Зачем нужна шумоизоляция
Конструктивно предусмотренные заводами системы снятия вибрации, а также штатная вибро-шумоизоляция со своей задачей справляется слабо, и оставляют желать лучшего. Этот факт подтверждается наличием в интернете множества фотографий разобранных «голых» дверей, полов и потолков, причем далеко не дешевых автомобилей. Автопроизводителей понять сложно, но в принципе возможно. Идет жесткая борьба по снижению цены, в том числе и за счет экономии на шумоизоляционных материалах.
Итак, приведем ряд плюсов шумоизоляции автомобиля:
Повышается безопасность при управления транспортным средством
Шум приводит к быстрой утомляемости водителя и снижает безопасность его движения, а соответственно и его пассажиров. Это, пожалуй, самый главный критерий с которым трудно поспорить.
Препятствует появлению различных болезней
Доказано, что вибрация вызывает головные боли, головокружения, нарушения сна, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия, нарушения сердечной деятельности и другие болезни которые зачастую до поры до времени протекают незаметно.
Повышается акустический комфорт в салоне автомобиля
Благодаря шумоизоляции намного улучшится качество звука и акустики даже вашей штатной магнитолы. Здесь не нужно быть профессионалом по звуковому давлению, разницу почувствует даже отдаленный от всего этого человек.
Улучшаются теплоизоляционные свойства автомобиля
Салон автомобиля будет медленнее охлаждаться зимой, и дольше нагреваться летом. За счет тепло-звукоизоляционных материалов будет достигнут эффект термоса, что тоже является очень приятным сюрпризом;
Повышается стойкость металла кузова к коррозии
В процессе шумоизоляции практически весь металл кузова обрабатывается специальными мастичными вибродемпфирующими материалами. Они не только предотвращают прямое взаимодействия металла с воздухом, но и защищают его от возможной протечки воды в зимний период времени.
Приятные бонусы
Шумоизоляция повышает общий уровень комфорта управления автомобилем. К примеру, водителю станет намного приятнее общаться с пассажиром, не повышая голоса. Скажите, а к какому автолюбителю не понравиться комплимент в адрес своей машины со стороны друзей или коллег?
Подготовительные работы
Шумоизоляционные работы следует проводить в теплое время года или в отапливаемом и хорошо проветриваемом помещении.
Обработку автомобиля можно проводить как целиком, так и небольшими элементами. К примеру, на начальном этапе можно обработать днище и колёсные арки автомобиля жидкой шумоизоляцией, потом багажник и двери.
Наиболее затратными по времени являются работы по защите внутренних элементов салона автомобиля: пола, крыши и стоек.
Перед тем как сделать шумоизоляцию своими руками автомобиль следует помыть, так предохраняется от повреждений лакокрасочное покрытие, да и с чистой машиной работать приятнее. При обработке днища автомобиль следует установить на подъёмник, смотровую яму или эстакаду.
Начинать работы при недостатке опыта лучше всего с простых и ровных поверхностей. Для опробования своих сил хорошо подойдёт багажный отсек и крышка багажника. Подготавливаем шумоизоляционные материалы для авто, оборудование и инструменты и настраиваемся на длительный и кропотливый процесс по снижению уровня шума в салоне автомобиля.
Материалы для шумоизоляции машины
Процесс покрытия изоляцией потребует наличие разного материала для каждой части кузова. Он отличается в зависимости от уровня шума, нагрузки на основу и силы вибрации, так подбирают подходящий тип, толщину и фактуру материала.
Шумоизоляция автомобиля – Вибропласт М2
Инструкция и отзывы помогают определить лучшие материалы для отдельных элементов:
- для багажника, арок, пола, подкапотного пространства и основного тоннеля используют: «Вибропласт М2», «Визомат М2» или «МП» и BiMast Bomb или Super;
- для изоляции дверной полости применяют «Визомат МП», а также «Вибропласт М2»;
- на пол сверху вибродемпфирующего слоя укладывается пористая изоляция «Сплэн» или «Вибротон»;
- к крыше фиксируется «Битопласт» или «Вибропласт М1»;
- уплотнение пластмассовой компоновки лучше выполнять «Битопластом» и «Маделином». Единственной сложностью процедуры является необходимость разборки салона. На участки стыков укладываются полоски величиной 10–15 мм;
- одним из наибольших источников шума и вибрации является мотор, для его изоляции одного слоя недостаточно. Лучшие результаты показывают «сендвич-панели», где наносят: слой «Вибропласта», затем «Сплэна» и в конце «Визомата ПБ-2»;
- в капот чаще укладывают «Изотон ЛМ».
Количество материалов зависит от автомобиля, своё значение имеет и насколько набита рука, следовательно, меньше обрезков. Усреднённый расход для разных частей корпуса:
- для крыши, пола, капота, багажника и дверей потребуется минимум 15 листов 53х75 см или 6 м2;
- на арки и перегородку подкапотного пространства от салона – 2 листа 1х1,25 м или 2,5 м;
- пол и багажник покрывается 3 листами 1х1,25 м или 4 м2;
- на крышу потребуется уплотнитель («Битопласт 10»). Достаточно одного листа (1–2 м2);
- на капот, щиток и ляду багажника укладывается тепло- и звукоизоляционный материал («Изотон»). Покупают 1 лист (1–2 м2);
- для уплотнения деталей салона потребуется 0,5–1 м2.
«Битопласт» для шумоизоляции автомобиля
Если выбирать бюджетный материал в 2 слоя или 1 слой качественного покрытия, стоит предпочесть вариант с лучшими характеристиками, так как укладка одинакового материала с низкими характеристиками незначительно повысит защиту.
Нюансы отдельных частей
Сталкиваясь с шумоизоляцией разных частей кузова, важно знать касающиеся их нюансы:
Двери автомобиля
Двери в автомобиля имеют очень большую площадь, они способны пропускать шумы идущие с улицы в хорошем объёме:
- Штатная (она же заводская) шумоизоляция либо отсутствует, либо оставляет вам желать лучшего
- Работа заключается в наложении материалов на все поверхности корпуса каждой двери с внутренней стороны
- Технологические отверстия при этом закрываются, проклеивается обшивка звукопоглощающими материалами
- После этого такая дверь, способна исполнять роль корпуса для колонки
- Колонка в закрытом объёме сразу же раскрывается, и дает хорошую глубину звучания
Арки
Колёсные арки находятся вблизи от источников шума и поэтому являются местами распространения повышенной вибрации:
Поэтому шумоизоляция арок является наиболее важной проводимой работой по шумоизоляции авто
Работу выполняют при помощи толстых, и тяжёлых материалов с высоким коэффициентом поглощения вибрации
Днище
Больше всех влияет на качество шумоизоляции авто грамотно сделанный пол:
- Шумоизоляция двигательного отсека (переднего щита) тоже входит в общий комплекс работ виброизоляции пола
- Материалы, которые наносятся на пол, должны иметь битумную основу и хорошую толщину, чтобы хорошо гасили вибрации кузова
Потолок
Почему-то принято считать, что шумоизоляция на потолке нужна только в дождь, однако это совсем не так:
- Потолок в машине имеет просторную площадь с низкой жёсткостью, это обстоятельство делает его великолепным ретранслятором вибрации и звуковых колебаний
- Он сильно отражает звуковые волны возникающие внутри салона, кроме того хорошо передаёт посторонние шумы, идущие снаружи, особенно если двигаться на высокой скорости (из-за сопротивления воздуха)
Багажник
Шумоизоляция машины с обработкой багажника просто необходима в хэтчбеках, так как салон получается не изолированным от багажного отделения. Кроме этого неплохие показатели получаются в седанах, особенно это заметно если установить савбуфер.
Капот
Шумоизоляция капота снижает шумы, воспроизводимые мотором, они влияют на общий (суммарный) уровень шумов. Это хорошо слышно, особенно когда мотор работает в холостом режиме и при движении машины в пробках. У нас все, дополнительно рекомендуем воспользоваться нашим видео, успехов в работе.
Виды шумоизоляционных материалов
Под общим названием шумоизоляция объединены несколько типов материалов — это вибропоглатители, шумопоглатители и уплотнители.
Виброизоляционные материалы
Название говорит само за себя, это материалы для снижения вибраций металлических поверхностей автомобиля.
Представляют из себя мастику на фольгированном материале разной твердости и толщины. «Вибра» — является основой любого шумоизоляционного «бутерброда» автомобиля. Чаще материалы являются самоклеящимися, но есть и такие, которые требуют нагрева для монтажа.
Рекомендации к установке:
- крыша;
- крышка капота;
- двери;
- крышка багажника;
- арки колес;
- пол салона;
- перегородка моторного отсека;
Шумоизоляционные материалы
Как правило, укладываются поверх виброизоляции, выполняя двойную функцию — шумопоглощения и теплоизоляции. Бывают двух видов.
Первый вариант выполнен из вспененных материалов с закрытоячеистой структурой, имеет выраженный теплоизоляционный эффект.
Рекомендации к установке:
- пол салона;
- пол багажника;
- крыша;
- крышка капота.
Второй вариант — более мягкие вспененные материалы с волнообразной или пирамидальной структурой поверхности. Не ровная лицевая поверхность материала увеличивает площадь, обеспечивая более эффективное поглощение звука в сравнении с плоскими аналогами такой же толщины. За счет мягкости и податливости облегчает сборку деталей салона и заполняет пустоты.
Рекомендации к установке:
- крыша;
- двери;
- крышка багажника;
- арки колес с внутренней стороны;
- перегородка моторного отсека.
Уплотнительные материалы (антискрипы)
С помощью этих материалов устраняются всеми ненавистные «сверчки» и при необходимости создается дополнительное уплотнение на стыках пластиковых деталей салона. Еще антискрипы могут служить для обмотки электропроводки.
Рекомендации к установке:
- стыки пластиковых панелей,
- воздуховоды,
- места прилегания обшивок дверей.
«StP»
«Стандартпласт» на рынке с 1996 года. Распространяет свои шумоизоляционные, звукоизоляционные и уплотнительные материалы через дилерские сети.
«Шумофф»
Является как разработчиком, так и производителем. Имеет ряд очень удачных материалов, полностью отвечающих требованиям автошумоизоляции.
Конечно есть еще много производителей и видов шумоизоляции, но я буду приводить примеры материалов этих двух марок. Потому что они наиболее распространены и известны у наc. Так вам проще будет составить представление о типе изоляции для конкретной поверхности.
Работы по звукоизоляции моторного отсека
В руководствах, как правильно сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками, не затрагиваются вопросы о демонтаже и монтаже оборудования и элементов салона. Для начинающего энтузиаста звукового тюнинга демонтаж оборудования становится большой проблемой.
Предварительные работы перед шумоизоляцией требуют полной разборки «торпедо» и приборного щитка, демонтажа всех пластиковых панелей.
При этом обнажается множество электрожгутов и разъемов, которые нужно отмаркировать для последующей сборки. Не лишним будет сложить все крепежные элементы приборов в отдельные коробочки. Тщательности требует разборка приборов, при которой легко повреждаются корпуса, тросики, тяги, защелки, проводка.
После разборки отмываются остатки заводской шумки и наклеивается двухслойная шумоизоляция. Сначала раскраивается и приклеивается виброизолятор на металл моторной перегородки. Сверху монтируется выбранный вами шумопоглотитель.
Более подробно помотреть, как сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками можно на видео:
Со стороны двигателя большинство автолюбителей применяет частичную шумоизоляцию. Демонтаж всего двигателя нерационален, проще звукоизолировать капот автомобиля, через который наружу выходит большая часть шумов работающего мотора.
При шумоизоляции капота вибродемпфером оклеиваются промежутки между ребрами жесткости. Шумопоглощающие материалы монтируются сплошным слоем, закрывающим и ребра жесткости. При выборе материалов нужно учитывать испарения бензина, масел, высокую температуру двигателя.
Разборка «торпедо» потребуется и для полной шумоизоляции салона.
Для работы в салоне нужно полностью снять сиденья, половые покрытия. Реже снимают обшивку потолка. Двухслойной шумоизоляцией проклеивается пол, колесные арки, внутренние поверхности дверных порогов. Единственной деталью, для которой шумоизоляция не используется, становится крышка багажников кузова седан. Пятые двери хэтчбеков, универсалов и кроссоверов шумоизолируют по стандартной технологии.
Как проверить эффективность полной шумоизоляции
Практически все автовладельцы оценивают полную шумоизоляцию автомобиля, так сказать, по собственным ощущениям. То есть, на слух. Это в корне неправильный и необъективный метод. Тому есть сразу несколько причин:
- слух далеко не у всех музыкальный;
- уровень шумов в машине зависит от многих факторов – места, погоды, времени суток и так далее.
- восприятие шумов слухом тоже зависит от многих факторов – настроения человека, того, что он делал до оценки эффективности шумоизоляции (слушал музыку, стоял возле громко работающего инструмента и прочее);
- человек подвержен самовнушению – вложив в шумоизоляцию немало денег, даже если видимого результата не будет, может казаться, что он есть.
Именно поэтому оценку эффективности полной шумоизоляции автомобиля лучше доверить лишенной человеческих недостатков технике. Справиться с этой задачей может приложение типа «шумомер» для смартфона, ноутбук с микрофоном, или же полноценный шумомер. Кроме того, при оценке эффективности шумоизоляции гораздо важнее громкости шума является его частотная характеристика (см. выше). Поэтому, для получения полной картины желательно измерять не только громкость, но и амплитуду каждого частотного диапазона. Опять же, справиться с этим сможет ноутбук с микрофоном и соответствующим программным обеспечением.
Как правильно делать замеры – это уже отдельная тема. Если кратко, то выглядит это следующим образом. Замеры проводятся до, и после шумоизоляции. Измерительное оборудование закрепляется в автомобиле так, чтобы на него не предавались вибрации от кузова. Причем, и до, и после – в одном и том же месте. Обязательно замеры надо проводить на разных режимах эксплуатации автомобиля – стоянка на месте с работающим двигателем, на разной скорости и так далее.
Особое внимание стоит уделить условиям, при которых выполняются замеры. Помните о том, что на шумность салона автомобиля влияет и погода (давление воздуха, влажность, температура), и время суток, и место проведения замеров (город, трасса, лес, тип дорожного покрытия)
В общем, это целая наука с миллионом факторов. Сами понимаете, что оценить что-либо на слух практически нереально. Несмотря на то, что полная шумоизоляция, собственно, для слуха-то и делается.
Схожий материал
Какая шумоизоляция для автомобиля лучше?
Выбор чаще всего зависит от того, какой цели хочет достигнуть автолюбитель – избавиться от шумов, вибраций, утеплить салон или провести комплексную работу. Рекомендуется делать последнее. Это выйдет дороже, но качество будет значительно выше. Материал можно выбирать любой, который устраивает вас по свойствам и цене.
Прокладочный материал
Перед началом работ потребуется купить еще одну продукцию, которая может пригодиться, если вы хотите получить качественный результат – прокладочный материал, который необходим для подавления шумов, способных возникать на стыках как деталей, так и листов звукоизоляции. Чаще всего его применяют в тех местах, где возможны удары металлических деталей друг о друга.
Если раньше для этого применялся пластилин, то современные технологии могут предложить более качественные и долговечные изделия, например, Маделин. Материал имеет тканевую основу и внешне напоминает тряпичную изоленту. Ширина ленты составляет 1-1,5 мм. Чаще всего уплотнитель применяют для размещения между декоративными частями в салоне.
Шумоизоляция капота
Шумоизоляция капота выполняется при помощи виброизоляционного материала, который размещается с обратной стороны крышки капота. Чаще всего применяют листы из пенополиуретана, подойдет и другой негорящий мягкий материал.
Шумоизоляция дверей
Шумоизоляция дверей должна быть основательной, гасить как шумы, так и вибрации. Для ее установки дверь потребуется разобрать, так как материал крепят с внутренней стороны на металл. Не требуется использовать слишком толстые листы, стоит помнить о том, что стекла все равно будут пропускать определенное количество шума.
Для изоляции дверь полностью разбирается: снимают дверные карты, динамики, снимают с металла заводскую пленку, после этого на голый металл крепят листы звукоизоляции и собирают дверь в обратном порядке.
Шумоизоляция колесных арок и багажника
Шумоизоляция арок, багажника и пола багажника требуется, чтобы изолировать звуки с улицы и от тех предметов, которые находятся в машине, а также ее движущихся деталей. Для этого устанавливают специальные детали из звукопоглощающего пенополиуретана. Его ячейки закрыты, что позволяет избавиться не только от звуковых волн, но и от передаваемых по металлическим частям вибраций. Покрытие может быть многослойным, иметь резиновые частицы, позволяющие максимально снизить вибрации.
Шумоизоляция багажника рекомендуема для любых авто, так как обычно именно эта часть авто издает больше всего шума, изолируют не только крышку, но и его пол. Для этой цели чаще всего используют не только виброизоляционный материал, но и совмещают его с нагруженным винилом. Для крышки багажника применяют листы, основой которых является бутилкаучук.
Шумоизоляция крыши
На голый металл автокрыши требуется наклеить виброизоляционный материал, затем снова закрыть ее декоративной панелью потолка. Используют для этого материалы на бутилкаучуковой основе.
Шумоизоляция пола
Шумоизоляция пола – завершающий и наиболее важный и сложный этап работ. Трудность заключается в необходимости демонтировать сидения и всю обшивку, так как материалы по вибро- и шумоизоляции нужно крепить к металлу.
Шумоизоляция дверей популярных бюджетных моделей
Для большинства автолюбителей первым этапом работы становится шумоизоляция дверей. Для монтажа звукоизоляции дверь не нужно снимать с кузова. При дефиците времени, невозможности закончить работу за один день, автовладелец может какое-то время ездить с демонтированной обшивкой двери.
Продавцы шумоизоляционных материалов в своих рекламных материалах преувеличивают простоту самостоятельных работ по установке звукоизоляции. Для начинающих любителей тюнинга основными сложностями становятся не работы по шумоизоляции, а разборка и сборка двери. Разбирая дверную карту простыми отвертками и ножами, автолюбитель может сломать пластмассовые защелки и клипсы, повредить тяги, детали электростеклоподъемников, тросики.
При разборке двери нужно выполнить такие операции:
- демонтировать дверную карту (без повреждения снять пластмассовые защелки, клипсы);
- разобрать дверные механизмы;
- удалить заводскую шумоизоляцию;
- снять динамик;
- отсоединить и маркировать штатную электропроводку динамиков и электродвигателей.
После разборки двери бюджетной иномарки или отечественной модели вы увидите строение каркаса конструкции.
Нетрудно понять, что с внутренней стороны наружный металл двери не звукоизолирован или оклеен фрагментарно.
Для качественной шумоизоляции необходимо выполнить такие работы:
- Проклеить виброизолятором внутренние металлические поверхности наружной обшивки двери. Листовым материалом «стык в стык» оклеиваются плоские поверхности, включая труднодоступные места. Исключение можно сделать для ребер жесткости.
- Провода собирают в жгуты и закрепляют. При этом нужно избегать пересечений силовых кабелей с акустическими, вызывающих электромагнитные наводки акустики.
- Установить штатный динамик, оборудование.
- «Зашумить» технические отверстия. Обработать антискипом места крепления электрожгутов.
- Шумоизолировать съемную дверную карту с внутренней стороны. Предусмотреть вентиляционные отверстия.
- Собрать дверную карту, установить решетку диффузора.
При оклейке металлических поверхностей вибропластами, многие материалы требуют разогрева клеящего слоя. Для этой операции необходимо применять тепловой фен.
Под внутреннюю сторону дверной карты можно устанавливать тонкий слой (полтора миллиметра) «Изолона» или «Изотона, в котором проделываются вентиляционные отверстия.
Шумоизоляционные работы многие тюнингисты совмещают с заменой наружной обшивки дверной карты, после которой собранная дверь выглядит оригинально и стильно.