Разрешающий тратить материнский капитал на покупку автомобиля законопроект назвали абсурдом
«Поддерживать надо людей, а не производителей»
29.10.2019 в 21:29, просмотров: 14584
Абсурдной назвал идею лидера «справедливороссов» Сергея Миронова о разрешении тратить материнский капитал на покупку отечественных авто бывший детский омбудсмен столицы, ныне депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.
Как сообщается на сайте Госдумы РФ, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и его коллеги инициировали новый законопроект, цель которого – разрешить тратить средства материнского капитала на покупку «железного коня» для семьи. Предлагается, в частности, разрешать приобретение авто и по безналичному расчету, и в кредит
Важное условие: транспортное средство должно иметь статус «made in Russia” и быть новым, а не подержанным. Стоимость машины должна укладываться в сумму 1 млн рублей
Есть ограничение и по количеству лошадиных сил — до 125,08. А еще в авто должно быть не менее трех пассажирских мест. Авторы законопроекта отмечают, что таким образом хотят поддержать не только российские семьи, но и отечественный автопром, которые россияне особо поддерживать не хотят. «Цены в салонах лезут вверх, найти деньги для покупки авто всё труднее, между тем с рождением ребенка потребность в собственном средстве передвижения возрастает многократно. А так как мы предлагаем распространить закон на отечественные машины, мы не только российские семьи поддержим, но и наш автопром», — заявил сам Сергей Миронов.
Тем временем, в разговоре с обозревателем «МК» экс-уполномоченный по правам ребенка Москвы Евгений Бунимович назвал эту инициативу «абсурдом»:
– Поддерживать надо людей, а не производителей. А то получается, что мы поддерживаем то предприятия, которые производят школьную форму, то банки во время кризиса. А теперь вот рублем должны поддержать автопром. Мне кажется, это тупиковый вариант – вместо этого надо поддерживать детей так, чтобы они выросли нормальными людьми, которых не надо будет поддерживать, когда они будут работать в автопроме, сельском хозяйстве. А идея поддерживать автопром — абсурд!
— На что, как вы полаете, нужно разрешить семьям тратить материнский капитал?
— Тяжелый вопрос. Мы все безумно не доверяем друг другу, все научились ловчить, приходится выкручиваться, врать. Я думаю, что если люди будут получать капитал и тратить на то, что нужно семье и детям, будет правильно. А все бесконечные контроли, куда они дели деньги, приводят к тому, что в интернете растет количество предложений на тему «как обналичить материнский капитал». Какая-то у нас странная страна – с детства приучаем людей выкручиваться.
. Кстати, летом уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова предложила дать родителям возможность тратить материнский капитал на лечение детей.
Плюсы и минусы вложения сертификата в автотранспорт
В среде законодателей постоянно обсуждаются положительные и отрицательные стороны данной инициативы. В обществе тоже идут споры по его поводу. В целом отмечается, что нельзя отрицать плюсы законопроекта. Они таковы:
- облегчение перемещения родителей, воспитывающих детей, в городских условиях, в том числе к местам расположения:
- детских образовательных учреждений;
- больниц;
- семьи, проживающие в отдаленных регионах, смогут чаще и свободнее перемещаться в областные и районные центры;
- у родителей появится дополнительные источники заработка, что актуально в кризисные времена;
- данная мера окажет стимулирующее влияние на отечественный авторынок.
Вместе с тем мнения критиков тоже нельзя не учитывать. Правительство считает основным риском — нецелевое использование бюджетных средств. Оно может реализовываться такими способами:
За и против принятия закона о возможности покупки автомобиля на средства маткапитала
Многие россияне могли бы значительно улучшить свое положение, если после рождения второго ребенка они бы приобрели собственный автомобиль. Особенную актуальность данная покупка имеет непосредственно для семей многодетных, которые хотят удовлетворить все надобности своих детей, и для этого им нужны время и мобильность, которые, собственно, способен дать автомобиль. Незаменимой помощью могла бы стать покупка машины, в частности для семей, имеющих много детей и проживающих в:
- сельской местности;
- отдаленных городских районах.
Из таких точек, как правило, очень сложно быстро добраться в детский сад, школу или больницу. Так, даже в самом маленьком городе на это уходит обычно по несколько часов ежедневно.
Существует перечень положительных и негативных аргументов в пользу разрешения использования маткапитала на покупку авто
Таблица 3. Аргументы за и против разрешения тратить средства семейного капитала на покупку машины
За | Против |
Цена нового автомобиля, произведенного в России, вполне сопоставима с суммой семейного капитала (в отличие, например, от стоимости квартиры) | Машина по своей значимости не может сравниться с квартирой или перспективой получения полноценного образования |
Семьи, не имеющие проблем с жилплощадью, не считают привлекательным расходование средств на образование и пенсионные накопления: такие варианты воспринимаются как «отложенные потребности», неактуальные на фоне текущих трудностей | Чем взрослее дети, тем острее необходимость в увеличении жилплощади (вплоть до приобретения отдельного жилья) – вместо этого семьи к моменту взросления ребенка будут иметь лишь старый неликвидный автомобиль |
Автомобиль экономит время и средства родителей, затрачиваемые на ежедневные перемещения в городских условиях | Целевое применение транспортного средства сложнее контролировать чем, например, использование жилья |
Из-за сокращения в последние годы пригородного железнодорожного сообщения у жителей глубинки снижаются возможности получить квалифицированную медицинскую помощь, образовательные услуги и даже приобрести необходимые товары |
К сожалению, правительство может рассмотреть законопроект лишь ради восстановления отечественного автопрома
В виду явного длительного спада продаж автомобилей российского автопрома, эта инициатива рассматривается чиновничьими структурами, к сожалению, не как акт заботы о народе России, а как продвижение интересов отечественного автопрома на рынке сбыта автотранспорта. В то же время, автомобиль для многих многодетных семей настолько насущная необходимость, что они согласны послужить обогащению определенных слоев страны и возрождению автопрома, лишь бы в конце концов получить автомобиль. Представьте себе, насколько трудно добираться до школы или больницы в холода на общественном транспорте — многие родители вынуждены прибегать к сторонней помощи, дабы не морозить зазря детей, которым, например, сегодня никуда ехать не нужно.
Мало того, собственный транспорт хоть и недешево содержать, но все же получается примерно одна сумма с расходами на поездки на общественном транспорте, особенно с несколькими детьми, за которых также нужно платить в маршрутках, автобусах, трамваях и т.д. Кроме того, автоматически увеличивается дальность передвижения семьи, что позволяет выбрать:
- более статусное образовательное учреждение для детей;
- более удаленное и хорошо оплачиваемое место работы для родителей и т.д.;
- более развитую медицинскую организацию.
Машина серьезно улучшит положение семьи
Все в совокупности влияет на ситуацию в семье и обществе в лучшую сторону. Именно эти цели изначально и ставились перед правительством. Однако опасение правящих структур также вполне легко можно понять. Дело в том, что они считают, что разрешение на пользование средствами материнского капитала в интересующем нас направлении приведет в первую очередь к тому, что увеличится количество махинаций, в рамках которых автомобиль будет куплен, а затем перепродан ради обналичивания денежных средств.
Кому поможет новый закон
Для более чёткого понимания проблематики распоряжения маткапиталом напомним установленные действующим законодательством возможные варианты направления денежных средств. Среди них:
- Решение жилищного вопроса: приобретение, погашение жилищных займов, ремонт, реконструкция;
- Оплата образовательных услуг для детей;
- Вклад в накопительную часть пенсии матери;
- Реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями.
В пользу сторонников расширения целевого назначения капитала говорит, прежде всего, статистика подачи гражданами, имеющими сертификат, заявлений на расходование средств по ним:
- За всё время действия программы более половины семей, получивших сертификат, ни разу не обратились в уполномоченные органы с просьбой о направлении денег на какую-либо из установленных законом целей;
- Единовременные наличные выплаты получили более половины имеющих на это право лиц в 2020 году;
- Обращают материнский капитал на покупку жилья и на другие указанные в законе цели ежегодно не более 1% от всех имеющих на это право лиц.
- В то время, как материнский капитал покроет лишь незначительную часть стоимости жилья, а соответственно семье для его приобретения потребуются собственные средства, стоимость нового отечественного авто примерно равна сумме представляемых денежных средств;
- Получение образования и пенсионный возраст родителей представляют собой для большинства молодых семей очень отдалённые перспективы, тогда как потратить материнский капитал на покупку автомобиля – часто реальная необходимость;
- Так как большинство многодетных пар живут в отдалении от больших городов, вопрос приобретения личного авто для доставки ребёнка к врачу, в образовательные учреждения имеет огромную актуальность. Зимой автомобиль станет незаменимым помощником для мамы как малыша до года, которого необходимо показывать педиатру ежемесячно, так и для мамы дошкольника и школьника, которых гораздо удобнее доставить в детский сад или школу на личном авто;
- За счёт приобретения автомобиля многие семьи смогли бы повысить свои доходы (примером может послужить подработка в такси);
- Посредством расширения целевого назначения маткапитала государство смогло бы поддержать производителей отечественных автомобилей, значительно увеличив продажи.
- Жилищный вопрос рано или поздно возникает в любой семье: даже если родители обеспечены жильём в настоящем, о его приобретении придётся задуматься в будущем, когда дети подрастут;
- Транспортное средство со временем изнашивается и обесценивается, в то время как недвижимость наилучшим образом способна сохранить вложенные в неё финансовые средства;
- При направлении средств маткапитала на покупку автомашины возникает ряд проблем с контролем целевого использования средств, возникновением у недобросовестных граждан возможности легко обналичить денежные средства;
- Автомобиль может не только не принести желаемой пользы, а даже усугубить положение семьи (частые поломки, попадание в ДТП и др.);
- Многодетные мамы, долго находящиеся в декретном отпуске часто не могут обеспечить для себя достойную пенсию в будущем. Хорошую возможность восполнить этот недочёт позволяет направление в накопительную часть пенсии маткапитала;
- Введение в законодательство рассматриваемого условия может быть результатом только лишь продвижения интересов отечественного автопрома.
Есть свои доводы как у противников, так и у сторонников правового акта. Доводы за и против расходования средств на покупку машины приведены в таблице.
Аргументы за | Аргументы против |
Молодым парам с детьми действительно нужна машина, а пенсия для мамы является отдаленной перспективой. | Мама не может заработать себе пенсию, потому что сидит с ребенком, поэтому пенсия важнее, чем покупка транспортного средства. |
Молодые пары получат новые возможности для заработка, если смогут купить транспорт. Появится возможность подрабатывать в такси. | Расходы семей будут расти. Машина может попасть в аварию, и тогда придется нести дополнительные затраты. |
Российский автопром получит возможности для получения прибыли | Для семей преимуществ нет, имеются плюсы только для отечественного автопрома. |
В новом законе прописаны условия, которым должен соответствовать автомобиль: он должен быть новым, сделанным в России и стоить не более 1 миллиона рублей. В автомобиле должно быть три пассажирских места, а мощность двигателя машины не должна превышать 125,08 л.с. После покупки родители должны оформить в общую собственность детей.
Кроме этого в тексте законопроекта сказано, что запрещается продавать машину в течение трёх лет, иначе придётся вернуть часть денег в Пенсионный фонд.
Что будет после окончания программы в 2022 году – перспективы и слухи
Прошло 12 лет с момента запуска программы. Около 8 млн. семей уже воспользовались помощью государства для улучшения своего благосостояния и условий жизни.
Официально известно, что дети, родившиеся до 31.12.21 включительно и являющиеся не первыми в семье, дадут своим родителям возможность использовать маткапитал на жилищные или иные нужды.
Но что будет с детьми, рожденными после этого срока?
В настоящее время есть несколько вариантов развития событий:
- Программа МСК будет продлена ещё на 5 или 10 лет на существующих условиях.
- В 2022 году произойдёт радикальное изменение проекта – дотации будут выдаваться исключительно адресно, с учетом финансового статуса семей.
- Программа будет полностью завершена после 2022 года.
Какой из вариантов наиболее вероятен, пока неясно, но не стоит забывать, что экономика страны пока не идёт на улучшение, а скорее наоборот. По всей видимости, всё будет зависеть от состояния федерального бюджета и других объективных факторов.
Миллионам российских женщин (а также их супругам) не хочется верить, что столь успешный социальный проект будет завершен уже через пару лет, но на это указывают некоторые косвенные и прямые обстоятельства.
Если это произойдёт, это ни в коей мере не коснётся тех, кто уже получил сертификат или сделает это позже. Право на получение документа имеют все родители, чьи вторые и последующие дети родились или родятся до 2022 года.
Всем владельцам государственного документа средства будут выплачены в полном объёме на предусмотренные законом нужды.
О том, как получить маткапитал, читайте в отдельной статье.
История законотворческих инициатив по вопросу использования маткапитала на покупку авто
Нужно заметить, что данная тема с 2009 года используется в политической борьбе среди думских партий. Она затрагивает большую часть активного электората, потому довольно активно эксплуатируется для привлечения общественного внимания:
- Первый подобный законопроект был внесен в Госдуму в августе 2009 года. Однако инициаторы нарушили ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Они не приложили к проекту заключение Правительства по данному вопросу.
- Уже в декабре того же года зарегистрирован новый законопроект (№ 302723-5). Суть его состояла во внесении изменений в законодательство, позволяющих приобретать за маткапитал машины отечественного производства. Правительство документ не поддержало. Его аргументы касались невозможности зарегистрировать собственность на всю семью (родителей и несовершеннолетних). Это могло ущемить права одной из сторон. В результате проект отклонили в первом чтении в феврале 2011 года.
- Следующая попытка разрешить вложение сертификата в автотранспорт произошла в августе 2014 года. 5-го числа зарегистрирован законопроект №583192-6. Он не дошел даже до первого слушания. Документ «забраковали» на стадии предварительного изучения, как не соответствующий конституционным требованиям, а также регламенту Госдумы.
Внимание! В конце 2014 года Председатель Правительства РФ своим поручением предложил Кабинету министров выработать условия применения сертификата для покупки авто. Срок исполнения поручения значился 12.02.2015
Суть возражений чиновников
При разработке программы по маткапиталу цели его расходования должны были соответствовать не только интересам граждан, но и основным направлениям развития страны. В целом такой гармонии достичь удалось:
- приобретение жилья оказывает влияние на развитие:
- инфраструктуры муниципалитетов;
- банковского сектора;
- повышения благосостояния граждан (долгосрочные вложения);
- трата средств бюджета на образование способствует:
- развитию творческого потенциала страны;
- повышению культурно-образовательного уровня народа;
- обеспечению отраслей отечественной экономики высокопрофессиональными кадрами;
- вложение в пенсионное обеспечение матерей тоже дает определенный двусторонний экономический эффект:
- женщины пожилого возраста будут иметь высокий уровень доходов;
- этот фактор снижает нагрузку на государственный Пенсионный фонд.
Внимание! Материнский капитал, кроме указанных, имеет более глубокое целеполагание. Он направлен на укрепление института семьи, традиционных ценностей
Что даст государству разрешение приобретать машины за сертификат
Используя вышеописанную логику, можно посмотреть, как повлияет принятие законопроекта на страну в целом. Если разрешить использование сертификата на авто отечественного производства, то:
- часть бюджетных средств будет перенаправлена в автостроительную отрасль;
- граждане получат недолговечную материальную ценность;
- часть средств будет направлена в тот же банковский сектор (для обеспечения автокредитов).
Если поддержка отечественного автопрома может входить в цели государства, то его никак не устраивает такая поддержка семей:
- Автомобили довольно быстро теряют ценность.
- Их обслуживание требует дополнительных средств, которые семья вынуждена будет отбирать у детей.
- Машину редко передают по наследству, то есть она не является капитальным вложением.
- Такая трата денег не приносит пользы инфраструктуре.
Каким образом используется капитал?
Данный законопроект был запущен еще в 2007 году. Изначально государство предложило следующие варианты распределения средств, полученных за ребенка:
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать,
- Приобретение жилья;
- Оплата образования ребенка;
- Вложение в будущую пенсию матери.
Позволяет ли законопроект в 2018 году купить автомобиль?
Государственная дума постоянно обсуждает возможные обновления законопроекта, и одной из тем обсуждения стала возможность приобретения автомобиля на средства из материнского капитала. Общее число депутатов поделилось на две половины: за и против введения такого дополнения. Те, кто искренне голосуют за возможность приобретения автомобиля, аргументируют это следующим образом:
- Материнский капитал дает возможность приобрести транспортное средство без дополнительного займа денежных средств. Таким образом, граждане смогут избежать обязательств по выплате кредита.
- Некоторые семьи уже обеспечены жильем, способны дать образование детям и давно позаботились о вложениях в будущую пенсию. Им особо некуда тратить материнский капитал, и покупка автомобиля станет отличным решением.
- Собственный автомобиль заметно облегчит передвижение членов семьи. Станет проще отвозить ребенка сначала в садик, затем в школу. Также родители и дети смогут выезжать беспрепятственно на природу или другие развлечения, что улучшит качество жизни.
- Если ввести в законопроект условие о покупке только отечественного автомобиля, то можно повысить уровень российского автопрома и улучшить состояние экономики страны.
Как уже было отмечено, часть депутатов выражают свое несогласие с подобным нововведением. В качестве основного аргумента выступает то, что покупка автомобиля не поддерживает интересы ребенка. К тому же, транспортное средство не получится оформить в совместную собственность всех членов семьи, и таким образом ребенок останется в стороне.
Также в качестве контраргумента приводятся высказывания о том, что:
- Автомобиль быстро обесценивается, чего не скажешь о жилье или о полученном ребенком образовании.
- Транспортное средство не поможет решить проблему в необходимости дополнительных квадратных метрах, в которых в будущем может нуждаться семья.
Из-за подобных противоречий Госдума долго не могла принять решение, принимать подобный закон или нет. Но в итоге и к сожалению большинства предложение сделать возможным приобретение автомобиля на средства материнского капитала было отклонено.
Почему закон получил отказ?
Для начала стоит обратиться к истории законопроекта. Необходимо отметить, что первая попытка предложить покупку автотранспорта на бюджетные средства был сделана еще в 2011 году. На тот момент она впервые потерпела крах, и закон принят не был.
Вторая попытка была предпринята уже в 2017 году. Тогда группа депутатов, уверенных в необходимости предоставления такой возможности, выступили с заявлением, что приобретение автомобиля позволит улучшить качество семьи, а также решит проблемы семей, которые проживают в деревнях или отдаленных от города поселков.
Таковыми требованиями являются:
- Количество мест в автомобиле не должно быть больше восьми.
- Место сборки ТС – Россия.
- Приобретать можно только новые автомобили.
- Запрещается продажа машины в течение трех лет после совершения покупки.
Последний вариант был необходим для того, чтобы избежать мгновенного обналичивания денежных средств. Однако и это предложение было отклонено. Госдума аргументировала это тем, что приобретение транспортного средства не соответствует политике материнского капитала.
Некоторые регионы все же дали семьям подобную возможность, и некоторые молодые родители могут приобрести автомобиль, потратив средства материнского капитала на законном основании.
Какие регионы подарили такую возможность?
Как уже было сказано, в некоторых регионах возможность приобрести транспортное средство на бюджет из материнского капитала действительно стало возможным. Так, например, купить автомобиль могут жители:
- Смоленской области. Действие нововведения началось в 2017 году;
- Санкт-Петербурга и области. Регион принял данное решение еще с 2015 года;
- Камчатского края. Возможности приобрести транспортное средство жители получили еще в 2013 году.
Что касается Москвы и Московской области, то в этом случае программа не работает. Основные направления, каким образом государство поддерживает регион, — это льготы, особые выплаты и пособия.
Маткапитал предложили тратить на автомобиль. Как это работает?
Министерство промышленности и торговли вышло с предложением разрешить семьям, имеющим право на материнский капитал, расходовать его на приобретение автомобиля. Это предложение вошло в список мер по улучшению устойчивости экономики, которые обсуждались на заседании правительственной комиссии.
На данный момент законодательство ряда субъектов страны уже позволяет использовать средства регионального материнского капитала на покупку автомобиля — правила действуют в Ростовской и Калининградской областях, Якутии, Бурятии и Ненецком автономном округе. Такая возможность для семей в ближайшее время появится также в Карелии. В остальных регионах РФ материнский капитал семьи пока могут направлять только на улучшение жилищных условий или образование детей.
После заседания правительственной комиссии под руководством вице-премьера Андрея Белоусова замглавы Минпромторга Василий Осьмаков направил в Минэкономразвития список мер, в числе которых и возможность семьям, имеющим право на маткапитал, расходовать его на приобретение автомобиля. «Использование маткапитала для покупки автомобилей поможет продать около 60 тыс. машин», — считают в Минпромторге.
Срок реализации предложения — 1 апреля 2020 года.
Последний раз возможность тратить маткапитал на покупку машины в Госдуме обсуждали в октябре прошлого года. Суть новых предложений, скорее всего, совпадает с последним документом, разработанным партией «Справедливая Россия». Депутаты посчитали, что автомобиль, приобретенный за счет материнского капитала, должен иметь не менее трех пассажирских мест, а мощность двигателя не должна превышать 125 лошадиных сил. При этом средства материнского капитала предложили тратить на покупку автомобилей стоимостью до 1 млн рублей.
«С рождением ребенка потребность в собственном средстве передвижения возрастает многократно. А так как мы предлагаем распространить закон на отечественные машины, мы не только российские семьи поддержим, но и наш автопром», — заявлял тогда председатель «Справедливой России» Сергей Миронов.
При этом предложенный документ ограничивает возможность продажи купленного автомобиля. Продать транспортное средство, купленное на материнский капитал, можно будет только спустя три года после покупки. Также парламентарии предложили разрешить выплачивать автокредиты из средств материнского капитала.
Сама программа маткапитала была продлена президентом до 2026 года. На реализацию выплат по новым правилам Минтруд в ближайшие три года планирует потратить 1,5 трлн рублей. Владимир Путин допустил расширение сфер, на которые можно тратить средства маткапитала, еще в начале марта.
Если раньше маткапитал полагался за рождение второго ребенка, то с 1 января 2020 года семьи будут получать сертификат на маткапитал в размере 466 тыс. рублей за первенцев, а при рождении второго ребенка получат на 150 тыс. рублей больше. При рождении третьего ребенка государство обязуется также погашать ипотеку на сумму 450 тыс. рублей.
Пока в большинстве регионов маткапитал можно использовать только для улучшения жилищных условий: покупки квартиры или дома, строительства своего дома, оплаты ипотеки в качестве первоначального взноса или погашения ипотечного долга, оплаты договора долевого участия или же вступительного взноса в жилищном кооперативе. Также маткапитал можно тратить на образование ребенка, адаптацию детей-инвалидов и инвестирование в будущую пенсию матери.
Впервые предложение о возможности расходования маткапитала на покупку автомобиля высказал в 2014 году Дмитрий Медведев. Тогда же он поручил Министерству труда продумать все нюансы вопроса. На тот момент размер выплат за второго ребенка в семье составлял 429 тыс. рублей, а в следующем году был повышен до 453 тыс. рублей, за которые можно было купить любую модель Lada или бюджетную иномарку в базовой версии. В 2016 году инициативу поддержала ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
В 2017 году «Справедливая России» уже предлагала поправки по данной тематике, но тогда они не нашли поддержки у кабинета министров, так как инициатива «не учитывала интересы ребенка, при рождении которого возникло право на дополнительные меры поддержки», потому что машина оформляется лишь на одного из родителей. Также в кабинете министров тогда посчитали, что принятие этого закона приведет к увеличению числа заявлений граждан о распоряжении материнским капиталом. В свою очередь, это «потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований».