Сколько заработала Tesla в 2020 году
Мы об этом не задумываемся, но учитывая масштабы автомобильного рынка, получение таких выплат превращается в прибыльный бизнес. За последние пять лет Tesla получила 3,3 миллиарда долларов на таких отчислениях. Только в прошлом году размер выплат составил 1,6 миллиарда долларов.
Если сравнить сумму отчислений, которые Tesla получила в прошлом году, можно понять, что продажа автомобилей в ее бизнесе имела далеко не самую прибыльную роль. На основной деятельности компания получила 721 миллион долларов чистой прибыли против 1,6 миллиарда долларов выплат от других компаний. Если бы таких выплат не было, компания продолжила бы работать в убыток.
Не забываем о перспективных разработках Tesla, которые принесут ей еще больше денег.
Топ-менеджеры Tesla признают, что компания не может рассчитывать на стабильность этого источника денежных средств.
11 штатов, о которых идет речь — это Калифорния, Колорадо, Коннектикут, Мэн, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Орегон, Род-Айленд и Вермонт.
Почему Tesla — самый популярный электрокар?
Tesla выпускает 4 модели электрокаров. Две модели премиального сегмента — Model S и Model X — и две модели среднеценового сегмента — Model 3 и Model Y. Изначально Tesla фокусировалась на автомобилях премиум-класса Tesla S и X, которые в среднем стоили $90 000. В 2017 году за счет более дешевой модели — Tesla 3 (средняя цена $50 000) — компания смогла завоевать нового клиента из среднего класса, который более чувствителен к цене автомобиля. Более того, наблюдается тенденция снижения стоимости автомобиля за счет снижения стоимости батарей:
Помимо цены, Tesla продает самые энергоэффективные модели на рынке. В среднем электрокар Tesla на 10-30% эффективнее конкурентов. Также Tesla ежегодно увеличивает запас хода своих автомобилей (330-400 миль, в зависимости от модели), что больше, чем у конкурентов:
Рис. 5
И в чем же проблема?
Проблема в том, что «Тесла» продает всего одну модель, тогда как и Mercedes-Benz, и BMW готовы предложить своим клиентам машины на любой вкус: от компактвэнов до представительских седанов и суперкаров. И если продажи в одном сегменте рынка падают (а в США реализация седанов Е-сегмента в этом году переживает не лучшие времена), то немцы и премиальные японцы могут нарастить продажи в другом сегменте. А «Тесла» – пока нет. В связи с этим в последнем квартальном отчете автопроизводитель скорректировал прогноз продаж до отметки «между 50 и 55 тысячами машин» (с учетом еще не представленного официально кроссовера Model X), тогда как после завершения первого квартала «Тесла» обещала продать за 12 месяцев 55 тысяч автомобилей. Такое заявление незамедлительно сказалось на стоимости акций Tesla Motors. Если в день публикации квартального отчета на закрытии торгов NASDAQ цена одной акции «Теслы» составляла 270,13 доллара при максимуме в 271 доллар, то уже на следующий день торги закрылись со стоимостью 246,13 доллара при максимуме в 255 долларов. На момент написания этой статьи одна акция Tesla Motors стоила 241,14 доллара США. Еще одна причина перерасхода – большие затраты «Теслы» на инфраструктуру. В США и некоторых европейских странах компания Илона Маска за свой счет строит и содержит бесплатные электрозаправки Supercharger для владельцев Model S, разрабатывает и внедряет методы быстрой смены аккумуляторов и зарядки батарей, а также строит в Неваде «гигафабрику» для производства аккумуляторов. Помимо самого завода, который обойдется «Тесле» и Panasonic в пять миллиардов долларов, компании придется инвестировать в экономику штата еще 10 миллиардов долларов в течение ближайших 20 лет в обмен на ряд налоговых послаблений. Нужны еще причины? Пожалуйста: только в этом году компания Маска собирается потратить на развитие 1,5 миллиарда долларов, большая часть которых уйдет на запуск серийной версии кроссовера Model X. Короче говоря, «Тесла» очевидно тратит больше, чем зарабатывает. Отсюда и убытки с каждой проданной машины. И даже 55 тысяч реализованных автомобилей в 2015 году вряд ли смогли бы компенсировать все эти расходы.
Особенности Tesla
Разные производители пытались использовать различные батареи для опытных образцов электромобилей. Отличительной чертой моделей Tesla стали гальванические элементы питания, в которых тысячи литий-ионных батарей образуют единую зарядную систему. Подобные аппараты применяются в бытовой технике, ноутбуках и планшетах, но для автомобилей компания удешевила процесс производства, одновременно снизив вес получаемого изделия.
Несмотря на распространенное мнение об опасности такого рода аккумулятора, многочисленные тесты и годы использования на автомобилях Tesla показывают надежную защиту от вспучивания, перегревания, воспламенения за счет грамотной терморегуляции. А для удобства водителя и не в ущерб элегантности внешнего вида автомобиля весь блок батарей находится под полом машины, что также разительно отличает модели Tesla от аналогичных электромобилей.
Не менее уникальна история и с созданием двигателя. Инженеры компании, чтя память Николы Теслы, взяли за основу разработку самого ученого. Классический мотор, имеющий жидкое охлаждение, работает от переменного 3-фазного 4-полосного тока. Компактный агрегат легче и практичнее традиционного двигателя внутреннего сгорания, а также дает возможность исключить из конструкции трансмиссию ради прямого привода. Именно с этой силовой установкой электромобили получили наибольшую популярность и смогли развивать скорость до 208 км/ч.
И, наконец, ратуя не только за чистоту, но и за безопасность, конструкторы постарались максимально обезопасить будущих владельцев автомобиля. Корпус электрокара сделан из ударопрочной стали, а водителя и его пассажиров защищают целых 8 подушек безопасности.
Tesla — не простой автопром
На данный момент основной сегмент выручки Tesla — электрокары. В области машиностроения Tesla активно наращивает производственные мощности и собирается выпустить новые линейки автомобилей (спорткары, пикапы, грузовики). Помимо автомобилей, Tesla активно развивает автопилот и решения в области электроэнергетики. Автопилот — дополнительный драйвер и причина покупки Тесла (NASDAQ:TSLA), он обеспечивает безопасное вождение на дорогах и, скорее всего, заменит людей в такси. Электроэнергетика позволяет компании диверсифицировать выручку по разным направлениям и создать поддержку циклическому сегменту электромобилей. Более того, создание собственных электрозаправок и накопителей энергии позволяет Tesla создавать инфраструктуру для развития основного бизнеса. Все эти шаги ведут к монопольному положению на рынке электрокаров. При этом на данный момент рынок электромобилей достаточно маленький относительно рынка бензиновых машин. Например, в 2019 году было произведено 92 млн автомобилей, Tesla произвела 367 тысяч, то есть её доля ~0.4%. Илон Маск планирует увеличивать мощность производства на 50% ежегодно. Если план Маска сбудется, то ему удастся достичь 10% доли рынка к 2028 году:
Рис. 12
Тесла сейчас — ставка на венчурную историю, которая может как превратиться в тыкву, так и вырасти в несколько раз. Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Что случилось?
Агентство Reuters во вторник распространило информацию о том, что компания Tesla Motors теряет примерно по четыре тысячи долларов на каждом проданном электрическом седане Model S – единственной на данный момент серийной модели американского производителя. Только за второй квартал текущего года «Тесла» потеряла 359 миллионов долларов, по сравнению с первыми тремя месяцами. В отчете автопроизводителя за второй квартал также говорится, что на конец полугодия объем доступных денежных средств компании составляет 1,15 миллиарда долларов. За аналогичный период прошлого года на счетах «Теслы» лежало 2,67 миллиарда долларов. Таким образом, за год компания потеряла больше денег, чем у нее осталось. Самое интересное, что убытки компания Tesla несет несмотря на то, что ее автомобили стоят совсем недешево.
И в чем же проблема?
Проблема в том, что «Тесла» продает всего одну модель, тогда как и Mercedes-Benz, и BMW готовы предложить своим клиентам машины на любой вкус: от компактвэнов до представительских седанов и суперкаров. И если продажи в одном сегменте рынка падают (а в США реализация седанов Е-сегмента в этом году переживает не лучшие времена), то немцы и премиальные японцы могут нарастить продажи в другом сегменте. А «Тесла» – пока нет.
Строительство «Гигафабрики» в Неваде
Нужны еще причины? Пожалуйста: только в этом году компания Маска собирается потратить на развитие 1,5 миллиарда долларов, большая часть которых уйдет на запуск серийной версии кроссовера Model X. Короче говоря, «Тесла» очевидно тратит больше, чем зарабатывает. Отсюда и убытки с каждой проданной машины. И даже 55 тысяч реализованных автомобилей в 2015 году вряд ли смогли бы компенсировать все эти расходы.
Автопилот Tesla — не лучший в мире
Как известно, Tesla имеет свой автопилот — Full Self Driving. Это важная ставка для компании, так как его цена достигает 8-10 тысяч долларов, что составляет от 15 до 30% от стоимости всего электрокара. Илон Маск ожидает достижения полного уровня автономии в 2021 году в некоторых странах. Сейчас только второй уровень, и доля установок FSD составляет 25%.Несмотря на его заявленную эффективность и популярность на просторах сети, автопилот Tesla уступает одному из основных конкурентов — Cruise от General Motors. Недавно к развитию Cruise подключился Microsoft (NASDAQ:MSFT).
При этом Tesla тестирует автопилот на своих площадках, а другие автомобильные компании — на общей. Среди явных лидеров, помимо Cruise, выделяется Waymo от Alphabet (NASDAQ:GOOGL). Waymo проехал больше всего миль без вмешательства водителя.
Рис. 6
…Денег мало
Самая главная проблема состоит в том, что компания продолжает оставаться глубоко убыточной. Во втором квартале чистые потери составили $408 млн. Несколько лучше, чем в январе-марте, но существенно ниже предсказаний аналитиков. Они предрекали убытки в размере 35 центов на акцию, тогда как в реальности набралось $1,12 — в три раза больше.
Еще один удар по Tesla — уход директора по технологиям Джей-Би Штробеля. 43-летний инженер был с компанией на протяжении всей ее истории последних 15 лет. Более того, как говорит сам Илон Маск, без ланча с Джей-Би в 2003 году компания просто бы не возникла. Формально Штробель остается в структуре фирмы, но переходит на должность советника, то есть фактически он перестал быть одним из руководителей. Как это скажется на развитии Tesla, пока совершенно непонятно.
Тесла_1
Бывший директор по технологиям Tesla Джей-Би Штробель (в центре)
Фото: REUTERS/James Glover II
Новости были восприняты публикой скорее негативно и нанесли серьезный удар по рыночной стоимости. Акции рухнули на 13% до минимума с июня, разом отыграв весь рост, который подогревался в начале месяца информацией об успешном расширении производства.
Илон Маск в своем письме акционерам указал, что основной целью компании на ближайшее будущее является увеличение производственных мощностей и выпуск новых продуктов. Тем самым он без прямого упоминания посоветовал инвесторам немного потерпеть убытки, так как корпорация сейчас несет большие расходы на развитие. В частности, планируется в этом году достичь объемов выпуска в 360-400 тысяч автомобилей в год. А прибыль будет потом, при достижении достаточных объемов и укреплении позиции на рынке.
Огонь-машина
В ДТП на МКАД Tesla Model 3 выгорела полностью, однако в столичном МЧС не придали пожару серьезного значения. Источник в ведомстве заявил, что площадь возгорания составила 4 кв. м. Между тем пожарные Европы и США готовятся к худшему и проводят специальные учения по тушению электромобилей. Дело в том, что обычные огнетушители не так эффективны и к тому же есть риск поражения током.
Тесла_6
Сгоревший электромобиль Tesla Model S на шоссе в Австрии
Фото: Feuerwehr-Landeck
В Австрии в тушении врезавшейся в отбойник Tesla были задействованы 35 человек и пять пожарных машин. А единственным эффективным способом борьбы с загоревшейся батареей остается вода в больших объемах.
Между тем, согласно исследованию NHTSA, хотя поврежденные литийионные батареи и склонны к разрушительному «тепловому» разгону, но их предрасположенность к возгоранию сопоставима или меньше, чем у бензина или дизельного топлива. Автомобиль с неисправным газобаллонным оборудованием куда более опасен, что показал эксперимент программы «Минтранс».
Илон Маск, основываясь на статистике, утверждает, что бензиновые автомобили горят в пять раз чаще, чем Tesla. И действительно, электромобили по количеству возгораний пока уступают обычным машинам с ДВС.
Однако популярность таких транспортных средств растет. За полгода в США, Европе и Китае было продано более 700 тыс. электромобилей. Для сравнения, в России за тот же период продали менее полутора сотен. По данным агентства «Автостат» на март 2109 года, парк автомобилей на электрической тяге достиг в РФ 3,6 тыс. штук.
Авторы Гайдпарка
-
Капитанская дочка NN
Сходили в банк
Читать полностью
-
perfectraise
В Европе построили первый за 20 лет крупный российский несырьевой завод
Читать полностью
-
Василий Иванов
Кого Вы поддерживаете: ХАМАС или Израиль?
Читать полностью
-
Василий Иванов
Что делать с казанским стрелком: лечить, сажать или расстреливать?
Читать полностью
-
Николай Холодов
IT-платформа БРИКС
Читать полностью
-
Манул Батькович
А что вы предлагаете?
Читать полностью
-
Василий Иванов
Готовы ли Вы выйти на митинг «За смертную казнь» в вашем городе или населённом пункте?
Читать полностью
-
Бедный Виктор
В Америке оружие в свободной продаже и там такое постоянно
Читать полностью
-
Александр Попов
США подозревают Россию в атаке на Белый дом
Читать полностью
-
Андрей Нестерон
У Луны должен быть один хозяин – Организация Объединённых Наций (ООН)
Читать полностью
-
Валерий Советский
Пару слов о прививках
Читать полностью
-
Людмила Шереметьева
К какому будущему идет наша страна?
Читать полностью
Сколько денег у Tesla
Даже если Tesla полностью перестанет получать выплаты за экологические баллы, у нее, скорее всего, все равно все будет хорошо. Связано это с ростом ее доходов от основной деятельности, увеличением стоимости акций и другими факторами. Например, ее свободный денежный поток в размере 2,8 миллиарда долларов вырос на 158% по сравнению с годом ранее. В 2018 году с этим показателем вообще все было очень печально, и компания была на грани того, чтобы вообще оказаться без денег. Но сейчас все изменилось.
Многие хотят купить Tesla, но пока не везде можно ей пользоваться.
Стоимость акций компании обычно отражает настроения инвесторов и их ожидания. Эти ожидания должны на чем-то основываться. В данном случае рост акций компании показывает, что у нее есть перспективы и не только Илон Маск своей харизматичный фигурой подогревает интерес к компании.
Джин Мюнстер, управляющий Loup Ventures и ведущий технический аналитик, считает, что споры между теми, кто фанатично предан Tesla, и теми, кто относится к ней скептически, давно превратились в ”священную войну”.
Мюнстер считает, что критики слишком много внимания уделяют тому, как экологические баллы по-прежнему превышают чистую прибыль компании. Он утверждает, что валовая прибыль в автомобилестроении, а не условные баллы, является лучшим мерилом финансового успеха компании.
Что может помочь «Тесле» стать прибыльной?
Расширение модельного ряда. И в частности – новый кроссовер Model X. При анонсированной цене в 50-60 тысяч долларов (что сопоставимо со стоимостью BMW X5 и Mercedes-Benz ML) первый вседорожник американской марки, да еще со столь причудливым механизмом открывания дверей, имеет все шансы не просто повторить успех Model S, но и стать настоящим бестселлером. Появиться Model X должна уже в сентябре. Еще более успешным может стать автомобиль Model III – электрический конкурент Audi A4 и Mercedes-Benz C-Class, который появится в продаже в 2017 году. По прогнозам «Теслы», самая маленькая модель компании будет стоить от 35 тысяч долларов, а ее запас хода составит 320 километров. Продажи этой модели должны будут исчисляться уже шестизначными цифрами. Если компании удастся реализовать все задуманное, то планка продаж в 500 тысяч автомобилей в год, которую Маск поставил в качестве цели на 2020 год, кажется вполне реальной. Плюс ко всему, у Tesla есть козырь в рукаве – сам великий руководитель и опытный бизнесмен Илон Маск, создавший немало доходных предприятий. Он, кстати, уже заявил, что не исключает привлечения дополнительных инвестиций и выпуска дополнительных акций на торги.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
И сколько стоит Tesla Model S?
Самая дешевая модификация Model S с индексом 70 обойдется в 52 тысячи 500 долларов. За эту сумму клиент получит 315-сильный седан с 368-километровым запасом хода, разгоняющийся до 96 километров в час за 5,5 секунды. Самая дорогая и мощная версия четырехдверки – P85D – оценивается уже в 87 тысяч 500 долларов. Топовый вариант комплектуется двумя электромоторами: агрегат на передней оси выдает 259 лошадиных сил, а на задней – 503 силы. До 96 километров в час такой седан разгоняется за 3,1 секунды, а с пакетом Ludicrous Speed Upgrade, который стоит 10 тысяч долларов, за 2,8 секунды. Плюс ко всему, Model S можно очень некисло навернуть опциями. Для самой дешевой версии можно докупить полный привод за 5 тысяч долларов, автопилот (который на самом деле не совсем автопилот) за 2,5 тысячи долларов, батареи большей мощности за 3 тысячи долларов, дорогущий салон за 3 тысячи долларов, пневмоподвеску за две пятьсот и даже два дополнительных кресла в багажник за 3 тысячи долларов.
Самая дорогая или самая переоцененная?
В июле Tesla стала самым дорогим автопроизводителем в мире, обогнав Toyota: ее капитализация составила $209 млрд, а к концу августа выросла еще вдвое — до $400 млрд. При этом Tesla за прошлый год выпустила 367 тыс. машин, а Toyota — 10,74 млн.
Компания также обогнала Johnson & Johnson и IBM — одни из крупнейших корпораций в мире. За год ее акции подорожали в шесть раз — на 760% (на 400% с начала года), и теперь Tesla стоит больше, чем ВВП Израиля, Ирландии и Гонконга. Глава компании Илон Маск поднялся на третью строчку в рейтинге самых обеспеченных людей мира, по версии Bloomberg.
Рыночная капитализация Tesla и других автоконцернов на 1 сентября 2020 года
Но капитализация не равна реальной прибыли: это всего лишь оценка спроса на акции. Она может кардинально меняться изо дня в день, под влиянием самых разных факторов. Один из таких факторов — сам Илон Маск, который часто выступает с эпатажными заявлениями и срывает сроки важных проектов.
Недавно Маск назвал свою компанию «переоцененной». Сомнения возникают не только у него: многие эксперты считают Tesla очередным «пузырем». Феноменальный рост компании начался во второй половине 2019 года, впервые за 17 лет. Только за прошлый год она потеряла $862 млн в виде убытков.
В октябре рыночная стоимость Tesla рухнула на $50 млрд из-за того, что Маск снова нарушил обещание — не представил новые батареи для электрокаров Tesla на Battery Day
Как твиты Маска влияли на акции Tesla
Илон Маск любит писать провокационные посты в своем Twitter. В этом он похож на президента США Дональда Трампа. В обоих случаях твиты приводят не только к шуму в СМИ, но и к ощутимым экономическим последствиям.
Самый скандальный — твит августа 2018-го, когда Маск пообещал приватизировать Tesla, если цена акций вырастет до $420. Эта цифра популярна у любителей марихуаны: ее принято курить именно в 16:20. Из-за этого в соцсетях начали писать, что Маск публикует твиты под действием марихуаны:
Акции начали стремительно расти, и торги пришлось прекратить, чтобы компанию не обвинили в спекуляциях. В дело вмешалась Комиссия по ценным бумагам. В итоге Маску пришлось заплатить $20 млн штрафа, еще $20 млн выплатила компания. Его заставили уйти с поста председателя совета директоров и впредь согласовывать свои твиты с руководством.
В декабре 2019-го акции и правда выросли до $420. После чего Маск написал что они «стали так высоки». Игра слов заключается в том, что в английском high — «высокий» — означает также «под кайфом»:
В мае 2020-го Маск написал, что цена акций Tesla «слишком высока». В результате они упали на 12%:
В июле Маск в очередной раз решил подшутить над инвесторами и выпустил красные спортивные шорты с символикой Tesla. Он сделал это, как и обещал, когда капитализация компании превысила $200 млрд:
В основе шутки — игра слов: по-английски слово шорты — shorts — то же, что и короткие позиции на рынке акций. Открывая их, трейдер делает ставку на то, что эти акции скоро упадут. На задней стороне вышита надпись «S3XY» — отсылка к четырем моделям Tesla.
Сами шорты продавались по $69,420, что тоже неспроста: это намек на скандальный твит 2018 года, где Маск обещал скупить акции Tesla по $420 за штуку:
Наконец, недавний твит о том, что акции Tesla стоят слишком дорого, обрушил капитализацию компании на $14 млрд:
Однако инвесторы доверяют Маску, несмотря на все его эпатажные выпады и проблемы со сроками некоторых проектов. Сам он заявил, что через пять лет Tesla будет стоить еще дороже. https://www.youtube.com/watch?v=6Q3uaepRCl4
На новый Cybertruck уже получено 200 тыс. предзаказов. И это — несмотря на то, что его «ударопрочное» стекло треснуло прямо на презентации.
Дела у компании и правда идут все лучше. Последние два квартала принесли прибыль, новый завод в Шанхае заработал раньше, чем ожидали, а в пандемию Tesla продала даже больше автомобилей, чем планировала. В то время, как ВВП США упал более чем на 30%, Tesla показала прибыль четвертый квартал подряд. В итоге ее акции вошли в популярный среди инвесторов индекс S&P 500. К концу 2020-го компания планирует выпустить 500 тыс. автомобилей, а за пять лет ее продажи могут вырасти в четыре раза.
Убытки, срывы сроков и бунт работников
Последние квартальные отчеты Тesla вызывают у многих вопрос: точно ли нормальная компания может так работать? За 14 лет Тesla ни одного квартала не была прибыльной, а в последнее время ее убытки растут ежеквартально. Маск в письме рынку пообещал, что компания выйдет в прибыль со второго квартала 2018 года, но в недавнем общении с аналитиками он отказался отвечать на вопросы о финансовой ситуации, называя их “скучными”.
Срывы сроков в производстве традиционны для Тesla. Теперь к ним добавился ворох технических и организационных проблем. Завод Gigafactory по производству литиевых аккумуляторов — его запустили на два года позже заявленных сроков — до сих пор не может выйти на запланированные объемы. Сборочный завод во Фримонте не достиг требуемых объемов выпуска дешевой массовой машины Tesla Model 3. В последний год компания регулярно становилась фигурантом скандалов: аварии на производстве, переработки и тяжелые условия труда, использование в качестве рабочей силы незаконных мигрантов, бунты сотрудников и менеджмента. Был даже случай сексуальных домогательств на рабочем месте, который быстро замяли — ни государственные органы, ни феминистические организации не стали развивать тему.
Первые трудности
С первых же дней старта производства Tesla ей не удавалось соответствовать собственным же планам выпуска. Руководители рассчитывали уже в 2007 году иметь не менее 500 экземпляров на продажу, однако и в 2008 году поставок так и не было. Следовало определиться: или стать первопроходцами на рынке электрокаров, или все усилия бросить на доведение модели до совершенства, устраняя многочисленные недостатки.
Проблемы на производстве были связаны одновременно с неорганизованностью и с чрезмерным идеализмом. Изначальный план состоял в том, чтобы Tesla обеспечивала детали ходовой части, а Lotus бы их собирал. Такая стратегия выглядела быстрой и дешевой. Однако Tesla стала брать на себя все больше и больше, сотни узлов вместо планируемого десятка.
Он изменил уровень порога дверей, заменил фары и сиденья на эксклюзивные, сделанные на заказ, запросил более дорогой материал для приборной панели. Таким образом, сроки выпуска постоянно сдвигались и срывались из-за внезапных доработок. В итоге компания неожиданно для самой себя обнаружила, что вместо пары собственных разработок вынуждена отправлять английскому сборщику целые сотни автомобильных компонентов, еще более запутывая и без того сложные финансовые дела Tesla. Отца-основателя и главного разработчика первого электрокара Мартина Эберхарда отстранили от руководства, отправив следить за производством, и к числу остальных проблем присоединились взаимные судебные иски членов правления.
На страже национальной безопасности
Model 3 — самая доступная модель американской компании, тем не менее Tesla позиционирует ее как автомобиль «с самой низкой вероятностью получения травм в ДТП».
У Tesla Model 3 батарея размещена под днищем, а значит, ниже центр тяжести и меньше момент инерции, что благоприятно отражается на управляемости и устойчивости. Отсутствие двигателя внутреннего сгорания позволяет сделать передок с большими деформируемыми зонами, эффективно поглощающими энергию при столкновении. Из-за того что мощный силовой каркас батареи не обеспечивает правильной деформации кузова при ударе в бок, Tesla разработала собственную конструкцию центральной стойки и порогов.
Тесла_3
Аккумуляторная батарея Tesla Model 3, снятая с электромобиля
Фото: hackaday.com
Интересно, что Tesla оптимизировала силовой каркас под фронтальное столкновение со столбом, хотя краш-тесты пока имитируют удар в столб боком. Можно сказать, это задел на будущее.
В серии краш-тестов Model 3 показывает рекордные результаты. Национальное управление по дорожной безопасности США (NHTSA), выяснило, что риск быть травмированным в попавшей в аварию «Тесле» составляет менее 6%. И это лучший результат среди 50 безопасных машин, протестированных NHTSA с 2011 года. Второе и третье места рейтинга тоже занимают «Теслы» — Model S и Model X, причем «эска» даже сломала специальный пресс, с помощью которого испытывали жесткость крыши при опрокидывании.
Что будет с Tesla
Высокие показатели акций Tesla — рост на 743% в 2020 году — делают ее одной из самых ценных американских компаний в мире. Тем не менее, 500 000 проданных автомобилей говорят сами за себя. Пусть общие продажи автомобилей и составили 70 миллионов штук, но не стоит забывать о специфичности электромобилей и том, что Tesla продается всего в нескольких странах. На этом фоне и 500 тысяч автомобилей кажутся выдающимся достижением.
Акции Tesla сейчас стоят примерно столько же, сколько у 12 крупнейших автопроизводителей, которые продают более 90% автомобилей по всему миру. При этом именно Tesla продолжает дорожать. Эксперты и аналитики ожидают, что 2021 год окажется для компании еще более удачным, а рост стоимости акций продолжится и дальше.
Пусть Tesla и затягивает с запуском некоторых моделей, но это только подогревает интерес к ней.
Вся отрасль движется к полностью электрическому будущему. На фоне этого компания, которая уже сейчас продвинулась дальше остальных, просто не может не вызывать интереса инвесторов. Тем более пока она идет по своему пути без серьезных ошибок, а Илон Маск своей непосредственностью и силой личности только подстегивает интерес к бренду.
Электромобили требуют меньше труда, меньше деталей, они дешевле в производстве, чем традиционные автомобили с бензиновым двигателем. Они дешевле в обслуживании и эксплуатации, но при этом дают куда более положительный пользовательский опыт. Все это и складывается в картинку светлого будущего электромобилей.
Технологии дешевеют, а чем больше машин ты производишь, тем дешевле тебе обходится каждая из них. Именно поэтому со временем, даже при сохранении стоимости, Tesla будет постепенно зарабатывать все больше и больше. А неповоротливые автогиганты, которым намного сложнее притормозить свои конвейеры и перестроиться на новые электрические рельсы, еще долго будут догонять. В этом отношении у Tesla и других начинающих с чистого листа компаний намного проще сразу сделать то, что нужно.
Выгореть дотла
Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.
Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».
Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.
Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.
Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.
Эшли Вэнс forbes.ru
Первые трудности
С первых же дней старта производства Tesla ей не удавалось соответствовать собственным же планам выпуска. Руководители рассчитывали уже в 2007 году иметь не менее 500 экземпляров на продажу, однако и в 2008 году поставок так и не было. Следовало определиться: или стать первопроходцами на рынке электрокаров, или все усилия бросить на доведение модели до совершенства, устраняя многочисленные недостатки.
Проблемы на производстве были связаны одновременно с неорганизованностью и с чрезмерным идеализмом. Изначальный план состоял в том, чтобы Tesla обеспечивала детали ходовой части, а Lotus бы их собирал. Такая стратегия выглядела быстрой и дешевой. Однако Tesla стала брать на себя все больше и больше, сотни узлов вместо планируемого десятка.
В производственный процесс активно вмешался Илон Маск, который посчитал, что его роль в запуске электрокара обидно занижается.
Он изменил уровень порога дверей, заменил фары и сиденья на эксклюзивные, сделанные на заказ, запросил более дорогой материал для приборной панели. Таким образом, сроки выпуска постоянно сдвигались и срывались из-за внезапных доработок. В итоге компания неожиданно для самой себя обнаружила, что вместо пары собственных разработок вынуждена отправлять английскому сборщику целые сотни автомобильных компонентов, еще более запутывая и без того сложные финансовые дела Tesla. Отца-основателя и главного разработчика первого электрокара Мартина Эберхарда отстранили от руководства, отправив следить за производством, и к числу остальных проблем присоединились взаимные судебные иски членов правления.