Ученые из Петербурга разработали методику для оценки эффективности систем по отслеживанию состояния водителя
Теперь ее проверят с помощью эксперимента, в котором будут участвовать около 20 автомобилистов
Фото: Пресс-служба СПб ФИЦ РАН
Исследователи СПб ФИЦ РАН совместно с австрийскими коллегами разработали методику для оценки эффективности информационных систем по отслеживанию состояния водителя, которое может привести к ДТП. В том числе речь идет о сонливости, разговорах по телефону, недомогании, невнимательном вождении и алкогольном опьянении. Теперь ученые проверят методику с помощью экспериментов на симуляторе. Исследование повышает точность уже существующих систем по контролю опасного поведения человека за рулем, повышающих безопасность дорожного движения. Его результаты опубликованы в научном журнале IEEE Access. Как рассказал старший научный сотрудник СПб ФИЦ РАН Алексей Кашевник, сегодня тема повышения безопасности дорожного движения с помощью различных интеллектуальных систем наблюдения за состоянием водителя является важным трендом в развитых странах мира. «Не существует единых принципов, позволяющих понять, какие средства являются наиболее эффективными и при каких условиях. Поэтому мы совместно с австрийскими учеными разработали методику для оценки эффективности таких систем. Для этого мы сделали обзор всех существующих сегодня методов определения состояния водителя, а это более 200 статей. Также были использованы результаты наших многолетних исследований в данной сфере», – отметил он. Разработки в сфере контроля за состоянием водителя с помощью «компьютерного зрения» ученые из Петербурга ведут уже около 5 лет. Они уже создали программное обеспечение Drive Safely, которое позволяет хранить и анализировать данные о состоянии водителя за рулем: усталость, сосредоточенность и агрессивность манеры вождения. Информация поступает в облачное хранилище с камеры наблюдения за водителем. При этом система может работать с мобильного телефона. А австрийские ученые предоставили результаты исследований поведения водителя в салоне автомобиля, который был снабжен различными датчиками для измерения характеристик движения автомобиля (скорость, повороты, направление движение и прочие) и самочувствия водителя (дыхание, пульс, сердечный ритм и некоторые другие). В итоге и была разработана методика, которая показывает, какие датчики (или результат их совместной работы) могут эффективнее всего зафиксировать конкретное небезопасное поведение водителя. «Мы разбили все типы отвлечений внимания на три большие группы: когда человек «убирает руки с руля», то есть курит, пьет или говорит по телефону (manual distraction). Когда по каким-то причинам отводит глаза от дороги, причем даже если его голова смотрит вперед (visual distraction).Также когда он, может быть, и смотрит на дорогу, и руки лежат на руле, но он погружен в себя и не думает о вождении (cognitive distraction)», – пояснил Кашевник. Он добавил, что внутри этих категорий ученые рассмотрели огромное количество вариантов небезопасного поведения, которые могут попадать в различные типы отвлечений и в зависимости от ситуации могут по-разному интерпретироваться системой. Теперь методику проверят с помощью эксперимента, в котором будут участвовать около 20 водителей. Они отработают по 10 часов в специальных автомобилях-симуляторах, снабженных множеством датчиков. Полученная информация позволит ученым установить взаимосвязи между вероятностью нарушений правил вождения и физическим состоянием водителя, его стилем вождения, а также характеристиками автомобиля. Кашевник пояснил, что результаты исследования найдут применение в различных компаниях, которые связаны с транспортной сферой, например, в таксопарках. «С одной стороны, перевозчикам выгодно, чтобы водители вели себя адекватно, не садились за руль, если они не выспались или у них проблемы со здоровьем. С другой стороны, пассажиры заинтересованы в том, чтобы поездки проходили без аварий. Кроме того, сегодня мы видим колоссальную заинтересованность бизнеса в таких проектах: сейчас в две крупные компании введут пилотные проекты по внедрению созданных ранее нами систем контроля поведения водителя, и новая методология позволит существенно повысить их точность, а значит, сделать более безопасными», – добавил он.
Фото: Пресс-служба СПб ФИЦ РАН
Порядок проведения медосмотров водителей
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержден приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н. Для предприятий с опасными и тяжелыми условиями труда приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден свой порядок.
- Предварительный медосмотр нужно проводить при приеме водителя на работу.
- Периодические медосмотры проводятся весь период работы водителем.
- Предрейсовые медицинские осмотры нужно проводить до начала рабочего дня. Медработники должны проверить состояние здоровья водителя, отсутствие опьянения и его остаточных явлений.
Новые правила проведения медосмотров с 1 апреля 2021 года
Что такое система контроля усталости водителя
Разработка впервые появилась на рынке от японской компании Nissan, которая запатентовала революционную технологию для автомобилей в 1977 году. Но сложность технической реализации в то время заставила производителя сосредоточиться на более простых решениях для повышения безопасности транспорта. Первые рабочие решения появились спустя 30 лет, но их продолжают совершенствовать и улучшать способы распознавания усталости водителя.
Суть решения заключается в том, чтобы анализировать состояние водителя и качество вождения. Изначально система определяет параметры при старте поездки, что позволяет оценить полноту реакции человека, а после этого начинает отслеживать дальнейшую скорость принятия решений. Если обнаружено, что водитель сильно устал, появляется уведомление с рекомендацией отдыха. Отключить звуковые и визуальные сигналы нельзя, но они автоматически появляются через заданные промежутки времени.
Особая потребность в решении наблюдается у водителей одиночек. Когда человек едет с пассажирами, они могут поддерживать его бодрое состояние разговорами и отслеживать усталость. Самостоятельная езда способствует сонливости и замедлению реакции на дороге.
Ученые разработали приложение, чтобы водители оставались внимательными
Российские ученые разработали приложение для смартфона, которое ведет мониторинг состояния водителя, управляющего транспортным средством. Система определяет признаки сонливости и ослабленного внимания у водителя, помогает ему сосредоточиться и генерирует своевременные подсказки, исходя из ситуации на дороге.
Методика позволит снизить вероятность ДТП, происходящих по вине водителя, и сохранить жизнь и здоровье миллионов людей по всему миру. Бесплатное приложение Drive Safely доступно для скачивания в Google Play. Работа поддержана Президентской программой исследовательских проектов Российского научного фонда.
Мировая статистика аварий, произошедших по вине водителя, сегодня крайне неутешительна. Погодные условия и поломка автомобиля становятся причиной менее чем 10% дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В остальных же случаях проблема заключается в невнимательности или излишней самонадеянности, нередко это совмещено с употреблением алкоголя. Системы безопасности и помощи водителю, предлагаемые производителями автомобилей, в основном анализируют пробки, дорожные знаки и расстояние до соседних машин. Они способны поддерживать постоянную скорость на трассах и применить экстренное торможение при опасном сближении с другими транспортными средствами.
Чтобы повысить безопасность вождения, петербургские ученые и программисты разработали приложение для смартфона, который можно закрепить на лобовом стекле автомобиля. Система работает параллельно с навигационной (например, «Яндекс.Карты» или Google Maps) и не мешает приему вызовов и сообщений. Современные смартфоны обладают высокой функциональностью и значительной вычислительной мощностью, кроме того, в них встроено большое количество различных датчиков. Например, с помощью фронтальной камеры можно отслеживать положение головы и степень открытости глаз, чтобы вовремя определить опасные признаки сонливости и ослабленного внимания. Громкость голоса и покраснение лба позволят вычислить излишне рискованных, нетрезвых или находящихся в состоянии стресса людей, которым система посоветует отдохнуть и не создавать опасной ситуации на дороге.
Ученые установили основные признаки усталости водителя и перевели их в численные параметры, такие как угол наклона головы и процент открытости глаз. Для обучения программы команда использовала открытые библиотеки и базы данных компьютерного зрения, а также статистику, собранную в ходе опытной эксплуатации системы добровольцами. Приложение анализирует данные с камеры смартфона на протяжении всей поездки и выдает предупреждения, помогающие взбодриться и сосредоточиться на вождении, когда человек начинает зевать или «клевать носом»
Помимо этого смартфон фиксирует скорость машины и повороты, поэтому, когда автолюбитель смотрит не в ту сторону, в которую совершает маневр, программа привлекает его внимание звуковыми и световыми сигналами и помогает избежать аварийной ситуации. На данный момент разработанное приложение уже скачали более 5 тыс
человек со всего мира и более 500 активно им пользуются.
«Схожая система в данный момент разрабатывается в компании “Яндекс” для специальной инфракрасной камеры. Отличительной особенностью нашей программы стало использование смартфона, который на сегодняшний день есть у каждого человека и не требует установки в автомобиль какого-либо дополнительного оборудования. Мы ориентируемся на то, что наше приложение будет интересно как простым водителям, так и службам такси, логистическим, каршеринговым и другим компаниям, имеющим автопарки и заинтересованным в снижении аварийности их автомобилей. Система позволит администраторам получить доступ к перемещениям каждого водителя и к статистике опасных состояний, зафиксированных во время поездки. Так они смогут контролировать маршруты, соблюдение правил дорожного движения, а также режима труда и отдыха водителями компании»,— поделился руководитель проекта Алексей Кашевник, кандидат технических наук, доцент факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО.
По материалам «Methodology and Mobile Application for Driver Behavior Analysis and Accident Prevention»; Alexey Kashevnik, Igor Lashkov, Andrei Gurtov; журнал IEEE Xplore, сентябрь 2019 г.
Железный котелок для бодрости
Сонливость водителя может быть вызвана чем угодно: усталостью; плохим самочувствием; перевозкой детей, требующих внимания. Автомобиль тоже может быть причиной: исследование учёных из Мельбурнского королевского технологического университета показало, что водителя может клонить в сон даже из-за низкочастотных вибраций кресла.
На счету опытных автолюбителей есть много способов борьбы с усталостью: можно подбросить попутчика, сделать остановку и размяться, чаще закрывать и открывать окно, менять среднюю скорость, определять марки встречных машин, пить ледяные напитки или подпевать радио. Но самый рабочий способ – свернуть на стоянку и вздремнуть.
В Великую Отечественную войну водители, возившие грузы в блокадный Ленинград, вешали перед лбом железный котелок. В длинном пути от мороза клонило в сон, но только голова «уходила» вперёд – удар посудины давал резкий заряд бодрости. В 2018 году в России даже создали «умную» кепку, умеющую распознавать сонливость водителей. А в американском штате Нью-Джерси уснувшим за рулём водителям предъявляют те же санкции, как и тем, кто управляет машиной в пьяном виде.
Главная проблема – человек может не осознавать, что устал. Некоторые люди могут также впадать в микросон – короткие непроизвольные периоды невнимательности. Водитель в течение 4-5 секунд испытывает микросон, а его автомобиль за это время преодолевает длину футбольного поля.
По данным американского Национального фонда сна, около половины автолюбителей признаются, что постоянно садятся за руль, чувствуя сонливость. Около 20% говорят, что хотя бы раз за последний год засыпали за рулём. С 40% опрошенных подобное случалось минимум один раз в жизни.
Врачи давно пришли к выводу, что вождение в состоянии сонливости аналогично вождению под воздействием алкоголя. Ухудшение скорости реакции, внимательности и способности удерживать концентрацию на дороге – лишь некоторые общие симптомы. Исследование, проведённое Аделаидским центром изучения сна, дало понять, что вождение после 17 часов без сна эквивалентно вождению с концентрацией алкоголя в крови 0,5 промилле. Вероятность попадания в ДТП в таком состоянии возрастает вдвое.
История появления
Многим действительно интересно узнать об истории появления систем контроля усталости водителей. Ведь в своё время это стало настоящим открытием и новым шагом в повышении безопасности вождения транспортных средств.
О реализации подобной системы задумывались многие. Но вот до каких-то реальных действий дошли первыми представители японской компании Nissan.
Что самое интересное, первые попытки создать рабочую систему контроля за усталостью были совершены ещё в 70-х годах прошлого века. Значимым стал 1977 год, поскольку именно тогда японцы запатентовали свою разработку.
На какое-то время работы над проектом остановились, ему практически не уделяли внимание. Обусловлено это было активным развитием и внедрением также важных систем безопасности, которые сейчас всем хорошо известны под названиями EBD, ABS и ESP
И лишь когда все прочие системы были разработаны и модернизированы, спустя 30 лет после начала создания системы контроля появилась первая рабочая версия на автомобиле.
Причём не Nissan стали первопроходцами в этой сфере. На свои машины системы контроля установили представители шведского автоконцерна Volvo. Разработка носила название DAC, что означает Driver Alert Control. Состояла систем из видеокамеры, которая следила за положение авто на дорожном полотне, а также отслеживала траекторию движения. Дополнительно использовался специальный датчик. Его задачей было регистрировать частоту движений рулевым колесом. Если водитель отклонялся от правильной траектории, система подавала сигнал с рекомендацией остановиться и немного отдохнуть, чтобы набраться сил.
Следующими в борьбу за лучшую систему контроля вступили немецкие инженеры компании Mercedes. Их разработка во многом напоминала проект шведской компании. Но от видеокамеры они отказались. Остался лишь непосредственно сам датчик слежения за рулём, а также поставили дополнительный контроллер для педалей.
В системе присутствовал блок управления. В нём содержались усреднённые параметры того, как должен вести себя водитель, будучи бодрым и сосредоточенным. Если фиксируемые датчиками значения отличались от заданных оптимальных, это означало, что водитель устал.
Но в устройстве был выявлен один существенный недостаток. Программа эталонных показателей была предустановленной. Её нельзя было подстроить под конкретного человека. На решение этой проблемы пришлось потратить некоторое время. Но систему удалось усовершенствовать за счёт установки дополнительных датчиков, которые контролировали частоту нажатий на клавиши аудиосистемы, климатического оборудования. Плюс блок управления следил за качеством дороги и боковым ветром. В итоге система стала лучше понимать действия водителей.
Принцип действия
Как работает датчик усталости водителя: датчик поворотов рулевого колеса статистически оценивает интенсивность, периодичность поворотов колеса за прошедшие четыре часа от начала движения и в случае обнаружения статистической погрешности выше допустимого уровня передаёт сигнал на блок управления, который активирует элементы сигнализации об опасности.
В комплекс управления попадает большое количество сигналов, информирующих о разных параметрах:
- Манера вождения — разного типа ускорения за полчаса после начала движения, оценка скорости.
- Условия управления — продолжительность поездки, оценка времени суток.
- Эксплуатация исполнительных механизмов — оценка интенсивности использования переключателей под рулём, тормозной системы, устройств на щитке управления.
- Интенсивность поворотов рулевого колеса — оценка скорости и ускорения.
- Состояние дорожного покрытия — контроль режимов ускорения.
- Направление движения дорожно-транспортного средства — контроль различных видов ускорений.
Постоянно проводя комплексные расчёты по определённым алгоритмам, устройство обнаруживает отклонения в направлении движения транспортного средства и действиях человека. О чём сообщается на дисплее панели управления, сигнализируя звуком. Если водитель игнорирует сигналы, сонным продолжает управлять автомобилем, то с периодичностью четверть часа оповещение возобновляется. Активация системы безопасности происходит при достижении транспортным средством скорости в 80 км/час.
Новейшая Австралийская разработка в стадии тестирования — система контроля усталости водителя DAS — позволяет поддерживать безопасность дорожного движения транспортными средствами благодаря жёстким требованиям по соблюдению предписанных дорожными знаками ограничений. Такой прибор способен читать установленные знаки, также следить за выполнением предписанных ними норм. Такое средство способно предоставить полиции детальные сведения о том, где транспортное средство было, какова была его скорость движения на определённых участках дорог.
Комплекс DAS оборудуется тремя видеокамерами, одна из которых смотрит вперёд, а остальные фокусируются на положении головы водителя. В записывающем устройстве компьютера фиксируется дорожная обстановка и положение головы, а интеллектуальное устройство, выделяя нужное, понимает назначение дорожных знаков.
Если транспортное средство приближается слишком быстро к дорожным знакам, например, ограничения скорости, система сигналом оповещает об этом водителя. В случае игнорирования предупреждения нарушение вносится в память компьютера. Такой же механизм предупреждения и фиксации нарушений предусмотрен и для остальных групп дорожных знаков.
Система контроля усталости водителя DAS — новейший прибор безопасности Вольво на рынке. Устройство оснащается видеосъёмкой, задача которой контролировать ровность бега транспортного средства относительно дорожной разметки. При обнаружении периодических отклонений от траектории движения и виляний, органами оповещения производится предупредительный сигнал. Для водителя это может символизировать своеобразную красную черту, за которую не стоит переходить, а нужно сделать остановку на отдых. Для подробного ознакомления с такой системой производителем предусмотрена инструкция по эксплуатации, написанная более чем на 400 страницах.
Если статья оказалась полезной, напишите нам.
голос
Рейтинг статьи
2020: Анонс Montrans DMS
28 апреля 2020 года компания MONTRANS сообщила, что разработала интеллектуальную систему помощи водителям, которая позволяет вести удаленный мониторинг действий человека за рулем и контролировать его состояние здоровья.
По информации компании, система MONTRANS DMS (driver monitoring system) выполняет сразу несколько задач:
- контролирует состояние здоровья и поведение сотрудника за рулем
- предупреждает водителя о внештатных ситуациях
- передает и записывает все события в облачный сервер
Система DMS оснащена тепловизором, который фиксирует температуру тела человека, оказавшегося за рулем. В случае превышения допустимого значения, информация передается на сервер организации. Таким образом, телематика исключает поездки заболевших водителей и предотвращает возникновение на дороге опасных ситуаций.
В современных реалиях некоторые люди могут и не знать о наступившей болезни. Например, утром у водителя была температура +36,6, а после обеда поднялась до +38. В этом случае система MONTRANS DMS известит сотрудника об отклонении от нормы и сообщит о случившемся работодателю. И этот контроль за состоянием водителя будет проходить в течение всего рабочего дня. Тем самым, телематика не позволит допустить опасных ситуаций при перевозках и поможет сохранить здоровье или даже жизнь сотруднику компании. Это решение особенно актуально в период распространения коронавируса. Систему можно настроить так, что она будет срабатывать на частый кашель или чихание. То есть, мониторинг будет фиксировать, как часто водитель подносит руки к лицу и этот показатель будет сопоставлен с повышением температуры. пояснил Дмитрий Журавлев, управляющий партнер MONTRANS |
Еще одна опция MONTRANS DMS — система реагирует на усталость водителя. IP-видеокамера фиксирует наклоны головы и зевоту сотрудника. Устройство подает звуковой сигнал, выводит предупреждающий символ на монитор и передает данные в облачный сервис. Также система контролирует внимательность водителя. IT-решение распознает, когда человек за рулем подносит к лицу сигарету или когда он начинает говорить по телефону. В подобных случаях устройство также предупреждает водителя о нарушении установленного регламента и отправляет в облако видеофайл с записью события.
Вместе с DMS устанавливается еще одна интеллектуальная система — ADAS (advanced driver-assistance systems). Это решение MONTRANS обеспечивает безопасное вождение. Например, ADAS предупреждает водителя о появлении пешехода перед автомобилем, сообщает о выезде с полосы, предупреждает о возможном столкновении с другим транспортным средством и о превышении скорости. При возникновении любого такого события, система издает предупреждающий звуковой сигнал и выводит символ опасности на монитор. На апрель 2020 года специалисты MONTRANS завершают работу над более продвинутой версией оборудования, которое может распознавать лица. Эта опция позволит допускать к вождению только разрешённым водителям, прошедшим медосмотр и получившим путевой лист, поскольку система MONTRANS.ONLINE сопоставляет данные о личности водителя с данными учётных систем и выданных разрешениях.
Эти разработки MONTRANS позволяют контролировать состояние здоровья водителя, сделать перевозки более безопасными и собрать видеодоказательства для разрешения спорных ситуаций. В сборе система состоит из четырех компонентов: ADAS, DMS, монитор оповещения и IP-видеокамера. Просмотр видео возможен онлайн или за любой выбранный период времени. Есть возможность настроить запись только на тревожные события, которые автоматически загружаются на сервер. Это избавляет диспетчера или руководителя от просмотра больших объемов видео. Например, можно задать параметр: потеря водителем внимания в течение 30 секунд или зевота в течение 5 минут. Это позволяет избежать ложных срабатываний и реагировать только на ухудшающиеся показатели. Также можно включить оповещения о каждом событии.
Видеоконтроль в сфере транспорта предписан законодательством РФ. Так, в соответствии с ФЗ №329 о транспортной безопасности, перевозчики оснащают транспорт системами видеонаблюдения, способными вести видеоконтроль в режиме онлайн. Видеомониторинг MONTRANS поможет компаниям предупредить неприятные и опасные сценарии развития событий и повысить уровень контроля за транспортом в целом. Так, например, на апрель 2020 года в Китае и ряде европейских стран оснащение автомобилей такси системами наблюдения за водителями — стало обязательным требованием.
Что такое ADAS
ADAS — это система помощи водителю на основе машинного зрения. Цель системы ADAS — повысить безопасность движения путем информирования водителя и привлечения его внимания. Как минимум, это предупреждение звуковым или вибросигналом водителя о вероятном или возникшем риске, который требует внимания. Как максимум — экстренное самостоятельное принятие решения системой.
ADAS различают по пяти уровням: от нулевого (в управлении участвует только водитель) до пятого (полностью автономное управление), то есть, беспилотный автомобиль — это экстремальный случай ADAS. В России на текущий момент из-за отсутствия регулирующих законов затруднено развитие любых ADAS-систем классом выше третьего, подразумевающих автоматическое принятие решений. В первую очередь это связано с неопределенностью «правового» статуса автомобилей с высокой степенью автономности.
Какие разработки уже ведутся
Кроме того уже
разработаны разные устройства, например, регистрирующие наклон головы и
издающие звуковой сигнал, когда водитель начинает «кивать» во сне, а также
устройства, которые следят за движением глазных яблок.
Летний сезон хакатонов открыт: какие инновации будут внедрять в Москве
Инновации и стартапы
В частности, в России будут применяться устройства,
одобренные отраслевым союзом «Нейронет» и созданные в рамках одноименной
дорожной карты «Национальной технологической инициативы» (НТИ). Такие прототипы
сейчас тестируются в Великом Новгороде и Туле. Как пишут «Ведомости», например,
разрабатывается браслет на руку, работающий с применением методов
электромиографии. Другой элемент системы контроля — неинвазивный
нейроинтерфейс, считывающий активность головного мозга человека. Третий — софт
с искусственным интеллектом на базе камеры, которая контролирует состояние
водителя.
Также в общественном транспорте Москвы с 2018 г. внедряется
система контроля состояния водителей «Антисон». Сегодня, как пишут «Ведомости,
этой системой оборудовано более 7500 автобусов, электробусов и трамваев, а в
планах — оснастить ею весь парк наземного транспорта. В «Мосгортрансе»,
считают, что благодаря в том числе внедрению «Антисна» аварийность на дорогах
снижается: в частности, за девять месяцев этого года она сократилась на 24% по
сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
- Короткая ссылка
- Распечатать
2020
Состав
На сентябрь 2020 года комплекс состоит из трёх компонент разработки компании «Ксор»:
- Устройство наблюдения:
- Видеокамера с инфракрасным фильтром монтируется в кабине водителя/машиниста и ведет мониторинг его состояния 24/7.
- Вычислительный блок собирает и передает данные (телеметрия, геолокация)
-
Нейросеть, которая обучается на собранном и размеченном датасете (несколько миллионов изображений и десятки часов видео) и дообучается в процессе эксплуатации на новом материале каждый день:
- Анализирует входящий видеопоток прямо на устройстве.
- Обнаружив признаки засыпания или аномального поведения, посылает звуковой сигнал-предупреждение водителю.
- Система оповещает диспетчера в центре мониторинга.
- Отмечает нужный участок видео для последующего разбора человеком, включая метаданные (скорость, локация).
- Сохраняет данные для пополнения датасета и построения предиктивных моделей.
-
Центр мониторинга (доступна не только статистика «в моменте», но и накапливаются исторический данные):
- Диспетчерский центр быстрого реагирования.
- Предоставляет доступ к аналитике и информации по автопарку.
- Риск-профилирование водителя и разработка рекомендаций для повышения квалификации.
Типы классифицируемых событий:
- Засыпание / усталость (закрыты или открыты глаза)
- Курение / разговор по телефону
- Движение транспортного средства без водителя
- Помехи в зоне видимости / закрытый или отвернутый объектив камеры
- Длительные остановки / отклонение от маршрута
Развитие платформы мониторинга «Антисон» на основе больших данных. Выход в регионы
В 2020 году выполнена разработка следующего поколения устройства «Антисон», на основе которого сформирована продуктовая линейка для коммерческих предприятий.
Также решены следующие задачи:
Развитие платформы мониторинга на основе больших данных (продвинутая аналитика, риск-профилирование
водителей).
Покрытие ЦАО и выход в регионы.
avtoexperts.ru
По статистике, одной из самых частых причин автомобильных аварий является усталость водителя. Исследования показали, что уже через четыре часа вождения, скорость реакции, как правило, снижается в два раза, а уже восемь часов поездки и вовсе демонстрируют действительно катастрофические результаты – замедление реакции в шесть раз. А так как каждый автомобильный производитель всегда стремился сделать свою продукцию максимально безопасной, после проведённых исследований, начались активные разработки специального датчика, определяющего уровень усталости водителя.
Инноваторами в этой области можно считать японскую компанию Nissan, силами специалистов которой, уже в 1977 году была запатентована по-настоящему революционная автомобильная технология. Однако, из-за активной работы в других сферах, первая рабочая система подобного рода была реализована только через несколько лет.
По факту же первыми использовали новую технологию на практике шведские Volvo, устанавливая систему, получившую название Driver Alert Control, в которую входила камера, остлеживающая поведение машины на дороге, а также сам датчик, замеряющий частоту и манеру движений рулевого колеса. Система выдавала определённые сигналы, когда показатели движений руля через чур отклонялись от нормы.
Driver Alert Control предлагает уставшему водителю остановится и передохнуть выпив чашечку кофе
Позже к двум автомобильным гигантам присоединилась и компания Mercedes. Система претерпела некоторые изменения: было решено убрать видеокамеру и добавив датчик, реагировавший на частоту и силу нажатия на педаль. Кроме того, система дополнилась показателями, обозначавшими определённые нормы. Датчики срабатывали, давая сигнал об остановке, когда эти показатели предельно отклонялись от нормальных. Но такая система не могла подойти под каждого водителя. Позже она была несколько изменена. Были также установлены датчики для определения ветра сбоку, и для оценки качества дорожных покрытий. Также добавились датчики для определения нажатий кнопок магнитолы и климат контроля.
Подобные системы также используются на машинах Skoda и Volkswagen.
На сегодня самыми распространёнными являются два вида реализации системы. Первый случай предполагает измерение датчиком поведения на дороге, куда входят такие характеристики, как сила нажатия на педали тормоза и газа, а также амплитуда движений рулевого колеса. Именно этот вид системы используют Volkswagen, Mersedes, Volvo и Skoda.
Система распознавания усталости водителя в Volkswagen Pasaat
Если говорить о японском сегменте рынка, то здесь используется несколько иной способ. Именно поэтому больше всего внимания уделяется психоэмоциональным показателям самого водителя транспортного средства. Для контроля здесь используется видеокамера, которая предназначена для слежения за мимикой лица и жестами водителя. Прежде всего, система настраивается на реагирование при закрытии глаз, отвечая предупредительным сигналом. Анализируется и то, насколько часто моргает водитель, насколько глубоко и размеренно он дышит, распознавая при этом, когда человек просто моргает за рулём, а когда закрывает глаза.
В целом система в обоих случаях работает примерно одинаково.
Для начала блок управления занимается сбором и анализом полученной информации, поступающей с самих камер и датчиков. Такой подход призван в значительной мере расширить возможности системы для распознавания имеющихся условий. После этого, анализируется и определяется некая манера вождения каждого водителя, чтобы в последствие подстроить систему под индивидуальные параметры. Таким образом, полученные данные со временем становятся установленной нормой в системе.
В дальнейшем, поступающая информация будет сравниваться с определёнными заранее значениями норм.
Временные показатели первоначального измерения для каждой марки сугубо индивидуальны. Обычно вся процедура занимает от 15 до 30 минут.
При отклонении от нормальных показателей система дает предупреждающий звуковой сигнал водителю, оповещая о необходимости остановки.
Как контролировать водителей по топливу
Как мы уже говорили, водитель вправе останавливаться в течение поездки. Иногда это необходимо по состоянию здоровья.
Однако недобросовестные водители сливают топливо во время таких остановок. Чтобы этого не допустить, компания устанавливает специальный датчик — прибор для контроля водителя. Он отслеживает уровень топлива в баке в течение смены водителя. По показателям руководитель может вычислить, что водитель сливает топливо.
Но некоторые датчики имеют высокую погрешность. А у водителей есть способы эти датчики обмануть. Поэтому механикам необходимо регулярно осматривать топливную магистраль транспорта. Возможно, кроме датчика он обнаружит подозрительные краны и другие посторонние предметов.
Пресс-релизы
14.05.21
Как получить лицензию Министерства Культуры в 2021 году
22.04.21
Экологичная упаковка
21.04.21
Опрос: 93% мужчин считают женское фото с котом привлекательным
19.04.21
igooods вошел в число победителей Top 100 Party 2021
12.04.21
В «Невской усадьбе» открыто бронирование таунхаусов
06.04.21
Эскроу-счета: покупка жилья в новостройках СПб по новым правилам
25.03.21
Самостоятельный ремонт стиральной машины, как альтернатива недешевым и не всегда качественным услугам мастеров по объявлениям
22.03.21
Идет прием заявок на участие в региональном этапе всероссийского Конкурса «Экспортёр года»