22 часов без перерыва.

Транспортные инженеры прогнозируют, что общественный транспорт также станет беспилотным и безопасным, подстроенным не под график движения, а под нужды потребителей. Прогнозируется появление к 2025 году беспилотных DRT (или Uber–автобусов) — чего–то среднего между такси и общественным транспортом, где пассажир будет доставляться прямо до двери, а не высаживаться на остановках.

«В России есть неплохие заделы по некоторым направлениям, в том числе в автомобилестроении, искусственном зрении, спутниковой навигации. Однако число отечественных патентов в данной области крайне невелико. И нужно также решить проблемы с транспортной инфраструктурой, содержанием дорог и низким доверием потребителей», — рассуждает Константин Трофименко.

Нужно помнить о ненадежности систем компьютерного зрения в беспилотных автомобилях. В компьютерном зрении есть несколько проблем: это автомобили, которые управляются людьми, пешеходы и даже животные, которые на дорогах ведут себя недетерминированно. Плюс возможное отсутствие освещения, плохое физическое состояние технических средств организации дорожного движения, сложный климат и погодные условия. Кроме того, если система компьютерного зрения основана на нейросетевом подходе, она подвержена оптическим иллюзиям.

Роман Душкин

заместитель генерального директора по интеллектуальным транспортным системам ООО «Войслинк»

В Европе основой MaaS считается общественный транспорт как наиболее управляемый и не разрушающий среду. В России прослеживается четкая тенденция к владению частным автомобилем, что в принципе нормально для эгоистичной человеческой натуры. В информационных аспектах к MaaS готовы все. Даже пенсионеры на остановках пользуются «Яндекс.Транспортом». К возможности перемещаться быстрее и дешевле люди готовы. Другое дело, что изменение сознания происходит не так быстро, а реалии должны совпасть с ожиданиями.

Андрей Горев

руководитель рабочей группы «Пассажирский транспорт общего пользования» Ассоциации транспортных инженеров

Неблизкое будущее

В начале апреля президент поручил собрать предложения ведомств и организаций по поводу внедрения в стране полностью беспилотных ТС. Они должны быть представлены в кабмин до 12 мая, главе государства — до 31 мая.

Предложения участников рынка в целом поддерживают в Минэкономразвития, следует из отзыва ведомства (есть у «Известий»). Там, в частности, считают возможным разрешить тестовую коммерческую эксплуатацию беспилотников с оператором за рулем. А после принятия разработанного Минэком законопроекта «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» — вообще без инженера в салоне. В качестве пилотных регионов «Яндекс» предлагает Москву и Подмосковье, Татарстан, Краснодарский край («Известия» писали об этой идее).

Замминистра экономического развития Оксана Тарасенко сообщила «Известиям», что ведомство участвует в проработке плана по выводу беспилотников на дороги во взаимодействии с Минтрансом. По ее словам, ключевую роль в развитии таких ТС будет играть федеральный проект «Искусственный интеллект», утверждение которого ожидается в ближайшее время.

Оксана Тарасенко добавила, что у России уже есть значительный опыт эксплуатации автономных ТС — беспилотники «Яндекса» прошли более 1 млн км.

В Минтрансе не сказали, поддерживают ли концепцию, предложенную участниками рынка. Но подтвердили «Известиям», что получили проект. Сейчас, по словам представителя ведомства, министерство готовит консолидированную позицию с учетом мнения других ведомств для передачи в правительство РФ.

Беспилотные

Тестирование беспилотного такси компании «Яндекс» в Москве

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Известия» также направили запросы в пресс-службы Минпромторга и МВД.

В НТИ «Автонет» (курирует внедрение беспилотных ТС) в целом поддержали предложения. Его представитель добавил, что пока рынок высокоавтоматизированных ТС в стране находится в «зачаточном состоянии», но уже есть потенциальные игроки и разработчики таких технологий.

Руководитель проекта транспортной инфраструктуры «Сколково» Кирилл Жанайдаров также положительно оценил подготовленную представителями отрасли дорожную карту. По его словам, в ней учтены все основные нюансы — от технических (создание опытных полигонов) до страхования ответственности.

— План впервые включает проработку самых сложных в нормативном плане для запуска беспилотников вопросов: распределения ответственности, разбор ДТП и нештатных ситуаций, — добавил главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин.

В тоже время Кирилл Жанайдаров считает сроки, обозначенные в дорожной карте, очень оптимистичными. Многие пункты предполагают внесение изменений в действующие либо разработку новых нормативных актов, что без специально созданного проектного офиса будет сложно реализовать за такое короткое время, сказал он.

Беспилотники требуют тщательной охраны цифровых данных

Главный вопрос заключается в том, кто станет регулятором, обладающим огромными объемами данных: информацией о маршрутах, автомобилях, персональными данными пассажиров. Актуальная проблема касается цифровой и личной безопасности, поскольку остановить беспилотный автомобиль можно с помощью определенных кодов.

В настоящее время доступ к подобной информации является предметом для обсуждений в рабочих группах на законодательном уровне Российской Федерации и в мировом сообществе.

«Развитие автономных систем вождения в России упирается в отсутствие нормативной базы, — объясняет Ия Гордеева. — Этим вопросом сейчас занимается НТИ «Автонет», есть целая дорожная карта по разработке различных регламентирующих актов в части передвижения беспилотного транспорта. Как только вся документация будет утверждена, в России можно будет регулировать данную сферу деятельности и технически, и юридически».

Игроки автотранспортного рынка убеждены, что автономное вождение окажет серьезное влияние на мировую экономику. Интересно, что технологию приветствуют далеко не везде: к примеру, Индия уже заявила о запрете поездок на беспилотных автомобилях, чтобы не усугублять локальную безработицу.

Как бы то ни было, сегодня роботизация происходит в большинстве промышленных и торговых отраслей, стимулируя обоснованные инвестиции в эту сферу, заключила эксперт.

Дарья Белова

Операционная система для беспилотника

Объявлено, что дочерняя компания Сбербанка в области беспилотных автомобилей будет называться Sber Automotive Technologies (SberAutoTech); cогласно официальному сообщению, она формируется на основе департамента Сбербанка SberDigitalAuto. Госбанк имеет гораздо более скромный опыт в развитии беспилотных технологий, к освоению этого рынка он приступил только в прошлом году, когда создал совместное предприятие с авторитетным российским разработчиком Cognitive Technologies под названием Cognitive Pilot. Но деятельность этого СП до сих пор была связана с узким сегментом решений для самоуправляемой сельскохозяйственной техники.

Однако сейчас Сбербанк всерьез берется и за массовые беспилотные автомобили. Как рассказали «Эксперту» представители Сбербанка, SberAutoTech планирует выпустить первые беспилотные автомобили на дороги общего пользования уже к концу текущего — началу следующего года. «SberAutoTech сфокусируется на создании новой платформы для автономных средств передвижения, а также автомобильной операционной системы, которая включает в себя продукты и сервисы, позволяющие существенно повысить безопасность и комфорт водителей и пассажиров, — рассказали в пресс-службе Сбербанка. — Тестовая эксплуатация решений на базе автомобильной операционной системы Сбербанка начнется в 2021 году».

Наблюдатели согласны, что разработка комплексных программных решений для беспилотной «экосистемы» могут быть сильным конкурентным преимуществом новой компании. «Самая сильная сторона бизнеса SberAutoTech — это доступ к кадровому резерву самого Сбербанка, который имеет большой портфель IT-проектов, и не только в финансовой сфере, — отмечает Валерий Емельянов. — SberAutoTech, скорее всего, будет фокусироваться не столько на самом автопилотировании, сколько на вспомогательном автомобильном софте для синхронизации бортовых систем с интернетом, с городскими сервисами, АЗС, гарантийными службами, автосервисами, ГИБДД и так далее. Ну а в дочерний бизнес компания выделена для того, чтобы повысить мобильность в принятии решений, сделать это подразделение более автономным, а руководство — более мотивированным на результат: выплачивать им бонусы предполагается акциями самой компании».

Представители Сбербанка отказались объявить сумму инвестиций в новую компанию. Однако наблюдатели сомневаются, что это сразу будут значимые суммы. «Размер инвестиций в SberAutoTech на первом этапе вряд ли будет большим, — продолжает Валерий Емельянов. — В свое совместное предприятие Cognitive Pilot Сбербанк и партнеры вложили порядка 30 миллионов долларов, или около 1,7 миллиарда рублей. Думаю, и в этот раз цифры будут сопоставимыми. Если проект “выстрелит” и его решат масштабировать, суммы могут вырасти кратно. А пока это, скорее, многообещающий стартап, у которого неплохие шансы внести свой вклад в построение систем типа “умный город”».

Как обстоят дела с беспилотными машинами в мире?

Наверное, одна из самых главных задач современного автомобильного мира – создание беспилотника с достаточно хорошими характеристиками. Но на деле сделать это далеко не так просто, как хотелось бы. Проблема отсутствия человека в автомобиле не решает массу непредсказуемых моментов. Плюс есть множество противников, которые боятся восстания машин и утверждают, что такой подход к поездкам на авто вскоре приведет к огромным жертвам, смерти на дорогах. Но дела обстоят не в угоду противникам. Можно отметить такие достижения:

  • уже к 2020 году одна из европейских компаний собирается запустить в работу фуры без водителей, такую технику сегодня разрабатывают ведущие компании в данной сфере;
  • сегодня в США и Японии продолжается введение беспилотников в аэропортах для перевозки пассажиров от места посадки самолета до выхода из здания и наоборот;
  • системы беспилотного вождения, которые устанавливаются в современные авто, усовершенствуются, многие из них могут порадовать невероятными характеристиками;
  • простые автомобили в автосалонах уже оснащены практически полноценными автопилотами, но их все еще нужно контролировать (преуспели в этом Volvo и Tesla);
  • коммерческая сфера грузоперевозок во всем мире начала активно интересоваться разработками беспилотных фур Илона Маска и других передовых личностей в этой сфере.

Среда беспилотных поездок остается одной из самых перспективных в сфере автомобилей. Если десять лет назад разработка эффективного и качественного электромобиля была таким преимуществом для производителя, то сегодня это автопилот. Интересно, что передовые компании вкладывают миллиарды, которые, похоже, никогда не удастся окупить. Вскоре технологии беспилотного вождения будут нормальным явлением для каждого концерна.

Беспилотные такси уже в России

Еще один пункт поправок разрешит использовать беспилотное транспортное средство для перевозки пассажиров на возмездной основе. На сегодняшний день единственное в Европе беспилотное такси — это снова автомобили от «Яндекса», перевозящие пассажиров на территории Иннополиса (Татарстан) бесплатно. Сейчас местный беспилотный флот насчитывает семь автомобилей.

В каждом есть специальный экран для пассажиров, на котором можно посмотреть, как машина видит других участников и как планирует свой маршрут. Уведомления на экране сообщают о причинах тех или иных маневров: например, что автомобиль сейчас останавливается, чтобы пропустить пешехода

Разработчики отмечают, что люди очень быстро привыкают к отсутствию водителя за рулем и уже в течение первой поездки перестают обращать внимание на руль и экран

Беспилотник на удалёнке3

Фото: ТАСС/Егор Алеев

«Поездки на беспилотных такси быстро стали привычной частью городской жизни. Пассажиры ездят на работу, в университет, в кафе или на стадион, возвращаются домой. Подавляющая часть пассажиров говорит, что привыкли к отсутствию водителя за рулем в течение первых минут. И если сначала такие поездки вызывали восторг и удивление, то сейчас пассажиры зачастую даже не смотрят на самостоятельно вращающийся руль и продолжают в дороге заниматься своими делами, не отвлекаясь на происходящее. Кроме того, в прошлом году к беспилотным такси в городе присоединились автономные роботы-доставщики. Они доставляют заказы из местных ресторанов в жилые дома и общежитие университета», — комментирует «Яндекс».

Эксперимент без испытателя

На днях на федеральном портале regulation.gov.ru был опубликован текст проекта поправок в постановление правительства РФ о беспилотном транспорте. Этот документ регламентирует передвижение машин с автопилотами по дорогам общественного пользования.

Поправки предлагают разрешить использование беспилотных ТС для перевозки пассажиров, пока в экспериментальном режиме. На первом этапе опытной эксплуатации инженер-испытатель страхует автопилот, находясь на пассажирском сиденье, а на втором присутствия контролирующего поведение машины человека в салоне вообще не предполагается. На этом же этапе рассматривается возможность использования автомобилей без водителя на дорогах общего пользования.

На сегодняшний день разработкой беспилотного транспорта в России занимаются несколько компаний. Самые активные — StarLine, «СберТех» и «Яндекс». Российский IT-гигант первым запустил в нашей стране тестирование беспилотников в 2018 году. Сейчас по столице передвигаются более 140 его автономных транспортных средств. С момента начала тестирования они уже проехали более 12 млн км.

Беспилотник на удалёнке4

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Так что же изменится в случае согласования поправок? Во-первых, эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования продлится до 1 марта 2025 года. В список регионов, в которых будут ездить беспилотники, добавятся Мурманская и Новосибирская область

Это важно для их проверки в условиях зимы

Во-вторых, официально будет введено определение человека, контролирующего беспилотник: «Оператор высокоавтоматизированного транспортного средства — физическое лицо, назначенное собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, осуществляющее мониторинг/контроль за его движением посредством удаленного доступа и имеющее возможность вмешательства в функционирование высокоавтоматизированного транспортного средства». Все действия оператора должны соответствовать Правилам дорожного движения.

Как работают основные функции машины без пилота?

Есть несколько сотен факторов, которые управляют современной машиной без водителя. Конечно, такой транспорт напичкан датчиками, каждый из которых управляет определенными деталями машины. Все здесь работает исключительно автоматически, все режимы зависят от особенностей окружающей среды. Ест интеллектуальный механизм, который сканирует знаки и разметку, есть датчики приближения объектов со всех сторон. Вождение имеет несколько важных основ:

  • автомобиль управляется движением по конкретной полосе, при съезде на обочину с дороги авто останавливается и самостоятельно возвращается на утерянный путь;
  • реализован фактически искусственный интеллект, который способен быстро и активно сканировать ситуацию на дороге на многие десятки метров вокруг, реакция незамедлительная;
  • если впереди на дороге появится препятствие, беспилотный автомобиль быстрее сможет затормозить, чем это сделает любой человек, машина способна предсказывать выход людей на дорогу;
  • реализованы функции превентивных объездов людей и велосипедистов на дороге с определенным запасом, всегда производится сканирование боковых зон и встречной полосы;
  • безопасность поездки такого автомобиля оказывается намного выше безопасности передвижения человека за рулем, так как водитель может уснуть или плохо среагировать.

Конечно, такое количество датчиков и функций требует определенных затрат энергии, поэтому аккумуляторы в машинах огромные. Они требуют определенной подпитки, что увеличивает и расход ресурса. Но за счет разумных решений «водителя» расход топлива часто удается сократить на 10-20% в сравнении с живым водителем. Так что технология придется по вкусу корпорациям и представителям бизнеса в любой сфере, где нужны перевозки.

Рынок — резиновый!

В России есть еще порядка двух десятков команд, занятых разработкой систем автономного управления наземным транспортом. Они находятся на разных этапах развития технологий, в основном имеют лишь несколько тестовых моделей, но при удачном стечении обстоятельств вполне могут рассчитывать на свою долю. «Учитывая огромные перспективы рынка, любая компания, начинающая работать сегодня, будет расти вместе с рынком», — говорит Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great в РВК.

«Это венчур в классическом понимании: высокорисковая сложная область, если здесь удастся заработать, то очень много. О конкретных сроках и суммах говорить сложно, но можно посмотреть на технологических лидеров прошлых периодов: как росли Apple, Google и другие», — отмечает Дмитрий Филатов (Sistema_VC).

Многие из небольших отечественных команд уже готовы к коммерциализации технологии в нишевых сегментах. НПО «Старлайн» вывело на дороги общего пользования в Санкт-Петербурге два робомобиля, которые умеют определять локализацию машины в пространстве, детектировать объекты и строить маршруты. Параллельно компания работает над созданием цифровой модели дорог и ее интеграцией в интеллектуальную транспортную систему города (ИТС). Таким образом, по мнению разработчиков, будет решена задача прогнозирования ситуации на дорогах.

«ИТС с помощью детекторов транспорта отслеживает местоположение автомобилей, понимает разрешенное направление движения. Она обладает высокими вычислительными мощностями, чтобы просчитать траектории всех участников в реальном времени. Рассчитав траектории, инфраструктура передаст эту информацию беспилотному автомобилю, который на основании этих данных поменяет маршрут, остановится или предпримет другие необходимые действия. В таких нишах, как транспортировка грузов в помещениях складов или перевозка персонала на закрытых территориях крупных предприятий беспилотные, технологии StarLine как коммерческий продукт готовы и выходят на рынок», — рассказал Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine».

КамАЗ разрабатывает несколько моделей беспилотных грузовиков грузоподъемностью от 30 до 120 тонн для использования в карьерных перевозках. Кроме того, в компании создан модуль автономного управления автомобилем — надстройка «Аватар», с помощью которой грузовик можно сделать беспилотным при условии соблюдения определенных технических характеристик. Тест-драйвы КамАЗы-роботы проходят на Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО, Гыданский полуостров), их пробег — 2500 километров.

ГАЗ имеет две модели беспилотных автомобилей, созданных на базе электробусов «ГАЗель Next», которые способны самостоятельно определять стационарные и динамические препятствия на маршруте. Компьютер проводит оценку возможности пересечения траекторий автомобиля и препятствия, в зависимости от выбранного сценария машина совершает безопасный маневр либо останавливается, при необходимости с использованием экстренного торможения. Дорогостоящие лидары не используются, вместо них — навигационные системы GPS/ГЛОНАСС с приемниками дифференциальных поправок, позволяющих определить местоположение автомобиля с точностью до одного сантиметра. На случай прерывания сигнала (например, если машина проезжает под мостом) установлены блоки инерциальной навигации. ГАЗ испытывает свои робомобили на специально созданном полигоне.

В числе вузов, осваивающих тему беспилотников, — МАДИ, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ, Ковровская государственная технологическая академия, Московский политехнический университет, Ульяновский государственный технический университет. Их проекты имеют больше отношения к науке и образованию, чем к бизнесу.

«Институты в мировом тренде, но ни одна ассоциация институтов не способна инвестировать миллиарды долларов в проект создания беспилотников, как это делает индустрия. В ожидании большого прорыва мы пытаемся заглянуть за горизонт и вовремя предложить изменения образовательных процессов, чтобы, когда этот рынок появится, выпускать достаточное количество квалифицированных специалистов», — замечает Султан Жанказиев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: