Если очень нужно
Исходя из этого, каждое новое поколение жидкости (DOT-2, DOT-3, DOT-4 и т.д.) отличается от предыдущего более высокой температурой кипения и более низкой вязкостью на морозе. Поэтому в большинстве случаев смешивание жидкостей разных поколений приводит лишь к некоторому снижению эксплуатационных характеристик – на столько, на сколько жидкость более низкого класса “участвует” в полученной смеси.
Надлежащий уровень тормозной жидкости отмечается на стенках бачка. Его периодическое снижение должно насторожить владельца.
Но есть два крайних – причем почти буквально – случая: самая старая жидкость типа БСК и самая продвинутая DOT-5 (без дополнительного индекса). Они отличаются от других “дотов” базовой основой, вместо гликолей у БСК касторовое масло, а у “пятерки” — полимерный продукт силикон. Эти жидкости нельзя смешивать ни с какими другими, они несовместимы именно из-за особенностей своей базы. Кстати, обе они изначально окращены красным цветом – в отличие от допустимых к взаимному смешиванию DOT-3, -4 и -5.1, которые производители окрашивают желто-зеленым пигментом.
Тормозная жидкость DOT-5 с ее высокими характеристками и силиконовой базой на самом распространена менее, чем ее вторая “редакция” с индексом -5.1 на основе гликолей. “Чистую пятерку” смешивать с другими DOT’ами нельзя.
Кроме того, БСК из-за низкой температуры кипения подходит только для транспорта с ненапряженным температурным режимом тормозов, а DOT-5, наоборот, слишком крут для большинства гражданских легковушек, и его используют на самых динамичных спортивных моделях.
Интересно, что состав типа DOT-5.1 “миксовать” можно, поскольку в его основе – снова-таки гликоли. При смешивании между собой DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 марка и производитель ТЖ не имеют значения.
Классификация и состав тормозных жидкостей
Класс тормозных жидкостей | Требования по стандарту FMVSS №116 «Тормозные жидкости для автомобилей» | ||||
Температура кипения, оС | Кинематическая вязкость, мм2/с | Цвет | |||
«сухой» тормозной жидкости | «увлажненной» жидкости (воды 3,5%) | «увлажненной» при температуре 100оС | при температуре -40оС | ||
ДОТ 3 | 205 не менее | 140 не менее | 1,5 не более | 1500 не менее | от светло-желтогодо светло-коричневого |
ДОТ 4 | 230 не менее | 155 не менее | 1,5 не более | 180 не менее | |
ДОТ 5.1 | 260 не менее | 180 не менее | 1,5 не более | 900 не менее | |
ДОТ 5 | 260 не менее | 180 не менее | 1,5 не более | 900 не менее | темно-красный |
Многообразие выпускаемых тормозных жидкостей в международной практике принято классифицировать по DOT (российское наименование ДОТ) – системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским институтом – департаментом транспорта США (Department of Transportation – отсюда и название системы) – и получила широкое международное признание.
Тормозные жидкости разделяют на четыре основных класса по ДОТ: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 дополнительно выделяется ДОТ 5.1/АБС для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов.
В России иногда встречаются упаковки с маркировкой ДОТ 4+ или ДОТ 4.5, но к общепринятой системе классификации такая маркировка отношения не имеет.
Химический состав основы у жидкостей класса 3, 4 и 5.1 практически одинаковый – это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Различия – в добавлении присадок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость в системе целиком, то при необходимости допускается добавление одного класса в другой.
Смешивание тормозных жидкостей выполняется при соблюдении правила: жидкость более высокого класса добавляют в жидкость более низкого (но ни в коем случае не наоборот).
У жидкостей класса ДОТ 5 и ДОТ 5.1/АБС в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому их смешивать с жидкостями других классов недопустимо.
Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:
ДОТ 3
Состав определяется простыми соединениями гликолей и поэтому – невысокой себестоимостью производства, соответственно и недорогой розничной ценой.
- Главный недостаток – высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
- Срок службы такой жидкости не более 1,5 лет.
- Область использования – автомобили с барабанными тормозами, либо передними дисковыми, задними барабанными.
ДОТ 4
В состав помимо гликолей включена борная кислота. За счет этого повышается сопротивляемость жидкости впитыванию атмосферной влаги и увеличивается, таким образом, срок службы.
- У класса ДОТ 4 самая высокая вязкость среди других классов.
- Этот класс самый популярный у автолюбителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми (передними и задними) тормозами.
- Средний срок службы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года.
ДОТ 5.1
По составу похож с жидкостями класса ДОТ 4, но за счет присадок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.
- Однако эти достоинства являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности, соответственно пониженного срока службы (не более года).
- Жидкость разрабатывалась для спортивных автомобилей, в которых функциональные свойства гораздо важнее показателей долговечности.
ДОТ 5
Тормозная жидкость ДОТ 5 имеет смешанный состав: гликоли и силикон.
- Достоинства (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) – низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4 – 5 лет.
- Единственный серьёзный недостаток – не абсорбируемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах и при низких температурах серьезно осложняет их работу.
- Кроме того такой состав характеризуется повышенной аэрацией (насыщением воздуха) и по этой причине запрещен к использованию в автомобилях с АБС.
ДОТ 5.1/АБС
Также имеет в основе гликоли и силикон, но бо́льшую гигроскопичность, чем ДОТ 5. За счёт этого снижается срок службы (до 2 лет), но удаётся (с учетом влияния присадок) избавиться от повышенного насыщения жидкости воздухом.
Смесь от разных производителей
НУ и последнее, можно ли смешивать разных производителей? ДА КОНЕЧНО МОЖНО, почему нельзя то? Ведь здесь ЖЕСТКАЯ стандартизация, поэтому DOT4 от совершенно различных компаний взаимозаменяема, ведь они должны иметь одинаковую основу и температурные характеристики.
Конечно если это не подделка! Все же фирменные жидкости от самого производителя, купленные у дилера немного гарантируют качество, да и нужно ее не так-то уж и много, всего 0,5 – 1 литр, раз в 2 – 4 года.
ДА и запомните – это жидкость хранит вам вашу жизнь! А ЭТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО!
Сейчас видео версия статьи смотрим.
НА этом заканчиваю, думаю, моя статья и видео были вам полезны. ИСКРЕННЕ ваш АВТОБЛОГГЕР.
(22 голосов, средний: 4,23 из 5)
Классификация тормозной жидкости
Существует множество источников с информацией, касающейся оптимального выбора тормозной жидкости. Самым правильным будет прислушиваться к рекомендациям производителя автомобиля. Каждый новый автомобиль комплектуется руководством по эксплуатации, в котором обязательно есть рекомендации по марке используемой тормозной жидкости (ТЖ). Кроме того, в руководстве содержатся сведения о периодичности замены тормозной жидкости.
Каждому уважающему себя автомобилисту необходимо знать классификацию ТЖ, чтобы грамотно выбрать для вашего автомобиля оптимальную тормозную жидкость. Основные параметры этого компонента тормозной системы (ТС) – температура кипения и вязкость. Важная особенность ТЖ состоит в том, что постепенно при циркулировании в тормозной системе ее рабочие характеристики ухудшаются.
- DOT 3. Самый часто встречающийся класс тормозной жидкости. Автомагазины предлагают большой ассортимент ТЖ этого стандарта по демократичной цене. DOT 3 разработана для применения в автомобилях, предназначенных для спокойной езды, то есть передвижение характеризуется плавным набором скорости и торможением. Соответственно, тормозная жидкость способна работать в довольно скромном диапазоне температур. Из недостатков DOT 3 следует отметить сильную адсорбцию влаги, что приводит к потере ее рабочих свойств. Следовательно, такой тип ТЖ нуждается в более частой замене.
-
DOT 4. Данный класс тормозных жидкостей отличается от предыдущего пониженной способностью впитывать влагу и повышенной температурой закипания. Это свойство подойдет для автомобилей, в тормозной системе которых регулярно перегревается рабочая жидкость. Тормозную жидкость DOT 4 также необходимо использовать в машинах, владельцы которых любят резкие старты и торможения.
Тормозная жидкость этого класса встречается на полках любых автомагазинов, но цена ее выше, чем у DOT 3. Самый существенный недостаток DOT 3 и DOT 4 – химическая агрессивность состава. Резиновые детали тормозной системы автомобиля сильно страдают при применении агрессивных тормозных жидкостей. В случае же попадания ТЖ на металлические детали кузова коррозия неизбежна.
- Тормозные жидкости DOT 5 отличаются самым совершенным химическим составом. Применение в качестве основы для ТЖ силикона позволило убрать сразу несколько проблем, присущих жидкостям DOT 3 и DOT 4, рецептура которых разработана раньше. Силикон химически не агрессивен, а значит, резиновые уплотнители системы торможения при использовании жидкости DOT 5 проработают дольше.
Другое важное для тормозных систем свойство силикона – малая гигроскопичность. Единственное негативное явление, опасное для тормозных систем автомобилей с жидкостями DOT 5, – появление пузырьков воздуха
Завоздушивание приводит к тому, что работоспособность тормозов снижается. Химическая основа DOT 5 такова, что ее нельзя смешивать с тормозными жидкостями других классов. Поэтому автовладельцу, решившему поменять тормозную жидкость на DOT 5, придется сначала тщательно промыть систему от старой ТЖ.
Данная классификация является общепринятой для систематизации тормозных жидкостей легковых автомобилей.
ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА
На современных автомобилях в основном применяются гликолевые тормозные жидкости, которые имеют целый ряд преимуществ. Но, к сожалению, за год гликоль заберет из воздуха до 2-3% влаги, и жидкость приходится периодически менять, причем заблаговременно, пока она стала представлять опасности для надежной работы тормозной системы. (см. рис). Периоды замены обычно указывают в инструкции по эксплуатации автомобиля, которые составляют от 1 до 3 лет.
Дать объективную оценку свойствам тормозной жидкости можно только в лабораторных условиях, поэтому для экономии времени состояние тормозной жидкости оценивается визуально. Оценивается ее прозрачность, однородность, отсутствие осадка. Есть также приборы для определения температуры кипения тормозной жидкости и степени ее увлажнения.
Поскольку жидкость в системе не циркулирует, то ее состояние в бачке (месте проверки) может отличаться от той, что находится в колесных цилиндрах. В бачке она может набирать влагу из воздуха, а в тормозных механизмах – нет. Но там жидкость нагревается сильнее, иногда чрезмерно, и ее свойства могут ухудшиться.
Если просто добавлять новую тормозную жидкость при прокачке системы после ремонтных работ, то ситуацию это практически не исправит, значительная часть объема не поменяется.
Жидкость нужно менять полностью. Последовательность и особенности замены тормозной жидкости, например при прокачке с работающим двигателем, зависит от конструкции тормозной системы (тип усилителя, наличие антиблокировочных устройств и т.д.). Такую информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Способ 1. Полностью сливается старая жидкость путем открытия всех клапанов (штуцеров) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем бачок заполняется новой жидкостью и, нажимая на педаль тормоза, закачивают ее внутрь системы. Клапаны при этом нужно последовательно закрывать при появлении из них жидкости. Затем нужно удалить воздух из каждого контура гидропривода («прокачка» тормозов). При использовании такого способа новая жидкость со старой не смешивается. Часть вышедшей при прокачке новой жидкости можно применить снова, предварительно дав ей отстояться и произведя фильтрацию.
Примечание. Перед заменой на каждый клапан надевается отводящий шланг, другой конец которого опускается в подходящую емкость. Таким образом можно предотвратить повреждение шин и лакокрасочного покрытия на деталях подвески, тормозов вытекающей тормозной жидкостью.
Способ 2. Постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость, прокачивается по очереди каждый контур, вытесняя таким образом старую жидкость и не допуская осушения системы в целом. Так делают до тех пор, пока из клапана не появится новая жидкость. Плюс этого способа в том, что воздух в гидропривод не попадает, что делает ненужной контрольную прокачку. Но при этом не исключается, что в системе останется часть старой жидкости. Кроме того, потребуется большее количество свежей жидкости, чем при первом способе, так как большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего использования.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТЬЮ
Любая тормозная жидкость, независимо от типа, хранится только в герметичных емкостях, без контакта с воздухом, для предотвращения ее окисления, набора влаги и испарения.
Следует помнить, что тормозная жидкость, как правило, горючая или легковоспламеняющаяся. Строго запрещается при работе с ней курить. Она ядовита, при попадании в организм, даже 100 мл, может привести к летальному исходу. Обычно тормозная жидкость пахнет спиртом, и ее можно легко перепутать с алкогольным напитком. Если вы случайно заглотнули жидкости, например при откачивании из бачка главного цилиндра, следует немедленно промыть желудок. При попадании в глаза – обильно промойте их струей воды. В любом случае при таких ситуациях нужно обратиться к врачу.
Зачем нужна замена тормозной жидкости
Итак, начинаем с основы. Тормозная жидкость передает давление от главного тормозного цилиндра (ГДТ) на рабочий. Водитель нажимает на печаль, таким образом поршень головного тормозного цилиндра создает давление в магистрали. Эта сила по каналам передается на суппорты, вследствие чего выдвигаются поршни и разводят колодки. Колодки создают давление на рабочую поверхность дисков либо барабанов (в зависимости от системы). Возникшая сила трения приводит к торможению автомобиля.
Какими важными характеристиками должна обладать тормозная жидкость:
- несжимаемость под давлением;
- стойкость к пониженным и повышенным температурам;
- хорошие смазочные качества;
- отсутствие воздействия на резиновые, пластиковые и металлические материалы.
Наиболее важный момент это именно несжимаемость. Иными словами, ТЖ должна в полной мере обеспечивать передачу избыточного давления на рабочие цилиндры либо суппорта.
У тормозной жидкости также есть и одно очень неприятное свойство – она гигроскопична. То есть хорошо впитывает в себя влагу из окружающего пространства. Чем больше содержание в ней воды, тем меньше ее стойкость к закипанию и замерзанию. Например, наиболее распространенная на сегодня ТЖ ДОТ-4 закипает только после 230 °С, это минимально допустимое значение. Есть жидкости, которые не закипают пока температура не поднимется до 290 °С. Если увеличить долю воду в жидкости до 3.5 %, то температура кипение ее уменьшится до +155 °С, или на 30 %.
При работе тормозной системы выделяется очень большое количество тепловой энергии. И это понятно, ведь торможение происходит посредством трения узлов. Пятно контакта на элементах при торможении иногда разогревается до 600 °С. Тепловая энергия через детали передается на жидкость и разогревает ее. И если температура достигнет точки кипения – состав вскипит. Это вызовет образование газовой пробки, и жидкость перестанет быть несжимаемой. А значит при нажатии на педаль тормоза, она попросту провалится и тормоза откажут.
Самостоятельная замена тормозной жидкости
Самостоятельная замена тормозной жидкости возможна только на автомобилях, у которых давление в системе торможения создает не электрический насос, а шток, связывающий педаль тормоза, вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр. Это в полной мере относится к автомобилям с ABS. Если же на автомобиле установлены электронные тормоза и давление создает управляемый контроллером насос, то самостоятельно заменить тормозную жидкость в них невозможно.
Для замены тормозной жидкости вам понадобятся:
- смотровая яма, подъемник или эстакада;
- специальный ключ для прокачки тормозов (его можно купить в любом автомагазине);
- прозрачная стеклянная или пластиковая емкость для слива тормозной жидкости;
- чистые тряпки;
- шланг длиной 30-50 сантиметров (многие автомеханики используют отрезок трубки от капельницы);
- переносная лампа;
- жесткая щетка;
- новая тормозная жидкость.
Перед началом замены тормозной жидкости внимательно прочитайте статью техника безопасности для ремонта и обслуживания автомобилей. Это поможет вам избежать ошибок и травм. Закатите автомобиль на яму, эстакаду или подъемник, включите переносную лампу и внимательно осмотрите состояние трубок и шлангов тормозной системы. Замена тормозной жидкости – хороший повод для замены изношенных/поврежденных тормозных трубок или шлангов. Качественно заменить тормозную жидкость с помощью домкрата невозможно, потому что часть жидкости останется в трубках тормозной системы. Это происходит из-за того, что домкрат приподнимает лишь одну сторону автомобиля.
С помощью жесткой щетки очистите клапаны прокачки тормозов от грязи. Слив старой жидкости начинайте с заднего правого (на праворульных автомобилях с заднего левого) колеса. С помощью спецключа немного ослабьте затяжку клапана, затем наденьте на клапан шланг (трубку) и поместите его в емкость для старой жидкости. Использовать рожковый или накидной ключ нежелательно, потому что клапан прикипает к цилиндру и существует вероятность, что ключ слижет грани, после чего потребуется замена цилиндра. После этого открутите клапан настолько, чтобы жидкость потекла по трубке. Если жидкость не вытекает, снимите с бачка главного тормозного цилиндра крышку. После того как жидкость перестала вытекать, закрутите клапан и таким же образом слейте ее с заднего левого (или правого) колеса. После этого сливайте жидкость с переднего колеса с пассажирской стороны, затем с водительской стороны.
Залейте в бачок главного тормозного цилиндра жидкость и открутите клапан прокачки заднего правого (на праворульных автомобилях заднего левого) колеса. Дождитесь, когда из шланга начнет выходить жидкость без пузырьков и закройте клапан. Долейте жидкость в бачок и проведите эту же операцию с задним колесом с другой стороны. Снова долейте жидкость и сделайте эту же операцию сначала на переднем пассажирском, затем переднем водительском сиденье. Затем приступайте к прокачке тормозов.
Когда менять тормозную жидкость и какая тормозная жидкость лучше
Срок замены жидкости зависит от ее основы:
- Минеральные. Состояние можно оценить по изменению цвета при накоплении продуктов износа. Смена необходима при изменении цвета.
- Гликолевые. Гигроскопичны, поэтому их необходимо менять раз в 2-3 года или через 50-60 тыс. км пробега. Главный показатель для замены – набор влаги более 3,5%. Определяется это специальным прибором.
- Силиконовые. Так часто, как гликолевые, замены не требуют. Они не гигроскопичны. Но влага может накапливаться отдельными каплями в изгибах тормозной системы. Это приводит к коррозии таких мест. Поэтому рекомендуется обновлять состав раз в 5 лет.
При несвоевременной замене происходит:
- снижение температуры кипения;
- ухудшение смазочных свойств;
- повышение износа материалов тормозной системы.
Если уровень жидкости в тормозном бачке упал, а на приборной загорелась сигнальная лампа, необходимо проверить состояние системы. Возможен предельный износ колодок или утечка. В таком случае необходимо посещение автосервиса или самостоятельная проверка состояния колодок, цилиндров и тормозных магистралей.
Тестер тормозной жидкости
Чтобы выбрать состав на замену отработанному, можно обратиться к сервисной книге производителя автомобиля. Там даны типы и объемы подходящих жидкостей. Это основной источник информации при подборе, а окончательно марку определяет владелец транспортного средства.
Объем жидкости для замены
Сколько нужно тормозной жидкости разных марок указано в таблице.
Производитель авто, модель |
Классификация |
Объем, л |
Классика Ваз 01-07 тормозная сцепление |
Томь, РОСДОТ, Дот 4 |
0,52 0,2 |
Газель Next
без АБС с АБС |
Тормозная жидкость РОСДОТ |
0,78 0,83 |
Audi A 4 (B 6) 1.6 – 4.2 с 2000г |
FMVSS 116, DOT 4 | 1 |
Hyundai Solaris | DOT 4 |
0,8 |
Daewoo Nexia Gentra Matiz привод сцепления |
DOT 3, DOT 4 |
0,5 0,2 |
Ford Focus 2 | DOT-4, DOT-5 Оригинал – WSS-M6C57-A2 |
1,25-1,35 |
Skoda Octavia A5 |
FMVSS 116, DOT-4 | 1 |
Shevrolet Lanos | DOT-4 |
0,5 |
Renault Duster |
ELF FRELUB 650 DOT4 DOT 4 |
0,7 |
Вытесняя старую жидкость, новая вымывает из системы продукты износа, промывает ее. Состав рекомендуется брать с запасом. Оптимальный объем тормозной жидкости при замене равен одному литру.
Если в автомобиле присутствуют вспомогательные системы, связанные с тормозной, или совмещен бачок со сцеплением, может понадобиться 1,5 литра.
Рейтинг тормозной жидкости дот 4
Motul DOT 4
Эта несиликоновая синтетическая жидкость предназначена для гидравлических тормозов и систем сцепления. Она имеет экстремальное термическое сопротивление и стабильность, и очень высокую температуру кипения (312 градусов по Цельсию). Она не имеет срока годности.
Форма бутылки может быть неудобной и может привести к утечке. Кроме того, она дороже, чем некоторые конкурирующие бренды, и вам придется менять эту жидкость чаще из-за характеристик производительности.
Valvoline
ТЖ от известного производителя занимает 2-ое место в нашем рейтинге тормозных жидкостей дот 4. Эта гидравлическая тормозная жидкость на 1000 миллилитров разработана для систем ABS, барабана и дискового тормоза, которым требуется тормозная жидкость DOT 3 или DOT 4. Это универсальный продукт, который можно легко комбинировать с обычными жидкостями, и он имеет высокую температуру кипения – 250 градусов по Цельсию, что сводит к минимуму испарение и отказ тормозов.
Эта жидкость сочетает в себе первоклассные гликоли и гликолевые эфиры для защиты от коррозии. Это формула с низким содержанием влаги, поэтому она имеет превосходную защиту от паровых пробок.
Есть не так много минусов, связанных с этим продуктом. Тем не менее, это может быть нехорошо, если вы используете жидкость на гусеничных транспортных средствах или, сильно и резко тормозите.
Brembo Premium DOT 4
Эта тормозная жидкость имеет очень низкую вязкость и рекомендуется для транспортных средств, которые оснащены современными электронными системами управления торможением и различными функциями, такими как антиблокировочная система тормозов, электронный контроль устойчивости, контроль тяги и электронное распределение тормозного усилия. Тормозные жидкости премиум-класса Brembo имеют более высокие точки кипения и пониженную вязкость для защиты от паровых пробок. Этот продукт отлично дополняет рейтинг тормозных жидкостей для иномарок.
Brembo специализируется на производстве тормозных систем для высокопроизводительных транспортных средств и мотоциклов, поэтому ее продукция высоко ценится в отрасли. В целом, это тормозная жидкость хорошего качества, а низкая вязкость должна улучшать работу систем ABS и устойчивости в холодную погоду. Ваши тормоза могут быть немного более агрессивными после использования этой жидкости. Однако она может не подходить для некоторых автомобилей, поэтому убедитесь, что продукт совместим с вашей маркой и моделью.
ATE
Тормозная жидкость на Приору, какая лучше? Обратите внимание на ATE. АТЕ — всемирно известный производитель автомобильных жидкостей, смазок и масел
Продукт разработан с выдающейся способностью «запирать» воду. Это означает, что он предназначен для предотвращения просачивания воды через пористые шланги тормозной системы и разбавления жидкости. При покупке вы получаете литр жидкость, а цена составляет менее 1500 рублей, что является просто замечательной ценностью для такого высокопроизводительного продукта.
Bosch
Последнее место в нашем топе тормозных жидкостей занимает качественный продукт от великого производителя — Bosch.
С ценой от 500 рублей, вы получите тормозную жидкость, которая обладает превосходными смазывающими свойствами, превосходит все стандарты DOT и может использоваться с DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Качество позволяет одновременно сочетать высокую температуру кипения во влажном состоянии и низкую вязкость при работе.